Урок литературы в 6-м классе по теме: "Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб” (5 класс)

Цели урока:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра;
б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оформление доски: портрет К.Г. Паустовского; выставка иллюстраций к произведению, сделанных детьми.

Предварительное домашнее задание:

  1. фронтальное: перечитать сказку К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
  2. групповое: выявить в произведении сказочные элементы (1 вариант) и реальные элементы (2 вариант);
  3. индивидуальное №1: пересказать эпизод “Как Филька обидел коня”;
    индивидуальное №2: пересказать эпизод “Путь Фильки к добру”.

Эпиграф к уроку:

Он не был сказочником… Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.

В. Шкловский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа с классом.

– Давайте начнём наш разговор о сказке “Тёплый хлеб” с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: “Он не был сказочником, он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра”. Так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.

3. Работа в группах.

– Постараемся выяснить, какие же признаки сказки и какие – рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут 1-я группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2-я группа – имена реальных героев; 3-я группа перечисляет сказочные события; 4-я группа – реальные события.

В процессе проверки результатов работы групп на доске и в тетрадях оформляется следующая таблица.

  Сказочные Реальные
Герои Сорока

Силы природы

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

События Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Сорока приводит теплый ветер.

Филька обидел коня.

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конём.

– Подведём итог нашей с вами работы: так всё-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)

4. Анализ текста сказки.

– Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)

– С чего же начинается зло в сказке “Тёплый хлеб”? (Филька обидел коня.)

– Перескажите эпизод о том, как Филька обидел коня. (Проверка индивидуального домашнего задания № 1.)

– А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)

– Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)

– Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением “холод”. А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)

– А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить совершённое им зло.)

– Как же начинается путь Фильки к добру? Расскажите о том, как Филька решил искупить свою вину. (Проверка индивидуального домашнего задания № 2.)

– Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер.)

– Ключевые слова с каким общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением “тёплый”.) Давайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)

5. Сделаем выводы.

– Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки “Теплый хлеб”? (Ответы детей.) Смогут ли люди прожить без хлеба?

– Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

6. Проверка фронтального домашнего задания.

– Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. (Ответы учащихся.)

– Обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете смысл слов “трудность добра”? Что делать легче: добро или зло? (Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, ибо все, и хорошее, и плохое начинается с детства.)