Классный час "Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка:

Моральный облик ребёнка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности, в учение, труде, игре, полезной общественной работе, в процессе взаимоотношении с окружающими людьми.

Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и преставления, получаемые школьниками во взаимодействии с учителем, родителями углублялись затем на уроках этической грамматики. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Всё то, что эмоционально воспринято, что нашло оклик в душе ребёнка, становится побудительной основой его поведения. Знания, чувства, поведения вот та триада, через которую педагог ведёт воспитательное влияния на ребёнка.

Вместе с тем большое значения имеет нравственное просвещения ребенка. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребёнку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом.

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Эффективный приём разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений, рассказов, стихотворений, басен, сказок. В работе надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев. Целесообразно обсуждать поступки поведения.

Пример тому классный час “Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости”.

Цели:

  • Выявить знания о поведении, обсудить о том, как учащиеся ежедневно в школе, дома, на улице выполняют знакомые им правила.
  • Подвести итог о проделанной работе, расширять круг знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. На доске записаны высказывания:

“Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе”

“Сознание сделанного добра является высшей наградой для человека”

Выясняем: добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Пословицы (дети приводят примеры).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим…

Доверие – уверенность в чьей-то добросовестности

Вежливость – совокупность правил приличия.

Тот, кто, делает добро другому, делает добро себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра является высшей наградой для человека.

Сенека

Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя, не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Конфуций

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

В.Г.Белинский

Дружба – самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Аристотель

Стараясь о счастьях других, мы находим своё собственное.

Платон

2. Открываем волшебные двери добра, вежливости.

– Сегодня, ребята, мы открываем волшебные двери сказки.

А произошло вот что…

2. Девочка Маша и мальчик Алёша
Гуляли однажды. Вечерней порошей
Вдруг всё замело, закружило вокруг.
И рядом уже ни друзей, ни подруг.
Какие-то тропки вились вкруг детей,
Какие-то звуки лились в темноте,
Какая-то тайна звучала в тиши,
И кто-то шептался в тёмной глуши.
Всё так непонятно, и чудно, и дико,
Всё так неприятно и многолико,
Что дети невольно застыли в испуге
И крепко прижались со страхом друг к другу.

– Войдём и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны? Как помочь детям? Какие наши усилия могут изменить ситуацию? Возьмите с собой ваших любимых сказочных героев, с ними будет не страшно. Каких героев вы берёте с собой? Поместим их на сказочной поляне. (Учитель открывает на доске или на специальном стенде изображения сказочной поляны). Каким образом они помогут Маше с Алёшей? (Рисунки со сказочными героями, подготовленными на предыдущем уроке, размещают на поляне. Звучит тихая музыка).

Но вот что-то тонко и тихо запело,
На тропке одной лучом заалело,
Дети несмело по тропке пошли
Всё дальше и дальше…
И в сказку вошли.
(Музыка играет громче)
А в сказке сияло кругом и сверкало,
И ласковым было сказки начало,
И песня детей по тропинке звала
К дороге широкой сплошь из стекла.
В ней отражались все дивные дива.
Было вокруг песнопевно, красиво.
И дети внимали всему не дыша.
И тихо ступали, боясь помешать.
Вдруг перед ними замок явился.
Светлый и тонкий он нежно светился.
Дети несмело остановились.
Ворота и двери тотчас открылись.

– Войдём вместе с героями в замок? Что бы вы хотели там увидеть? Чего вы опасаетесь?

Ну что же теперь заглянем в замок.
А там так красиво всё, чисто и ладно,
Уютно, тепло, необычно, нарядно,
Что трудно решить, куда встать или сесть,
Куда посмотреть, что сделать, что съесть.
Растерянно Маша с Алешей стоят,
На всё тихо смотрят, не пьют, не едят,
Не знают, к кому обратиться, как быть.
Что дальше их ждёт?
Как свой дом возвратить?

3. Напишите, что самое хорошее есть в вашем доме, пусть это поможет детям. (Ребята пишут ответы на листочках или с помощью свитка. Листочки складывают в конверт. Учитель читает ответы). Сказка продолжается.

Только о доме подумали, вдруг
На стенном полотне обозначился круг.
В круге написано было письмо,
И дети решили – поможет оно.
В письме говорилось, что дети должны
Волшебные чары, что злобы полны,
Развеять, рассеять, и сразу домой
Они попадут по дороге прямой.
Задумались дети, что делать, как быть,
Как зло обнаружить и как победить.
Как им волшебные чары понять,
Их разгадать и на них повлиять.

4. Звучит песня “Под крышей дома своего”.

Ребята, а где ещё надо быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми?

Конечно же, в школе.

5. Звучит песня. “Учат в школе”.

Человек-творец добра. Добрые поступки нужны нам в жизни. Друзьям надо помогать, выручать их, быть внимательными друг к другу.

6. Просмотр видеофильма “Волшебник Изумрудного города”.

7. Фрагмент песни “Собака бывает кусачей”.

8. Просмотр эпизода видеофильма “Финист-ясный сокол”.

Существуют знакомые вам правила приличия, которыми вы пользуетесь ни только дома, но и в школе.

9. Басня “Из парты капнула слеза”. М. Ильин (см. в Приложении).

10. Стихотворение С.Я. Маршака “Школьнику на память” (см. в Приложении).

11. Стихотворение “Два козла” В. Лившиц (см. в Приложении).

12. Стихотворение “Перемена”. Б. Заходер (см. в Приложении).

13. Песня “Не терять друзей”(магнитофон).

14. Стихотворение “Любочка” (обсуждение) (см. в Приложении).

Детям разъясняется в беседе: добро – это все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. От добра добра не ищут. Не к добру (предвещание нехорошего, дурного). Сделать много добра людям. Помнить добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).

15. Песня “Вместе весело шагать” (магнитофон).

16. Вежливый – соблюдающий правила приличия. Вежливое обращение. Вежливость -совокупность правил поведения не являющееся юридически обязательным. Несоблюдение -недружелюбие, не несёт ответственности.

17. Стихотворение “Если вы вежливы”. С.Маршак (см. в Приложении).

18. Песня “Если с другом вышел в путь”.

Человек – творец добра. Добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни.

Детям разъясняется в беседе: доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доверие – уверенность, чьей-то добросовестности, искренности, в правильности, чего-то. Заслужить доверие, оказать кому-нибудь. Пользоваться чьим-нибудь доверием. Отнестись с доверием.

19. Памятка “Основные правила культурного поведения”

  1. В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  2. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
  3. Вежливые слова (“пожалуйста”, “спасибо”, “будьте добры” и т. п.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
  4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
  5. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
  6. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
  7. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку.
  8. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  9. Обращаясь к учителю, к товарищам, надо назвать их по имени. Невежливо в присутствии учителя говорить о нем: “Он, она” (“Она меня не пустила в класс”). Надо называть имя и отчество.
  10. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
  11. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  12. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
  13. Бранные слова в твоей речи свидетельствуют о твоем бескультурье.

Итог:

Чего добивается учитель, систематически проводя уроки этической грамматики. У детей постепенно формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся.

Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг другу, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.

В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.