Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Составление связного текста из деформированных предложений" (развитие речи)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: 3 класс, текст, речь


Цель:

  1. Формировать умение составлять связный текст из деформированных предложений.
    Учить использовать знания детей о признаках предложения и текста в работе с деформированным текстом.
    Проверить умения правильно оформлять на письме предложение , текст.
  2. Учить прогнозированию, умению формулировать цель урока , планировать свои действия.
    Развитие психических процессов: внимания, мышлния, памяти.
  3. Приобщать к чтению книг о птицах. Воспитывать бережное отношение к природе.
    Оборудование: карточки с текстом для слабоуспевающих учащихся (облегченный вариант текста), литература и иллюстрации о птицах, шаблоны человечков для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – о.с.

1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;

2 – локти вперед;

3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед

Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

II. Этап актуализации знаний.

1. На доске (справа) записаны признаки текста и признаки предложения.

- О каких понятиях идет речь?

  1. Наличие группы предложении.
  2. Смысловая связность.
  3. Единство темы.
  4. Наличие основной мысли.
  5. Заголовок.

6. Есть начало, середина, концовка.

  1. Группа слов.
  2. Слова связаны по смыслу.
  3. Есть законченная мысль человека.

- Правильно, ребята, это признаки текста и признаки предложения. Почему мы о них вспомнили, вы узнаете в процессе работы.

2. – Обратимся непосредственно к нашей работе. (На доске написан текст с деформированными предложениями).

Птицы под снегом.

по, заяц, болоту, скакал, кочку, с, на, бух, кочки, снег, в, да.

косой, под, что, чувствует, ногами, что – то, шевелится.

громким, из – под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться.

заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся.

в, стая, снегу, в, живёт, куропаток.

вылетают, болото, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают.

опять, в, поклюют, снег, и.

заметит, снегом, кто, под, их.

- Ребята, прочитайте, что написано. Как вы думаете, это текст? А что в нем необычного?

- Попробуйте по заголовку определить тему будущего текста.

- Знаете ли вы название птиц, которые зимуют в снегу?

(Детям за неделю до урока было дано задание: найти сведения о птицах, зимующих под снегом).

Учащиеся выступают с подготовленными заранее рассказами о птицах.

III. Упражнение на расслабление и напряжение мышц.

“Деревянные и тряпичные куклы”.

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

IV. Этап целеполагания.

- Давайте вернемся снова к работе. Легко ли было понять смысл? Почему? Можно ли назвать это текстом?

- Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Составить предложения, слова в которых связанны по смыслу).

- А этого будет достаточно, чтобы получился связный текст? (По ходу работы дети обращаются к признакам предложения и текста)

- Так какова же цель нашего урока, а значит цель каждого из вас? (На доске появляется запись цели, предложенной детьми).

Цель: я буду учиться составлять текст из деформированных предложений и грамотно их записывать.

V. Планирование предстоящих действий.

- Для того чтобы составить текст, что нужно сделать в первую очередь (Учащиеся предлагают свои варианты):

1. Собрать из слов первой строчки первое предложение.

- А как это сделать? (Понять, о ком или о чем говорится в предложении, и что он делает).

Например: По болоту скакал заяц. Заяц скакал по болоту.

- Какой вариант лучше? Желательно на первое место ставить слово, называющее того, кто действует.

2.Собрать все остальные предложения.

3. Проверить по признакам, является ли полученное предложением , текстом. (На черновике дети будут делать пометки: 1 –е предложение + или -, 2-е предложение +или – и т. д. )

4. Проанализировать имеющиеся орфограммы.

5. Записать текст.

VI. Выполнение составленного плана действий. (План записан учителем на доске по ходу работы).

VII. Дыхательная гимнастика.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки “ м-м-м”, одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).Выполнять стоя.

VI.1-3. В результате работы получился такой текст.

(Учащиеся зачитывают свои варианты).

Птицы под снегом.

Заяц скакал по болоту. С кочки на кочку, да и бух в снег. Косой чувствует, что под ногами что-то шевелится. С громким хлопаньем крыльев куропатки стали вырываться из-под снега.

До смерти перепуганный заяц кинулся в лес.

В снегу живёт стая куропаток. Они вылетают днем, ходят по болоту, выкапывают клюкву. Опять поклюют и в снег.

Заметит кто их под снегом?

- Получился ли у нас текст? Почему вы так считаете? Докажите.

- А чего так испугался заяц? Какое выражение использует автор, чтобы показать его испуг? Как можно сказать по-другому? (Душа ушла в пятки. Чуть не умер от испуга.)

- Так почему куропатки живут под снегом?

4. Орфографическая работа.

а).Гимнастика для глаз. (по методу Г. А. Шичко)

“Квадрат”. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

“Буратино”. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик носа. Учитель медленно начинает считать от одного до восьми. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от восьми до одного, ребята следят за уменьшением носика.

б). – Какие знакомые орфограммы вы увидели в тексте? (Дети называют, анализируют).

- Обратите внимание на такие слова: чувствует, вырываться, шевелится, из-под, перепуганный, поклюют.

в). – Что надо помнить, чтобы правильно оформить предложение на письме?

  1. Начало предложения с большой буквы.
  2. Раздельное написание слов на письме.
  3. Знаки препинания в конце предложения.

- Будем ли мы после каждого слова ставить запятую? Почему? Сколько абзацев у вас будет? Докажите.

- Как абзац показать на письме?

- Если хотите, можете изменить заголовок.

г). Пальчиковая гимнастика.

На доске запись: Б  Бе  М  У  С  Б  М  У  С   Бе  У
!  !!!  !!!!  !!  !!!  !!  !!  !!  !  !   !!!

Буквами обозначено название пальцев: Б-большой, Бе- безымянный, М-мизинец, У - указательный, С - средний, а линиями - количество ударов пальцем по столу.

5. Запись составленного текста.

Предлагаю дифференцированные задания:

1-я группа работает с предложенным текстом.

2-я группа-по карточкам с облегченным вариантом текста.

3-я – устно.

VIII Этап контроля и оценки.

После написания текста дети по плану определяют, верно или нет они действовали. Самооценка.

IX. Итог урока.

- Достиг ли каждый из вас цели? Что было самым трудным в работе?

X. Рефлексия эмоционального состояния.

На обратной стороне доски изображена лестница. На нижней ступеньке - крайне скверно, выше-плохо, затем - хорошо, еще выше - уверен в своих силах, на самой вершине - комфортно. Ребенок берет изображение человечка и прикрепляет на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

XI. Домашнее задание.

Нарисовать 2-3 картинки к тексту, подписать их предложениями из текста.

XII. Массаж биологически активных точек.