Повторительно-обобщающий урок по теме: "Взаимодействие тел". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели: Систематизация знаний учащихся, совершенствование умения решать задачи, предварительный контроль знаний учащихся, подготовка к контрольной работе, приобретение навыка работы с компьютером

Оборудование:

  • Компьютеры, тест “Силы” (Microsoft Power Point)
  • Карточки с тестовыми заданиями “Силы” (для сильных учащихся)
  • Карточки с таблицей “Характеристика сил”

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка цели

III. Повторение теоретического материала

Вопросы:

  1. Что называется плотностью вещества и как ее определить?
  2. Что означает числовое значение плотности?
  3. Что такое динамометр?
  4. Какие виды сил вы знаете?
  5. Как формулируется закон Гука? /Величина упругой деформации пропорциональна приложенной силе/
  6. Как закон Гука записать формулой?
  7. Что называется силой трения? Формула для нахождения силы трения?
  8. Как ее можно измерить?

Работа с таблицей “Характеристика сил”.

Характеристика Вид силы
Сила тяжести Сила упругости Сила трения
Физическая природа гравитационная электромагнитная электромагнитная
Характер взаимодействия и на расстоянии,

и при соприкосновении

при соприкосновении при соприкосновении
Зависимость от относительной скорости не зависит не зависит зависит
Направление действия через центр масс, по отвесу вертикально вниз перпендикулярно к поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе вдоль поверхности соприкосновения, противоположно направлению скорости относительного движения
Закон (математическое выражение
Прибор для измерения – динамометр
Единица измерения – ньютон (Н)

IV. Решение задач

1. Снежинка равномерно движется вниз. Какие силы в этом случае действуют на снежинку? Изобразите силы на рисунке.

2. Определите равнодействующую трех сил, приложенных к телу в точке А. (7 Н, вправо)

3. Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Определите силу тяжести, действующую на хоккеиста и силу трения коньков о лед. Коэффициент трения равен 0,02. (650 Н, 13 Н)

4. Во время поездки общий вес автомобиля уменьшился на 355 Н. Определите, сколько литров бензина было израсходовано. Плотность бензина равна 710 кг/м3. (50 л)

V. Физкультпауза

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что вы едете в автомобиле. Вокруг заснеженные поля, деревья покрыты белым пушистым снегом. И вдруг на дорогу выбежал заяц. Водитель резко затормозил… (наклонились вперед) Но все завершилось благополучно, заяц убежал, водитель резко нажал на газ. Продолжаем ехать, и вот быстро поворачиваем направо… (наклоняются влево), дорога петляет, теперь поворот налево… (наклоняются вправо). Почему так происходило, почему вы наклонялись? (по инерции)

Повторим про виды трения, встаньте так, чтобы не мешать друг другу

Поднимаем руки вверх:

  • правую, если я называю трение скольжения
  • левую – трение качения
  • обе руки – трение покоя

Итак, с каким видом трения мы имеем дело в следующих случаях?

Катаясь на лыжах П
Катаясь на роликах Л
Катаясь на коньках П
Поскользнувшись на горошине Л
Сдвигая диван с места обе
Катаясь на санках П
Катаясь на велосипеде Л
Перемещая по комнате кресло П
А если это кресло на колесиках Л

Хорошо. Пожалуйста, садитесь

Возьмите карандаши в руки и хорошенько их погрейте, прокатали по всем пальчикам

VI. Тестирование (дифференцировано)

Слабые учащиеся выполняют тестовое задание на компьютере: тест “Силы” (Power Point) <Приложение 2>

Сильные учащиеся выполняют задания на карточках:

Те, кто закончил выполнять задание, – получают кроссворд <Рисунок 1>, <Приложение 1>

VII. Подведение итогов урока

VIII. На дом: Повторить §§ 21 – 32, готовиться к контрольной работе.

IX. Творческие задания

  1. Написать речь прокурора “Я обвиняю господина Трение”.
  2. Написать речь адвоката “Я защищаю господина Трение”.
  3. Мне приснился сон, что трение вдруг исчезло.

Литература:

  1. А.В. Перышкин “Физика.7 класс”.
  2. Е.М. Гутник “Примерное планирование учебного материала по учебнику А.В. Перышкина “Физика-7”.