Возможности краеведения на уроках географии

Разделы: География


Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить
разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну
большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такою,
Какой её ты в детстве увидал.

/К. Симонов “Родина”/

Принцип “учить детей географии с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебника Ф. Студитского в 1840 г.)

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имел в 40-х годах XIX в. К. Д. Ушинский. Он считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. К. Д. Ушинский был вдохновителем преподавания географии на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось во второй половине XIX в. его учениками и последователями.

После 1917 года большое развитие получило краеведение, начали создаваться краеведческие музеи. В школе была создана даже специальная школьная программа краеведения. Прав был М. И. Калинин, сказавший в своё время: “Воспитание патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины”. Краеведение – для учителя путь к научной исследовательской работе; в процессе краеведческой работы происходит самостоятельное усвоение детьми учебного материала, приобретаются навыки, необходимые в жизни, идёт подготовка к практической деятельности, расширяются общеобразовательные знания.

Краеведение даёт возможность объединить многие вопросы разных дисциплин друг с другом и использовать их для практических целей:

Тема: Осенняя экскурсия в природу с учащимися 6 класса: маршрут “Садоводство “Железнодорожник” - курорт “Ангара”.

Цели:

  1. Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов;
  2. Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с водами, их использованием и охраной;
  3. Умение самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы;
  4. Развитие внимания, понимания своих товарищей, взаимопомощь

Оборудование: компасы, блокноты, поплавки, секундомер, нивелир, рулетка, гномон.

Ход экскурсии

Т.Н. № 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом – гномон; определение расстояний шагами, сторон горизонта по компасу /место поведения: двор школы/.

Т.Н. № 2. Берег реки Каи. Выбор отрезка реки. Пуск поплавков на разных расстояниях от берега и на середине.

Запись, где течение быстрее.

Кай, Хай, названия ряда урочищ - на тувин. и якут. языках кая, кия, хая, хайа означают "скала", "утес", "гора с крутым скалистым склоном". Кай на кет. языке означает "крутой обрыв", "берег". Места с эти названием обячно представляют небольшие горы с крутыми скалистыми склонами, обрывами, утесами, часто резко возвышающимися над рекой и окружающими равнину, например: Кайская гора близ Иркутска, Хайта. (http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=113&sec=12)

Т.Н. №3. Какая форма рельефа перед вами? Дать формулировку. Определение высоты холма с помощью нивелира.

Т.Н. № 4. На возвышенном берегу Каи (идти по правому берегу р. Кая):

  1. Зарисовать русло.
  2. Обозначить стрелкой направление течения, название берегов (правый, левый).
  3. Что называется руслом, поймой, долиной?
  4. Показать коренные берега.
  5. Есть ли озёра в долине Каи?
  6. Как эти озёра называются? (озёра – старицы).
  7. Какого происхождения эти озёра, как они образовались?

Т.Н. № 5. Устье р. Кая:

  1. Как называется то место, где река впадает в реку, озеро или море? (устье).
  2. Каким притоком Иркута будет Кая?
  3. Зарисовать вид устья сверху.
  4. Определить по компасу направление течения р. Кая.

Т.Н. № 6. Русло реки Иркут:

В 200 метрах от санатория, правый берег Иркута.

Иркут, р., приток р. Ангары - по поводу происхождения названия р. Иркут существует много толкований - от монг. слова эркэу (эрку), или эршэ - "сила", "энергия"; от бур. глагола эрьехэ - "крутиться", "вертеться", "поворачиваться", - связанных с излучиной у горы Ыркузун, от слов эрэ хун - "мужчина", эрэ худ (эрэхуд) - "мужчины, мужской люд". Существует легенда о том, что уцелевшие от гибели при переправе через эту реку мужчины осели в долине, которую затем назвали "рекой мужчин] - Эрэхуды-гол (Эрхуд-Иркут). По другому бурятскому сказанию, было три брата: Аха (р. Ока) - старший (т. е. крупная река Восточного Саяна), Эрху (р. Иркут) - капризный, избалованный (т. е. река с капризным режимом) и Ииэ (р. Ия) - младший (т. е. малая река). Все эти расшифровки - плод ложной этимологии. Близко к действительности объяснение, связывающее происхождение названия Иркут с этнонимом Ырху: как написано в орхонских надписях VIII вв., в Саянах и Прибайкалье обитало племя байырху (или Ырху), потомки которого сохранились в виде многочисленных родов (иркит, игрит, иркыт, ырху) среди бурят, тувинцев, алтайцев и других современных народов. (http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=113&sec=12)

1. Что такое русло?

2. Как определяют направление течения и берега?

3. Покажите, какая часть долины затопляется? (пойма).

4. Сосчитайте, сколько террас на правом и левом берегах долины, определите их границы.

Правые притоки реки Иркут берут начало с Хамар-Дабана (Быстрая, Кынгарга, Зун-Мурин и другие). Река Иркут образуется при слиянии Черного, Белого и Среднего Иркута (Истоки в Восточном Саяне), имеет горный характер. По Тункинской долине до Иркутска течет в условиях равнинах. Стоим мы на крутом берегу. Коренной берег левый – гряда невысоких холмов, имеющих плоскую водораздельную линию. Правый берег крутой, имеет 7 террас. Самая древняя верхняя, нижняя молодая. Угол наклона террас:

  1. 3,5°
  2. 15°
  3. 22,5°
  4. 24°
  5. 16,5°
  6. 15°

5. Какую работу сейчас проделывает река? (подмывает крутой берег, оставляет наносы на пологом берегу).

6. Откуда эта река получает воду? (ключи, притоки, дождь, снег).

Т.Н. № 7. Берег реки Иркут, район курорта “Ангара”:

  1. Сориентироваться на местности. Определить направление течения р. Иркут.
  2. Осмотрите местность и скажите, как можно назвать такую форму поверхности.
  3. Проследите за углублением поверхности, определите его основное направление и назовите это вытянутое в длину углубление, которое выработала р. Иркут (долина).
  4. Покажите рукой берега долины, находящиеся на уровне окружающей поверхности (это коренные берега).
  5. Найти линию горизонта (закрытый, открытый горизонт).

Т.Н. № 8. На территории курорта “Ангара”:

Центральный корпус курорта “Ангара”. Построен в 1901 году по проекту городского архитектора Алексея Ивановича Кузнецова, на пожертвования почётных граждан Иркутска (коммерции советника Иоана Логиновича Медведникова и его жены Александры Ксенофонтовны). Выполняя волю покойного мужа, она пожертвовала на строительство 600 тыс. руб. (очень большие по тем временам деньги). В августе 1898 г. городская Дума утвердила проект. К строительству приступили 1 сентября 1898 г. В январе 1901 г. комиссия передала по акту новую больницу. Она предназначалась для хронических больных.

Находившихся на лечении бесплатно кормили, им три раза в год выдавалось денежное пособие. В здании находилась своя аптека. На первых трёх этажах – мужское отделение, а женское – на третьем этаже). В комнатах стояли железные кровати, между ними деревянные столики и табуреты. На третьем этаже располагалась церковь. Позже построили часовню в сосновой роще.

С 1924 года в здании размещалась туберкулёзная здравница, а в 1932 году был организован физиотерапевтический институт. В период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. здесь работал военный госпиталь №934в/ч п/я689. В послевоенные годы открыли санаторий.

Теперь это здание является памятником истории и культуры, ему более 100 лет. В нём расположен административный корпус курорта “Ангара”, кафедра физиотерапии, диагностические лаборатории и некоторые лечебные помещения.

Специализируется курорт на лечении заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, опорно-двигательного аппарата, кожи, а также заболеваний урогенитального и гинекологического профиля. Здесь действует единственное в Восточной Сибири специализированное отделение для восстановления здоровья больных, перенёсших острый инфаркт миокарда. Открыто реабилитационное отделение для перенесших операции на желудочно-кишечном тракте. Основным лечебным фактором курорта являются собственные природные рассольные хлоридно-натриевые воды (содержащие сероводород) и сапропелевая лечебная грязь. Рассол используется в виде ванн, компрессов, ингаляций и орошений.

  1. Изменение в растительном и животном мире.
  2. Конкурс стихов об осени, пословиц, поговорок.

Домашнее задание: Отчёт об экскурсии оформить в тетради.

География Иркутской области. Тема “История исследования и хозяйственное освоение территории”: создание Восточно-Сибирского отделения Русского императорского географического общества 17 ноября 1851 года; на фризе Иркутского областного краеведческого музея высечены имена учёных, внёсших большой вклад в изучение Иркутской области, назвать, рассказать об одном; Иван Дементьевич Черский – археологические раскопки на окраине Иркутска, около бывшего военного госпиталя, им была открыта первая палеолитическая стоянка на азиатской части Русского государства.

Тема “Население” - проводят социологические исследования:

  1. Изучите, сколько детей в семьях ваших родных, знакомых, соседей. Для исследования можно взять десять семей. Результаты проделанной работы отразите в столбчатых диаграммах. Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в районе вашего проживания при таком количестве детей в семье?
  2. Выясните, сколько по сравнению с вашей семьёй было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки и т.д. Постройте график. Проанализируйте график и сделайте вывод, как стало сокращаться количество детей в семье. Спросите у родителей, где жили их прародители – в деревне, небольшом городе, крупном городе. Проверьте, не повлияла ли городская жизнь на изменение числа детей в семье. (Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения “География” №9 1998).

Составляют родословное (генеалогическое) дерево своего рода.

Тема “Рельеф” - “Три самых сильных землетрясения” - газета “Что почём” №86, 4 ноября 1997 года – Цаганское землетрясение 12 января 1862 года. “В Иркутске толчки были настолько сильными, что могут быть отнесены к максимальному из когда-либо здесь наблюдавшихся (семь-восемь баллов). 11 января в результате первых толчков печи во многих домах дали трещины, трубы обвалились. При подземных толчках 12 января трещали все строения, сами собой звонили колокола в церквях, на Ангаре и Ушаковке лопался лёд, трескалась мёрзлая земля, было явственно видно движение почвы”.

Тема “Полезные ископаемые Иркутской области” - следует упомянуть, что сосланные в Сибирь за участие в восстании 1863 года, поляки проводили исследования, а результаты их работ обогатили географическую науку новыми данными, которые не потеряли своей научной ценности и в настоящее время. Александр Лаврентьевич. Чекановский – изучение геологии и географии Прибайкалья. Он впервые установил, что каменные угли Иркутского угленосного бассейна относятся к юрской системе, а не к каменноугольной, как полагали раньше, отметил подземные пожары на берегах рек Зимы, Малой Ирети и объяснил самовозгорание углей следствием большого содержания фосфора. В Иркутске он работал более 10 лет. Итог - посещение минералогического музея имени А.В. Сидорова при Иркутском Государственном Техническом Университете..

Тема “Климат” - во время пребывания на севере Иркутской области в селе Преображенка И. Д. Черский производил метеорологические наблюдения по программе 1-го международного полярного года, проводившегося в 1882 году, изучая современную и ископаемую фауну. Природные катаклизмы в истории города Иркутска “Самый крупный град”: “17 июля 1883 года в Иркутске прошёл град. Подумаешь, невидаль какая, скажете вы, с каких пор град стал природным катаклизмом? Однако в истории нашего города с тех пор не было ничего подобного: градины были величиной больше голубиного яйца. Особенно лютовал сей “невинный” атмосферный осадок в Знаменском предместье и Рабочей слободе. В районе реки Ушаковки были пойманы несколько гусей, которым градом переломало крылья. О человеческих жертвах история умалчивает” - “Что почём” №86, 4 ноября 1997 года.

Тема “Воды” - Александр Лаврентьевич Чекановский предвосхитил почти на 70 лет рождение новой отрасли в геологии – неотектоники. Он много лет тому назад дал близкую к истине теорию происхождения Байкала, теорию о том, что Байкал – это не итог одновременного провала, а результат постоянного движения земной коры, непрекращающееся и по настоящее время. Главная водная артерия области, длина в пределах области, левые притоки, правые. Река Ушаковка раньше называлась Ида (от самодийского "ид” – вода). В 1693 году купец Иван Ушаков построил мельницу на реке Ида. Дела у купца шли хорошо, и вскоре он стал богатым и знаменитым горожанином. В честь купца Ушакова реку и переименовали в Ушаковку.

Тема “Топливно-энергетическая промышленность” - “Самое высокое наводнение” - газета “Что почём” №86, 4 ноября 1997 года: “Произошло оно 13-17 июня 1883 года. Из-за обильных продолжительных дождей в Ангаре, Ушаковке и Иркуте сильно прибыла вода и затопила все дворы на Мало-Блиновской улице настолько глубоко, что для перемещения людей по распоряжению губернатора туда были доставлены лодки. Наводнение унесло купальни, разрушило дамбы у кузниц, размыло дороги. В результате в городе образовались многочисленные обвалы почвы”. Мало-Блиновская улица – Чехова. Иркутская ГЭС построена в 1958 году, мощность 662,4 тыс.кВт. Что произошло с режимом реки Ангары?

Тема “Транспорт”. Рассказ о постройке понтонного моста. По какому поводу иркутяне посылали делегацию к генерал-губернатору в 1888 году? (значение железных дорог).

В 1888 году по Иркутску поползли слухи, что будущая дорога не захватит города. Бесспорно, жители Иркутска связывали с железнодорожной магистралью многие свои надежды и планы.

17 мая 1888г. на заседании городской думы было решено послать депутацию во главе с городским головой В.П. Сукачёвым к генерал-губернатору с ходатайством о том, чтобы проектируемая линия проходила через Иркутск.

В “Восточном обозрении” появился фельетон. Автор его писал: “Представьте себе превратность судьбы, когда на Иркутск выпал этот печальный жребий. Железная дорога пройдёт мимо него в верстах 7 или 10, иначе – она не коснётся Иркутска и направится кругом Байкала. Представьте себе разочарование жителей, мечтавших уже об отелях, гостиницах, буфетах и бутербродах, словом, о всех благах, какие даёт железнодорожное движение городу.

- Но, позвольте, наш город падёт, захиреет! - восклицают жители. – Не может быть, чтобы наш центр обошли…

- Но почему же счастливее Иркутска должны быть деревни Жилкина или Глазкова, стоящие по ту сторону Ангары? Почему им счастье, склады, гостиницы, бутерброды!? – с отчаянием восклицают иркутские домовладельцы.

Что же желать.… Эти деревни разрастутся, они будут походить на предместье Лондона. Глазкова будет переименована в “Глазкоу”, “Жилкина” в какое-нибудь Сан-Франциско или Петроиль…”

(Гольдфарб С. И. Весь Иркутск. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992).

Первый поезд пришёл в Иркутск 16 августа 1898 г.

Вокруг Иркутска возникали в XVII – XVIII вв. деревни служилых людей, перешедших на поселения, или пашенных крестьян, получивших земельный участок в пригороде. Они основали поселения, названные их фамилиями: Мельниково, Глазково, Жилкино. (http://www.angara.net/geo/books/toponimica/toponimica4.jsp)

Так, готовясь к каждому уроку, нужно стараться рассказывать о своём крае, городе.