Современная литература о молодежи и для молодежи

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Классное руководство


Современная литература о молодёжи и для молодёжи.

Современная литература вызывает определённый интерес у подростков. Как сделать уроки внеклассного чтения по данной теме интересными и нужными современным юношам и девушкам? Совместно с городской библиотекой и киноцентром мы проводим уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, главными героями которых являются подростки 15 – 18 лет, что вызывает большой интерес у лицеистов и студентов нашего колледжа.

Библиотека предлагает список произведений по данной теме:

  1. Абрамов С. Стена. Повесть. М., 1990.
  2. Анисов М. Превратности судьбы. Роман. М, 1996.
  3. Астафьев В. Людочка. Рассказ. “Новый мир”, 1989, № 9
  4. Басова Л. Зойка и Пакетик. Повесть. М, 1988.
  5. Бочарова Т. Подруга. Повесть. “Мы” 2004, № 1
  6. Воронов Н. Побег в Индию. Роман. “Школьная роман – газета”, 2001, № 10.
  7. Габышев Л. Одлян, или воздух свободы. Повесть. “Новый мир”, 1989, № 6
  8. Железников В. Чучело – 2 или Игра мотыльков. Повесть. М., 2001.
  9. Золотуха В. Последний коммунист. “Новый мир”, 2000, № 1, 2
  10. Лиханов А. Никто. Роман. “Наш современник”, 2000, № 7, 8.
  11. Лиханов А. Сломанная кукла. Роман. “Наш современник”, 2002, “ 1, 2.
  12. Крапивин В. Бабушкин внук и его братья. “Школьная роман – газета”, 2001 № 4
  13. 13. Мелихов А. Чума. Роман. “Новый мир”, 2003, № 9, 10.
  14. 14. Приставкин А. Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца. Повесть. “Юность”, 1989, № 11.
  15. Симонова Л. Круг. Повесть. М,, 1990.
  16. Шефнер В. Счастливый неудачник. Человек с пятью “не” или Исповедь
  17. простодушного. Повести. “Школьная роман – газета”, 1998, № 8
  18. Щербакова Г. Мальчик и девочка. Роман. “Новый мир”, 2001, № 5
  19. Коротков Ю. Дикая любовь. Повесть. М, 1998
  20. Коротков Ю. Попса. Повесть. “Мы”, 2000, № 7
  21. Коротков Ю. “Девятая рота”. Повесть. “Мы”, 2002, № 7
  22. Крапивин В. Взрыв генерального штаба. Повесть. М, 1998
  23. Мурашова Е. Барабашка – это я. Повесть. М., 1998
  24. Полянская И. Между Бродвеем и Пятой авеню. Повести. М., 1998
  25. Соломко Н. Белая лошадь – горе не моё. Повести. М., 1998
  26. Трапезников А. Мне ли бояться!.. Повести. М., 1998
  27. Тучков В. Смерть приходит по Интернету. “Новый мир”, 1998, № 5
  28. Щербакова Г. Митина любовь. Повесть. “Новый мир”, 1997, № 3
  29. Щербакова Г. Love – стория. Повесть. “Новый мир”, 1995. № 11.

Предлагается подросткам и список, рекомендуемый для изучения на уроках литературы при подготовке к выпускному сочинению:

ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

  1. Владимир Маканин. Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998)
  2. Людмила Петрушевская. Рассказ “Спасибо жизни” (2004)
  3. Татьяна Устинова. Роман “Персональный ангел” (2004)
  4. Юлия Латынина. Романы “Промзона”, “Охота на изюбря” (2004)
  5. Юлий Дубов. Роман “Большая пайка” (2002)
  6. Виктор Пелевин. Романы “Generation “П”” (1999) и “ДПП (нн) (2003)
  7. Илья Стогоff. Роман “Мачо не плачут” (2001)
  8. Ирина Денежкина. Роман “Дай мне!” (2002)
  9. Сергей Болмат. Роман “Сами по себе” (2000)
  10. Виктория Платова. Романы “В тихом омуте…”, “Эшафот забвения”, “Любовники в заснеженном саду” (1999-2002)
  11. Эргали Гер. Роман “Дар слова, или Сказки по телефону” (1999)
  12. Премия “Национальный бестселлер 2003” Роман Гарроса и Евдокимова “[Голово]ломка” (2002)

Оформляется стенд в кабинете литературы, где ребята самостоятельно готовят аннотации к прочитанным книгам. Например:

Татьяна Бочарова. Повесть “Подруга”  
Журнал “Мы” 2004 № 1 стр. 9 – 55

“Кто придумал, что жизнь начинается с первого вздоха и первого младенческого крика? Ерунда. Жизнь начинается, когда тебе исполняется пятнадцать. Когда позади беззаботное, безоблачное детство, в котором ты безоговорочно веришь в сказки и победу добра над злом, в котором ты убеждён, что некрасивых несчастных людей не бывает, а каждый прекрасен по-своему. Когда есть надёжные защитники от всех бед и напастей – самые близкие и дорогие существа, родители. И вдруг всё это кончается – тёплый, славный мир, где пахнет конфетами имолоком, где вечно гоняется нестрашный игрушечный волк за храбрым, неуловимым зайцем, где ты – центр вселенной, самый главный и самый любимый. И начинается жизнь: кругом всё чужое, холодное, равнодушное, до ужаса пугающее, отталкивающее”.

Эта повесть о дружбе и первой любви, предательстве и верности, материнской любви и ревности.

Сергей АБРАМОВ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ МОСКВА
"ДЕТСКАЯ
"  ЛИТЕРАТУРА” 1990 год 

Действие в повести разворачивается в Москве в конце 80-х годов 20 века. Главные герои повести-жители большого дома. “Дом был огромный, кирпичный, многоэтажный, дом- бастион, дом- крепость. Жили в нём люди разночинные - кто побогаче жил, кто победнее; разные были заботы, разные хлопоты…”

Автор затрагивает в повести проблему взаимоотношенийотцовидетей”. Понимают ли они друг друга? Доверяют ли?

Символично название повести: Стены равнодушия, недоверия друг к другу, стены вранья, фальши, лицемерия. Стены непонимания.

“ В описываемое время- май, будний день, десять утра – во двор вошел молодой человек лет эдак двадцати…”И начались в доме удивительные события… “Вкаждом из нас спит волшебник, крепко спит, мы о нём даже не подозреваем. Но если его разбудить…”

Ведь стена, по мнению автора, – это символ. Символ нашей разобщённости, нашего нежелания понять друг друга, нашей проклятой привычки жить только собственными представлениями и неумением принять чужие. Кому это нужно, чтоб родные люди друг перед другом речи держали? Не вовремя домой явился - лекция. Не ту книгу взял - лекция. Не туда и не с тем пошёл - обвинительная речь. Не жизнь, а прения сторон. Будто не в отдельных квартирах мы живем, а в отдельных залах суда, нападаем- обвиняем, отступаем- защищаем, казним, милуем, произносим речи обвинительные и оправдательные, ищем улики, ловим на противоречиях. А надо- то всего: намёк, взгляд, брошенное вскользь слово, поступок, наконец…

Прочитайте эту повесть! Она станет вашим ДРУГОМ!

Методистами библиотеки подросткам предлагаются вопросы для диспута:

  1. Любое время раскрывается не в герое этого времени, а в тех, кто времени так или иначе противостоит.
  2. Любое поучение, встречающееся в книге, отталкивает меня.
  3. Есть люди, которые не читают – не проводят время за чтением, просто не умеют этого делать. Мне стыдно на них смотреть. Не приятно, не противно, а именно стыдно. Нельзя же разглядывать, например, калеку, урода, квазимодо. Нечитающий – это всё равно что нищий, которому не можешь подать. Поэтому и стыдно.
  4. Существует мнение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Можно ли перефразировать и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты?” Ваше мнение.
  5. “Я не читаю книги, потому что там всё неправда. И если вы хотите узнать, чем живёт современная молодёжь, посмотрите лучше какое – нибудь реалити – шоу, там всё настоящее. А чтение книг – это бесполезное занятие”. Ваше мнение.
  6. Литература – это одна из основ человеческой цивилизации.
  7. Дайте не менее пяти кратких ответов на вопрос: “Для чего я читаю художественную литературу?”
  8. Из письма в редакцию одной из газет: “Каждый день слышу: книги – источник знаний, читай книги, люби чтение. Только и твердят. Не знаю, кому как, а я считаю, что все эти советы и рассуждения о роли книги сильно отдают нафталином. Ведь всё вокруг изменилось. Появились новые средства информации, которые способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений, знания, передавать опыт других. Телевизор переносит нас в любую точку земного шара, позволяет видеть и слышать, что там делается, приносит массу переживаний. Книга перед этим бледнеет, да ещё и чтение требует раз в пять больше времени, чем просмотр телепередачи. Зрительный ряд, и звук, и цвет… всё это сильнее действует и лучше запоминается”. Разделяете ли вы точку зрения автора этого письма? Аргументируйте свою позицию.
  9. “Читая книгу, не нужно забывать, прежде всего, что главная-то суть дела, самая суть полезности книги – не в ней, а в вас самих, дорогой читатель”. Как вы понимаете эти слова Н. А. Рубакина? Аргументируйте свою точку зрения.
  10. Существуют ли в молодёжной среде такие понятия как “модное чтение” и “чтение для души”? Каких “модных” авторов вы знаете, и что бы вы почитали для души?
  11. “Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Книга как бы “прорастает” в нас. При каждом чтении она будто рождается заново. За каждой книгой стоит автор, но именно мы, читатели, вдыхаем в неё жизнь. Поэтому чтение не идёт ни в какое сравнение с просмотром видео или сидирома. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”. Близка ли вам эта точка зрения?

Городской Киноцентр “Спутник” предлагает подросткам просмотр художественных фильмов – экранизаций по произведения современной литературы. С особым интересом смотрят фильмы по произведениям Ю. Короткова “Кармен”, “Девятая рота”, “Попса”, Б. Акунина “Турецкий гамбит”, “Статский советник”.

С большим интересом читают подростки произведения современной литературы о чеченской войне: Н. Иванов “Вход в плен бесплатный” журнал “Роман - газета”, 1998 № 4, “Спецназ, который не вернётся” журнал “Роман – газета” 1998 № 15, Александр Проханов “Чеченский блюз””. “Роман – газета”, 2001 год № 5.

Таким образом, совместная работа преподавателя литературы, киноцентра и городской библиотеки создаёт условия для проведения интересных уроков по современной литературе.

Такая работа вызывает у подростков живой интерес, желание читать произведения отечественной литературы.

27.02.2006