Использование интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков ОБЖ

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии


Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса ( Трайнев, 2004 ). Современный школьник стремиться в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ребенку, что компьютер – это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое.

Неотъемлемым компонентом обеспечений современной образовательной системы являются информационные ресурсы ( Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах ( библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах ) (Библиографическое описание.., 2001 ). Одним из разновидностей информационных ресурсов выступает сеть Интернет.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов ( Смирнов, Якупов, 2006 ).

Постулаты Федерации Интернет Образования (www.fio.ru) гласят:

  • Современному образованию – современные учителя;
  • Современным учителям – современные знания;
  • Современные знания – через Интернет-технологии.

Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией ( Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:

  • Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
  • Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
  • Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
  • Создание специализированного сайта.

Свободный поиск Интернет-ресурса по заданной теме привел к созданию электронной библиотеки ОБЖ и справочным указаниям для учителя. Фрагмент справочных указаний приводится ниже:

5.2.6. Транспортная безопасность. ПДД

Название

Электронный адрес

2.5.1 ПДД РФ http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml
2.5.2 Пропаганда ПДД http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm
2.5.3 Безопасность автомобиля http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/
2.5.4 Безопасность на транспорте http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm
2.5.5 Безопасность пешехода http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm
2.5.6 http://festival.1september.ru/2003_2004/

index.php?member=103499

Пример изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя

1. Задание по теме “Экология и здоровье человека”. Найдите на сайте электронной экологической библиотеки “НИА-Природа” материал о вредности биодобавок для здоровья человека.

2. Алгоритм выполнения задания:

  • Подключение к Интернету.
  • Выход на сайт http:// www.lib.priroda.ru
  • Вход в раздел “Здоровье человека”.
  • Поиск и просмотр искомого материала.
  • Закачка найденного материала.
  • Просмотр основных моментов материала.
  • Составление резюме материала.
  • На завершающем этапе работы данный материал записывается в электронную экологическую библиотеку и ему присваивается шифр хранения.

3. Карта выполненной работы

Резюме к материалу “____________________________________________________”

Электронный адрес ____________________________

Тема _________________________________________________________

Описание _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Резюме составил___________________________

Дата ____________________

Пример использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ.

Урок в 9классе “Биоритмы – организаторы нашей жизни” из раздела “Экологическая безопасность”.

Так, в подготовленной презентации урока демонстрируется ссылка на сайты Интернета, с отдельными страницами которых обучаемые будут работать по индивидуально-групповой схеме, проводя исследование.

Исследовательская работа на рассматриваемом уроке проводится по группам. Состав группы 2-3 ученика. Каждая группа перед началом урока получают индивидуальную карточку задание и листы рабочей тетради по теме урока.

Пример карточки-задания для группы № 1.

Лист рабочей тетради группы № 1.

Страницы указанных выше сайтов записаны заранее и включены в папку по теме урока. Обучаемые получают возможность провести исследование ( по указанному заданию ) с изучением информации, помещенный в Интернет-ресурсе. Данная методика показывает обучаемым, что Всемирная сеть Интернет имеет учебное и познавательное и познавательное значение.

В результате длительного изучения сети Интернет возникла необходимость в попытке создания специализированного сайта по “Основам безопасности жизнедеятельности”. Причиной тому послужило отсутствие такового и Интернете.

Адрес сайта: http://obz-bzd-npt.narod.ru/. Авторский сайт представляет собой учебно-методический комплекс Основ Безопасности Жизнедеятельности и Безопасности Жизнедеятельности. Структура сайта:

УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

АНКЕТА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

МОИ ПУБЛИКАЦИИ

Сайт работает с апреля 2006 года. Статистика счетчика сайта выглядит следующим образом:

Месяц

Число обращений к сайту

Кол-во уникальных посетителей

Среднее число обращений к сайту одним уникальным посетителем

Апрель

431

48

9

Май

217

41

5

Июнь

60

14

4

Июль

65

17

4

Август ( по 19.08 )

36

12

3

Всего за апрель-август

809

132

6

Таким образом, Всемирная компьютерная сеть Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.

Литература

  1. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
  2. Смирнов А.В., Костин В.А. Преподавание раздела “Экологическая безопасность” посредством экологических Интернет-библиотек // Информационная культура в системе подготовки будущего инженера: Мат-лы регион.науч.-практич.конферн. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н.Туполева, 2006. – 236 с. – С.176-177.
  3. Смирнов А.В. Технологические основы использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2005-2006, г.Москва. - [электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310653
  4. Смирнов А.В., Якупов З.Я. Содержание вопросов экологической безопасности // Окружающая среда и здоровье: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции.- Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – 238 с. – С.4-7.
  5. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика / Под общ.ред.В.Д.Матросова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. – 320 с.

13.12.2006