Воспитание интереса к изучению математики через занимательный материал в работе с умственно отсталыми детьми

Разделы: Математика, Социальная педагогика


Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность

Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.

Доказано, что у ребенка овладевшего математическими представлениями и понятиями быстрее и успешнее происходит социализация.

Математические знания у детей с нарушениями интеллекта имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий У них страдают процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления (ЛС Выготский, Л.В Занков, Ж И.Шиф и др)

Отечественные исследователи в области специальной психологии считают, что основной дефект при олигофрении -недоразвитие познавательной деятельности. Познавательная деятельность базируется на восприятии памяти, мышлении и речи, которые тесно связаны между собой. Формирование мыслительных представлений содействует коррекции наиболее слабой стороны психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, развитию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно всей познавательной деятельности вцелом. Уровень сформированности математических представлений у детей нашего реабилитационного центра различен. Есть дети, у которых он находится на самом элементарном уровне, есть дети с низким, с достаточно сформированном уровнем развития Каждого ребенка я стараюсь воспринимать, как человека с определенным потенциалом и принимать таким, какой он есть
Проводя коррекционную работу, применяя индивидуальный подход к данной категории детей для получения результата старалась вызвать как можно больший интерес к различной деятельности. Убедилась в том, что с больными детьми нужно чаще применять не строгость, а ласку, уместную шутку, сказку, игровую ситуацию, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам . На занятиях я стремилась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать слепого, безоговорочного исполнения заданий. Ведь знания, усвоенные без интереса ,не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными -это мертвый груз.

Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный материал ( или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного уровня речевого развития. Если ребенок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Через занимательный материал идет развитие личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них . В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость.

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету, компенсируются дефекты развития

С детьми младшего возраста интерес к математике обеспечивается в большей степени использованием сказочных сюжетов, и тогда ребятишки переносятся в мир загадочности волшебства. Они воспринимают предложенное в качестве задания как происходящее с ними реальное событие.

.Частыми гостями у меня на занятиях бывают такие герои сказок, как Буратино, Мальвина, Белоснежка, почтальон Печкин, Муха-Цокотуха, Красная Шапочка, Баба Яга и другие.

.С помощью этих персонажей создаются ситуации с заданиями, активизируется словарь детей, воспитываются оценочные суждения при анализе нравственных поступков.

Тема занятия «Умножение по 2»

Через прослушивание магнитофонной записи дети узнают, кто приглашен на день рождения к Мухе-Цокотухе .По изобразительной наглядности надо выяснить, сколько на празднике гостей Танцуют парами(жучки, блошки, паучки) Закрепляется таблица умножения. Гости приготовили подарки - несколько салфеток, на них по 2 цветка. Сколько всего цветков?

На этом же занятии реализуются и нравственные задачи: как нужно дарить подарки, как их получать. Дети должны выбрать из 3 предложенных 1 ответ - слова благодарности для Мухи-Цокотухи за полученный подарок – сапожки..

1.

Ничего так уж сапожки
Где вы их достали, блошки?
C кавалером их носить,
Иль в коробку положить?

2.

У меня уж есть сапожки
И получше этих, блошки,
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.

3.

Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору!

Любая игровая ситуация подчинена теме занятия, поэтому она дает хорошие результаты.

Вот по дорожке бежит Красная Шапочка, торопится к бабушке. (на магнитной доске красочное изображение). Она заранее сложила пирожки в корзину и складывала побыстрее – парами (закрепляется таблица умножения на 2).Встретился ей Волк. Он решил обогнать девочку. На волшебном дереве нужно найти примеры с ответом 20 (рис.) Нашел. Но вот опять препятствие: мост, на нем уже более сложные примеры. Решил и пришел к бабушке. Но как к ней обратиться? Нарвал ромашек и вежливо преподнес подарок.

Ты бабулечка – симпапулечка,
Я пришел тебя не есть,.
За пирог лишь вкусный сесть.
Пришел к тебе с гармошечкой.
Под твое окошечко.

А потом «пекли» пироги и одновременно решали задачу. И в этом сюжете присутствует воспитательный момент: исправился характер у Волка . Он стал добрым и ласковым..

Следующий раз использую в работе загадки, которые всегда интересны детям. Они развивают любознательность, внимание, память, мышление. И очень необходимы при установке занятия, определении математических ситуаций.

Тема «Число и цифра 11»

Что за чудо этот дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Дети во время беседы говорят, что в нашем городе ходит автобус под №11и останавливается недалеко. Педагог спрашивает о том , где еще встречали эту цифру .

На другом занятии предлагаю решить примеры и заполнить кроссворд

19–9–9=1
1+8–7=2
12–10+1=3
7+2–5=4

Ответы закрыты табличками, на обратной стороне слова: заяц, волк, медведь, лиса. Порядок примеров совпадает с порядком слов в кроссворде, заполнив который мы узнаем гостей приглашенных на занятие. Это гости из цирка.

заяц
волк
медведь
р
лиса

На одном из занятий была даже Баба Яга.  Дети так увлеклись доказывая, что Баба Яга неправильно решает примеры, что та взмолилась

Вот, что я скажу, друзья,
Дети примеры, задачи решают,
Никого не обижают.
Я теперь уйду в избушку,
Буду книги там читать,
Стану доброю старушкой,
По утрам писать, считать.

Несомненно, успешному использованию занимательного материала в целях воспитания элементарного интереса к предмету математике способствует умелое педагогическое руководство ими. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать положительное отношение к занимательному материалу, тогда лишь появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительных результатов.