Воспитываем "всем миром"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитываем всем миром

Основными направлениями в работе педагога-психолога является профилактика и коррекция отклонений в поведении и развитии ребенка. Учитывая, что главными действующими лицами в работе с детьми являются педагоги (т.к. именно они большую часть времени проводят с ребенком, взаимодействуют с ним и лучше знают его) в основе моей работы лежит тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами ДОУ.

Практика доказала, что взаимодействие и взаимодополняемость, взаимная осведомленность в педагогических и психологических вопросах необходимы на всех стадиях работы с детьми.

Вот уже несколько лет в нашем ДОУ я использую комплексный подход к профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Эта деятельность ведется совместно с воспитателями и специалистами детского сада, имеющими высшую и первую квалификационную категорию поэтапно:

1 этап. Сбор информации. Это первичная диагностика, в которой используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

2 этап. Анализ полученной информации. На этом этапе определяется:

  • какие дети нуждаются в помощи;
  • основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и воспитателям.

3 этап. Совместная выработка плана мероприятий и рекомендаций. На этом этапе формируются коррекционные группы, составляются планы комплексной помощи (подбор игр и упражнений) и даются рекомендации для воспитателей на группе и родителям;

4 этап. Решение проблем. На этом этапе активно включаются все специалисты. Функции координатора принадлежат педагогу-психологу.

5 этап. Осмысление результатов деятельности специалистов по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным.

В зависимости от того, какая проблема возникает у ребенка, мы разработали разные коррекционно-развивающие комплексы занятий:

  1. С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении – совместно с инструктором по физической культуре.
  2. С эмоционально-неуравновешенными детьми среднего и старшего дошкольного возраста совместно с воспитателем экологом – “Мир прикосновений”.
  3. С тревожными детьми (в период адаптации) среднего и старшего дошкольного возраста совместно с воспитателем по художественному труду.
  4. На развитие эмоциональной сферы детей с ОНР в логопедической группе – совместно с воспитателями группы – “Страна Эмоций”.
  5. С детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в общении – совместно с педагогом по изобразительной деятельности.

Такой подход к проблемам ребенка позволяет своевременно выявить и разрешить их.

Остановлюсь более подробно на совместной деятельности с педагогом по изобразительной деятельности.

Пояснительная записка
к совместной коррекционно-развивающей работе педагога-психолога и педагога по изобразительной деятельности, испытывающими трудности в общении

Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Это дети обычно всегда неуверенные в себе, испытывающие чувство тревоги, чаще всего замкнутые.

Цель занятий состоит в том, чтобы научить детей жить дружно, сплотить их, помочь почувствовать других, поддерживать и сопереживать.

B основе занятий лежат рисуночные игры. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Задача педагога-психолога на таких занятиях состоит в том, чтобы научить ребенка оценивать свою работу и работу других детей, высказывать мнение и принимать критику в свой адрес. Выполненный рисунок просматривается и обсуждается детьми и взрослыми. Оговаривается рисунок каждого ребенка.

Правила проведения занятий:

1. Добровольное участие в них детей. Занятия не должны переутомлять детей.
2. Общее количество занятий – 14. Занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю.
3. Количество детей в группе – не более 10 человек (обычно 8).
4. Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Оценка успешности занятий определяется:

1. Рисунки детей.
2. Отзывы родителей и педагогов (индивидуальные беседы).
3. Анкетирование.

Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:

  • выраженное переживание удовольствия от общения со сверстниками;
  • уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
  • умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих.

Итак, помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, сформировать у него умение общаться – общая задача педагога-психолога, воспитателей и родителей.

План совместной работы педагога-психолога и педагога по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении

Тема

Содержание

Кол. час.

Деятельность ребенка

1.

Знакомство

Помочь ребенку глубже осознать свое “я”, свои особенности.

3

Нарисуй себя.
Нарисуй что-нибудь веселое для тебя.
Нарисуй что-нибудь грустное для тебя.
Нарисуй свое настроение другими способами (линии, фигуры, цветные пятна).

2.

Учимся работать дружно

Развивать навыки учебного сотрудничества, взаимодействия.
Развивать коммуникативные способности у детей.

4

Рисуем парами.
Украсьте варежки (один набор карандашей).
Нарисуй то, что на свете желтого цвета (держась за один карандаш).
Дорисуйте незаконченный рисунок (вдвоем).
Мои друзья.

3.

Я волшебник

Учить смешивать краски.
Учить видеть мир в цвете.
Развивать воображение.

2

Рисование нитью.
Выдувание краски.

4.

Чудище лесное

Учить детей работать в коллективе – групповой конвейер.

1

Игра “Придумай животное”

5.

Что чувствую

Учить детей рисовать свои чувства и настроение в цвете (линии, цветные пятна, круги).
Развивать воображение и фантазию у детей

2

Что такое счастье?
Что такое боль?

6.

Путешествие в страну Рисовандия

Учить детей слушать музыку и изображать ее в цвете

2

Музыкальное развлечение
Рисуем музыку

Всего: 14

Литература:

  1. Колцева Т.А. “Природа и художник”. Программа по изобразительному искусству для детей 6 лет.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. “Психология общения в дошкольном возрасте”, 2000.
  3. Банщикова Т.Н. и др. “Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом”, 2004.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”, 2000.
  5. Пилипко Н.В. “Приглашение в мир общения”, М, 2000.

Тема 2. “Учимся работать дружно”

Цели:

  • Развивать навыки учебного сотрудничества, взаимодействия.
  • Развивать коммуникативные способности детей.
  • Развивать умение работать с партнером.
  • Компановка, размещение изображения на листе бумаги.

Занятие 1. “Украсим варежки” (рисование парами)

Материал: цветные карандаши, шаблоны варежек, кукла Ванюшка, образцы рисунков, волшебная шкатулка художника.

Ход занятия:

Ритуал приветствия. Дети встают в круг, берутся за руки. По кругу, сжимая ладошки соседа, каждый ребенок произносит по желанию приветственные слова (Например, “здравствуйте”, “привет” и пр.).

1-я часть. В гости к детям пришел Ванюшка (кукла) и хвастает: “Мама мне связала шарф, шапку и носки, чтобы я не мерз на улице”. Педагог задает детям вопросы: Что Ванюшка забыл одеть? (Варежки). Для чего нужны людям (детям) варежки. Какие они бывают? (пуховые, шерстяные, с узорами).
Педагог предлагает рассмотреть образцы орнаментов на варежках. Обратить внимание детей, что орнамент на левой и правой варежке одинаковый.

2-я часть. Детям предлагается разделиться на пары, обсудить цвет и орнамент на варежках (один рисует правую, второй – левую). Дети приступают к работе.

3-я часть. Обсуждение:

– Кто из вас выбрал цвет и придумал узор?
– Понравилось ли вам работать вдвоем?
– Что понравилось, а что нет?
– Чем тебе помог партнер?
– Что еще можно нарисовать вдвоем?

Ритуал прощания. Дети встают в круг. Сначала каждый ребенок говорит, а затем все вместе: “Спасибо! До свидания!”.

Занятие 2. “Дружные карандаши” (рисование парами)

Материал: цветные карандаши, лист бумаги, шкатулка художника.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

1-я часть. Детям предлагается разделиться на пары и выбрать 1 карандаш, которым они будут рисовать (выполнять задание): “Нарисуйте, что на свете желтого (зеленого, красного и т.д.) цвета, держась вдвоем за один карандаш”. Дети приступают к работе. Педагог обращает внимание на то. Кто из детей является ведущим (придумывает, ведет карандаш и т.п.), а кто ведомым (просто держится за карандаш).

2-я часть. Дети рисуют.

3-я часть. Обсуждение. Дети рассказывают о своих работах и делятся впечатлениями.

Ритуал прощания.

Занятие 3. “Дорисуй” (рисование парами)

Материал: шкатулка художника, цветные карандаши, большой лист бумаги с незаконченным рисунком (линии, точки и т.п.).

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

1-я часть. Из шкатулки дети достают листы бумаги с заданиями. Детям предлагается разделиться на пары и обсудить, что же они будут рисовать.

2-я часть. Самостоятельная работа детей.

3-я часть. Обсуждение готовых рисунков. Дети рассказывают о своем сюжете и делятся впечатлениями.

Ритуал прощания.

Занятие 4. “Мои друзья”.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, резинка.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

1-я часть. Беседа “Что такое дружба? Каким должен быть друг?”

2-я часть. Детям предлагается нарисовать всех своих друзей.

3-я часть. Рассказ детей о своих друзьях (по рисункам).

Ритуал прощания.