Проект "Школа юных Робинзонов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели проекта:

  • Закрепить представления детей о съедобных и лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
  • Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки и т.п.

Предполагаемые результаты

  • “Издание” книги “Огород и аптека на опушке”.
  • Интеллектуальная игра-ринг “Юные Робинзоны”.

Оборудование

  • Элементы туристического снаряжения.
  • Высушенные растения и их плоды.
  • Иллюстрации с изображением съедобных дикорастущих растений, живые растения.
  • Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.
  • Спортивный инвентарь.

I этап. Накопление знаний о съедобных и лекарственных дикорастущих растениях.

  • Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А.Стрижева.
  • Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”, Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”, Н. Павловой “Загадки цветов”, А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.
  • Заучивание загадок и стихов о растениях.
  • Наблюдение за съедобными и лекарственными дикорастущими растениями (щавель, тмин, крапива, лебеда, борщевник, одуванчик, кислица, первоцвет, подорожник и др.).
  • Сравнение растений:

- рассматривание растения в целом;
- рассматривание стебля, листьев, цветов;

  • Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (борщевник, тмин, мята, душица и др.).
  • Дидактическая игра “Вершки – корешки” – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
  • Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям.
  • Знакомство с лекарственными свойствами растений.
  • Отгадывание загадок и сочинение загадок о растениях.
  • Знакомство с правилами сбора, обработки и хранения лекарственных растений.

II этап. Знакомые незнакомцы.

  • Распознавание растений на иллюстрациях и составление коллекции открыток “ Съедобные и лекарственные растения”.
  • Рисование растений и организация выставки “Зеленый хоровод”.
  • Рисование природоохранных знаков, предупреждающих знаков (для ядовитых растений).
  • Рассказы детей от имени растений (перевоплощение): “Я – крапива …” и др. и оформление книги рассказов.
  • Поисковая деятельность: выбеливание листьев одуванчика; когда одуванчик закрывает цветок (закрыть цветущее растение темной пленкой или горшком).
  • Когда кисличка складывает листочки (поместить в темное место) и др.
  • Моделирование (составление рецепта-алгоритма приготовления лекарственного напитка, салата и др.)
  • Приготовление лекарственных напитков, блюд из дикорастущих растений.
  • Дидактическая игра “Вершки корешки” - какие части растений употребляют в пищу (команды отвечают по очереди, выигрывает та команда у которой больше правильных ответов).

Лебеда – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Одуванчик – листья

Первоцвет – листья

Тмин – стебель

Мята – листья

Кислица – листья

  • Знакомство с правилами сбора растений, обработки и хранения дикорастущих растений (выигрывает та команда, которая знает больше правил).
  1. Крапиву рвут в перчатках.
  2. Листья срезают ножницами, чтобы не повредить корни.
  3. Травы нельзя долго варить, иначе разрушаются целебные витамины (их кладут в конце варки).
  4. Приготовленную пищу используют сразу же, т.к. остывшее блюдо невкусно.
  5. Травы в салат подбирают по вкусу, чем зелень разнообразнее, тем она лучше.
  6. Нельзя варить и хранить травы в железной или медной посуде, эти металлы губительны для витаминов.
  • Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” для детей и родителей о свойствах и особенностях съедобных и лекарственных дикорастущих растениях.
  • Выпуск газеты совместно с родителями: “Знакомые незнакомцы”, “Полезные сорняки”, “Рассказы бабушки травницы”.

III этап. Презентация результатов.

Презентация книги “Огород и аптека на опушке”.

Интеллектуальная игра-ринг “Юные Робинзоны”.

Участники: две команды детей, болельщики – родители, жюри, ведущая – воспитатель.

Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; оборудование для приготовления салата, чая, посуда для дегустации; спортивный инвентарь; табло для фиксации результатов.

Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы (игровой персонаж).

Задание 1. Игра “Собери рюкзак”.

Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.

Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результат и оценивают работу.

Задание 2. Решение проблемной ситуации:

“В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)

Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?

(Задание второй команде.)

Задание 3. Игра “Цепочка слов”.

Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.

Задание 4. Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.

Задание 5. Дидактическая игра “Узнай по запаху”.

В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.

Привал. Игры-эстафеты: “Перевозка “арбузов”, “Посадка бульбы”, “Кенгуру”.

Задание 6. Игра “Собери растение”.

Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.

Задание 7. Проблемная ситуация “Как оказать помощь?”.

Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

Каждая команда выполняет свое задание.

Задание 8. Творческое задание “Нарисуй знак”.

Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.

Можно привлечь к помощи родителей.

Задание 9. Оценка домашнего задания: презентация книги “Огород и аптека на опушке”. Ее проводят команды родителей.

Задание10. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика, первоцвета.

Приготовление чая. (Эти задания дети выполняют вместе с родителями.)

Жюри дегустируют и оценивают выполненную работу.

Примечание: жюри оценивает каждое задание и выставляет баллы на табло.

Награждение. В качестве награждений используются кондитерские изделия с начинкой из расторопши, мяты, ореха.