План-конспект открытого урока по теме: "Война и судьба детей" (сопоставление рассказа М. Шолохова "Судьба человека" и повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"). 9-й класс

Разделы: Литература


ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков по сопоставительному анализу текстов.

ТЕМА: “Война и судьба детей”. (Сопоставление рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”).

ЦЕЛИ:

  1. Выявить, в каком из произведений глубже и многограннее изображена трагедия детских судеб.
  2. Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.
  3. Воспитание способности сочувствовать героям произведений, попавшим в трагические ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты произведений,
  • иллюстрации художников Кукрыниксы к рассказу М. Шолохова “Судьба человека”,
  • фотоальбом,
  • кинофильм “Судьба человка”.

Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка.

М. Шолохов.

Тучки мы…Влажный след…
Были и нет.                            

А. Приставкин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Вступительное слово учителя.

Война… Слышим это слово и не вздрагиваем, и комок к горлу не подступает. Привычным оно стало, обыденным. И всё же… И всё же я хочу спросить, уважаемые товарищи кадеты, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “война”? (Смерть близких людей, голод, страдания и т. д.) Всё это испытали люди нашей бывшей общей страны. В белорусской Хатыни кричит болью памятник человеческому страданию и поруганному детству: отец держит на руках мёртвого сына. (Демонстрация кадетам материалов фотоальбома.)

Много трагического испытали и маленькие герои рассказа М. Шолохова и повести А. Приставкина.

2. Определение цели занятия.

Цель нашего занятия – сопоставить эти два произведения и выявить, в каком из них, на ваш взгляд, глубже показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература – это, прежде всего, искусство слова. Главной “помощницей” на нашем занятии будет “художественная деталь”. Понятие отработано. Если кто-то забыл, обратите внимание на доску.(На доске записано определение “художественной детали”.)

 3. Проблемный сопоставительный анализ рассказа М. Шолохова и повести А. Приставкина.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Что сближает эти два произведения? а). Военная тематика (показан тот уголок войны, где не стреляют).

б). Изображены судьбы людей, искалеченные войной (тема оскорблённого детства).

в). Показаны картины беспризорного детства.

г). Герои того и другого произведения потеряли близких людей, но нашли тех, кто помог им выжить в трудные минуты

Итак, в чём же сходство произведений Шолохова и Приставкина? Вывод. Рассказ Шолохова и повесть Приставкина – это произведения о том, какой страшной трагедией является война, которая ломает и калечит судьбы детей.
В чём отличие этих книг, рассказывающих обжигающую правду о войне? а). Время написания. (“Судьба человека” - 1957 г., “Ночевала тучка золотая” - 1981 г.)

б). Возраст и жизненный опыт главных героев рассказа и повести – Ванюшки и Кузьмёнышей.

в). В рассказе “Судьба человека” события показаны глазами взрослого человека, а в повести “Ночевала тучка золотая” – глазами ребёнка.

Какими вы представляете главных маленьких героев произведений рассказа и повести? а). Ванюшка – “ангельская душа”, доверчив, но уже научился вздыхать, потому что многое испытал.

б). Кузьмёныши – настоящие “чертенята”. Они совершают разные поступки (подкоп хлеборезки, “дуракавалянье”, помощь Регине Петровне и др.), но, как и Ванюшка, вызывают только добрые чувства. Их, в отличие от него, война ожесточила. (“Дома каменные – люди железные”).

Какие беды принесла детям война? Потеря близких людей, попрошайничество, кражи, страх, каждодневные страдания от голода.
Как показаны страдания голодающих детей в том и другом произведении? Зачитываются наиболее яркие эпизоды, изображающие невероятные усилия детей в борьбе за своё существование.
Только ли война виновата в бедах детей? Война – это страшная объективная реальность. Ужаснее другое: взрослые не могут уберечь детей от страданий, а порой усугубляют их тяжёлое положение (пример с директором Томилинкого детского дома).
Вот мы и подошли к кульминационному моменту нашего сопоставления. Взрослые и дети. Их отношения. Как они показаны? Начнём наш разговор с просмотра эпизода из фильма “Судьба человека”. Просмотр эпизода из фильма, поставленного по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”.
Какие чувства вы испытали? И боль, и радость одновременно. Два осиротевших человека наконец-то нашли друг друга!
Как показаны отношения этих двух людей, нашедших друг друга? Соколов отдаёт Ванюшке всё тепло души, которое скопилось за долгих четыре года войны, и сам отогревает своё окаменевшее сердце около маленького “оборвыша”. “Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать”.

Глядя на мир глазами, “наполненными такой неизбывной тоской”, он протягивает ребёнку свои “большие крепкие руки”, спасает “мелкую птаху”, чьё гнездо разметал “военный ураган невиданной силы”.

Одинок ли Соколов в таком святом отношении к Ванюшке? Хозяева дома, где живёт Соколов, тепло относятся к Ванюшке.
Какие эпизоды объединяют рассказчика и Андрея Соколова в их отношении к Ване? Зачитываются эпизоды, которые выявляют бережное отношение взрослых к детям. “Тут главное – не ранить сердце ребёнка”. (Эпиграф к уроку.)

 4. Слово учителя.

Такое гуманное отношение к детям считалось в нашей стране традиционным. (Зачитываются высказывания художников Кукрыныксов.)

Но повесть А. Приставкина развеивает миф о таком безоговорочном отношении к детям. Мир отношений взрослых и детей представлен в повести намного сложнее и многообразнее. Поэтому мы должны помочь самим себе в нашей сопоставительной работе. Самый оптимальный вариант такой работы – ОСК (опорные схемы-конспекты).

5. Работа над составлением опорных схем-конспектов по произведениям М. Шолохова и А. Приставкина на тему: “Роль художественных деталей”.

ОСК “Взрослые и Ванюша” ОСК “Взрослые и Кузьмёныши”
Как мы уже говорили, мир отношений взрослых и Ванюши в рассказе М. Шолохова прост и ясен: все они бережно и заботливо относятся к маленькому герою.

ОСК должна отражать человеческое отношение взрослых к ребёнку.

Какие художественные детали помогают увидеть их теплоту и сострадание?

И добро, и зло маленькие герои

А. Приставкина познают в мире взрослых. Назовите всех взрослых персонажей повести, с которыми причудливая и страшная судьба свела Кузьмёнышей.

Какие художественные детали помогают увидеть характер каждого взрослого героя и почувствовать, как он относится к детям?

Ответы кадет помогают выявить художественные детали, отражающие взаимоотношения взрослых и детей

 Схемы.

ОСК “Взрослые и Ванюшка”

Андрей Соколов

 ОСК “Взрослые и Кузьмёныши”

 6. Беседа обобщающего характера с элементами дискуссии.

Как мы убедились, опорные схемы-конспекты дают возможность яснее представить неоднозначный мир взрослых. Эти взрослые не уберегли Сашку! Сцена гибели потрясла вас больше всего.

- Виновата ли Регина Петровна в смерти Сашки? (Высказываются разные точки зрения, позволяющие осознать степень вины воспитательницы. Кадеты говорят о том, что обстоятельства исключительные, а люди в них попали обыкновенные. Им свойственны такие чувства, как страх, смятение. Тем более это относится к Регине Петровне, потому что она – женщина. Её нужно понять.)

- Сумел ли Колька, который мог после смерти Сашки озвереть в обиде на всех людей, сохранить сердце? Остался ли он человеком? (Зачитывается эпизод, в котором Колька везёт мёртвого Сашку и ведёт разговор о спасении жизни на земле.)

- В каком из произведений, на ваш взгляд, трагедия детей показана глубже? (В повести “Ночевала тучка золотая” трагедия детских судеб обозначена глубже, потому что дана глазами самих подростков. Об этом ещё раз напоминает эпиграф. В детстве человек всё ощущает обострённее. В произведении много сильных образов, которые помогают почувствовать боль. Например, “собачник” или “чёрные птицы”. Не случайно эта повесть не сразу была напечатана. Трудно понять, что ЭТО вообще могло быть.)

- И М. Шолохов и А. Приставкин не были бы настоящими писателями, если бы только обозначили трагедию детей. Они наметили пути выхода, показали “свет в конце тоннеля”.

- Как вы думаете, какой выход подсказывают писатели? В чём они видят спасение людей? (Спасение в любви, в понимании: А. Соколов усыновил Ванюшку, и спасся сам; Колька обрёл названого брата – маленького чеченца Алхузура, иначе он бы не выжил.)

7. Заключительное слово учителя.

И М. Шолохов, и А. Приставкин не одиноки в своей позиции. Поэт К. Симонов вместе с ними.

В ту ночь, готовясь умирать,

Навек забыли мы, как лгать,

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам, кров пополам –

Так жизнь в ту ночь открылась нам.

Хлеб пополам, кров пополам… Душу пополам… Через три недели – день Победы, замечательный праздник “со слезами на глазах”. Уважаемые кадеты, хотя бы часть своей души постарайтесь отдать пожилым людям, ветеранам войны, которые очень нуждаются в человеческом тепле и участии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: итог занятия, выставление оценок, задание на самоподготовку: черновик сочинения по произведениям М. Шолохова и А. Приставкина.

15.02.2006