Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению

Разделы: Литература


На предыдущих уроках по творчеству Ф.И.Тютчева учащиеся познакомились с философскими взглядами поэта, дано общее представление о натурфилософии, также проанализированы некоторые философские стихотворения.

Цель данного урока – систематизировать знания учащихся о лирическом произведении, продолжить обучение умению анализировать художественное произведение и на основе проведенного анализа создавать вторичный текст, развивать эмоциональность старшеклассников, воспитывать уважительное отношение к выступающим.

Вступительное слово учителя может быть таким:

Сегодня на уроке развития речи учимся писать сочинение – анализ лирического произведения. Нам предстоит систематизировать ранее полученные знания о поэтическом тексте. Прошу вас внимательно слушать одноклассников, принимать активное участие в работе, не забывайте делать записи в тетради, это пригодится при выполнении домашнего задания. К концу урока мы должны создать коллективное сочинение.

Тема урока – “Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Тени сизые смесились…” (Восприятие. Истолкование. Оценка.)

Далее предлагается осмыслить тему, выделить ключевое слово, дать его толкование.

Анализ – исследование текста стихотворения.

Учащиеся объясняют значение слов “восприятие”, “истолкование”, “оценка”. Учитель при необходимости уточняет: можно отразить не только личное восприятие стихотворения, но и отметить, какие мысли и чувства вызвало оно у современников поэта; анализировать стихотворение надо в единстве формы и содержания и в контексте всего творчества поэта, оценивая мастерство автора и художественную ценность произведения, не следует забывать, что личностная оценка факультативна, порой мы не готовы достойно, на нужном уровне оценить классическое произведение, поэтому надо быть корректными.

Обязательно читаю стихотворение наизусть, но перед этим предлагаю уловить движение души, когда звучат строки Тютчева.

После того, как сделаны пометки в тетради о личном восприятии текста, признаюсь, что я не люблю сумерки: какое-то чувство тревоги появляется внутри. У многих учеников такое же состояние.

Переходим к работе с текстом. Напоминаю, что создаем вторичный текст, структура его каноническая - 3 части. К уроку дано индивидуальное домашнее задание трем учащимся - написать биографическое, лирическое и философское вступление.

После прослушивания оцениваем, какое вступление является более удачным и почему. Затем творческая группа дорабатывает в течение 5 минут материал.

А мы работаем над основной частью стихотворения. Старшеклассники отмечают, что композиция стихотворения традиционная для Тютчева – двучастная; произведение, что также характерно для поэта, небольшое по объему, состоит из двух восьмистиший; изображено состояние природы и состояние человека в определенный момент жизни. Одному из учащихся предлагаю после обсуждения в классе записать высказанные мысли.

Анализируем первую строку: как звучит эта строка стихотворения? что интересует Тютчева, увлеченного натурфилософией? чем вызван такой интерес? Ребята отмечают, что поэта интересует переходное состояние в жизни природы и человека, когда день уступает место ночи и сумерки обволакивают землю, потому что в это время в человеке пробуждаются скрытые душевные силы, родственные хаосу. В наступающей темноте сложно что-то увидеть, но человек, наделенный внутренним зрением, под влиянием скрытых в душе хаотических сил замечает даже оттенки теней.

Обращаю внимание учащихся на то, что обычно мы говорим “темные тени”, “серые тени”, а у Тютчева – “тени сизые”. Учащийся дает толкование слова “сизые” по словарю В.И.Даля (индивидуальное задание):

черный, с просинью и белесоватым, голубоватым отливом.

При сопоставлении словосочетаний “сизые тени” и “тени сизые” выясняем: при инверсии слово “сизые” обозначает не только цвет, но и движение: оно заиграло, запереливалось всеми оттенками; и эти оттенки способен различить в темноте лирический герой.

Произносим вслух 1-ю строку:

Тени сизые смесились…

Отмечаем внутристрочное созвучие.

Далее читаем 1-ю строфу, определяем пространство, изображаемое поэтом. Учитывая философские взгляды автора, пытаемся представить, что видит, за чем наблюдает лирический герой: спокойно и величаво приближается ночь, приоткрывается “покров златотканый”, вскоре обнажится “бездна, звезд полна” (М.В.Ломоносов), произойдет слияние земного с космическим, и тогда земное пространство расширится до бесконечности.

Двух учащихся, сидящих за одной партой, прошу записать высказанные мысли.

Класс продолжает анализировать текст. Отмечаю, что ночь не спеша, спокойно, величаво шествует в мир земной, и подвожу учеников к художественным средствам, при помощи которых рисуется картина. Торжественность момента требует возвышенного поэтического звучания, поэтому Тютчев применяет высокую лексику, для усиления остроты момента использует инверсию и внутристрочное созвучие, о чем говорили ранее. Получается, что в 1 строке, как в зерне, заложено очень многое.

О роли изобразительно – выразительных средств прошу записать ученика.

Наблюдаем за движением поэтической мысли: перед картиной мироздания земной цвет поблекнул, повседневный звук, который сопровождает любое движение, уснул, а сама земная жизнь переходит в “сумрак зыбкий”, чтобы потом плавно перетечь, соединиться со Вселенной. Каково же состояние лирического героя? Он пытается услышать “далекий гул” космического мира, слух обострен до предела. Но стремление услышать звуки Вселенной прерывается звуком летящего над землей мотылька. Лирический герой осознает, что коротко время сумерек, скоро наступит тьма.

Задаю встречные вопросы, и ребята определяют, что ирреальный мир неудержимо влечет к себе, а скрытые силы хаоса человеческой души начинают подниматься: это тоска, боль, скорбь, тревога – то, что в дневных заботах скрыто глубоко внутри, растет, переполняет душу и выплескивается наружу, вступая во взаимодействие с силами Вселенной:

Все во мне, и я во всем!

Предлагаю работу в паре: записать, каково состояние лирического героя.

Анализируем синтаксический строй строфы: сначала лирический герой только фиксирует изменения в земной жизни (цвет поблекнул, звук уснул) – предложения короткие; затем от земной жизни взгляд направлен в далекие миры – предложение осложненное; а в следующем предложении – инверсия, и это напоминает траекторию полета ночного мотылька. Реальное постоянно прерывает процесс слияния души человека с космическим, отсюда – изобилие многоточий. Внутреннее напряжение лирического героя растет; следующие две строки – всплеск эмоций, и Тютчев использует восклицательные предложения. При наблюдении за синтаксическими средствами подвожу к выводу: лирический герой физически ощущает взаимодействие с ирреальным миром, но духовного единения нет. Один из учеников отмечает в тетради синтаксические особенности строфы.

Перед анализом 2-ой части стихотворения прошу вспомнить, как Тютчев воспринимал природу, свой ответ подтвердить стихотворными строками. Чаще всего вспоминают следующее:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

По мнению поэта, природа – живой организм, может предстать в разном облике – природном явлении. Поэтому сумрак выступает как синоним слова “природа”. Сумрак незаметно, словно сон (не случайно градация: “тихий”, “сонный”), заполняет все, проникая внутрь, успокаивая, утешая. Природа ночью имеет особый звук (“тихий”), особый запах (“благовонный”) и особый цвет, поэтому у Тютчева появляется интересное сочетание слов – “сумрак темный”.

Природа – это часть Вселенной, часть мировой, космической души.

Снова один из учеников записывает сделанные выводы.

Во 2 строфе обращаем внимание на глагольные формы и на чувство лирического героя. Помогаю ученикам понять, что пред нами обращение лирического героя к природе. Сначала он просит сумрак (“лейся в глубь моей души”), затем умоляет; нарастание чувства лирического героя подчеркнуто повтором однокоренных слов (лейся – залей, тихий – утиши), а желание слиться с космическим настолько велико, что лирический герой уже требует от природы переполнить его душу “мглой самозабвенья”, он отказывается от собственного “Я”. Стремление к ирреальному достигает высшей точки – снова выплеск эмоций:

Дай вкусить уничтоженья! –

и слиться с макрокосмосом, раствориться в наступившей ночи. Данный момент является в стихотворении кульминационным.

Как и прежде, один ученик записывает эту часть анализа.

Ребята отмечают, что строфы построены параллельно: чувство лирического героя развивается, он стремится к единению с космическим, готов на уничтожение, на исчезновение из жизни земной, чтобы слиться с миром Вселенной.

Сопоставляя 1-ю и последнюю строки, отмечаем, что замыкается композиционное кольцо: “смесились – смешай”.

Внимание учащихся переключаю на конфликт: удалось ли разрешить? что дальше?

Чувство героя доведено до предела, выход найден – отказ от собственного “Я” ради слияния с космическим: но такие моменты единения души редки и непродолжительны Человеку невозможно полностью “уйти от себя”, отказаться от земного, от своей плоти, что подчеркнуто глаголом “смешай”. Если и откроет душу Вселенная, примет в свои объятия, то это быстротечно: на смену таинственной ночи спешит рассвет, и все возвращается на круги свои. Поэтому противоречие индивидуального разума и вселенского духа является постоянным в поэзии Ф.И.Тютчева.

По этому пункту тоже делается запись в тетради.

В заключение предлагаю подумать, что объединяет философские стихотворения поэта. Выслушав ответы ребят, обобщаю: это идея единства мирового бытия, родство человеческой и природной жизни, что отметил И.С.Тургенев:

“Мысль г.Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”. (Данные слова можно использовать как эпиграф).

Затем 2 – 3 минуты ученики работают над фрагментами, записанными в ходе урока, и мы озвучиваем текст. Предупреждаю, что стиль одного ученика отличается от стиля другого, но прошу попытаться сделать переходы, обратить внимание на то, чтобы не было грубых ошибок. За неимением времени заключительную часть предлагаю сама:

Мир в восприятии Ф.И.Тютчева – большая сцена, где разыгрывается представление космической драмы, а человек – зритель – наблюдает действо. Созерцание мировых спектаклей доставляет наслаждение. Маленьким актом грандиозного зрелища явилось стихотворение “Тени сизые смесились…”

Юрий Тынянов, высоко оценив философскую поэзию Тютчева, определил художественную форму стиха как фрагмент, за которым следует продолжение. И, наблюдая, как поэтическая мысль, воплощенная в стихотворении “Тени сизые смесились…”, плавно переливается в другие философские стихи: “Тихой ночью, поздним летом…”, “Святая ночь на небосклон взошла…”, веришь, что снова “восток забелеет”, будет “дышать полдень знойный” и “сладко дремать сад темно-зеленый” – до следующих сумерек. А потом все повториться сначала.

Таким образом создается в течение урока коллективное сочинение.

Хотя текст не отредактирован, но он должен прозвучать в классе обязательно, чтобы осталось целостное восприятие от проделанной работы.

Дома ученики пишут сочинение – анализ любого стихотворения Ф.И.Тютчева.

При подготовке к уроку использовала следующую литературу.

  1. Буровцева Н.Ю. Ф.И.Тютчев // Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. - М.: Просвещение, 1978.