Кукла моей мечты. Методические рекомендации (технология изготовления) по дисциплине "Методика преподавания технологии (труда) с практикумом" для специальности 050709 "Преподавание в начальных классах"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


25-летию Ангарского педагогического колледжа…

В Ангарском педагогическом колледже в условиях формирования здоровьесберегающего образовательного пространства важное значение отводится деятельности по развитию у обучающихся ассоциативного, образного мышления.

Это связано с тем, что основной акцент в практике работы общеобразовательных учреждений на современном этапе делается более всего на развитии логико-знакового (вербального, аналитического, дискретного) мышления. Хотя в основе любого творчества, по утверждению В.С. Ротенберга, лежат взаимодополняющие отношения между двумя типами мышления. Действительно, для творческого акта необходимо видеть действительность во всей ее сложности и многогранности, воспринимать ее такой, какая она есть, что и достигается благодаря возможностям ассоциативного, образного мышления.

Творческая работа, даже очень длительная, часто сопровождается чувством эмоционального подъема и приливом физических сил, что является защитной для здоровья субъекта реакцией. При этом происходит наиболее полное использование потенциалов правополушарного мышления, которые являются один из основных механизмов для предотвращения невротических и соматических расстройств. Учитывая эти особенности, на занятиях по дисциплине “Методика преподавания технологии (труда) с практикумом” нами вводятся целенаправленные задания творческого характера на создание образов и ассоциаций, выступающие, как нами показано выше, ресурсом здоровьесберегающего обучения и воспитания.

В частности, этим ресурсом является создание “образа куклы моей мечты”. При ее изготовлении рекомендуем: не шейте ее сразу по выкройке, представьте себе образ куклы. Какая она? …Забавный малыш или изящная дама, чудесная старушка или девочка-балерина. У куклы должны быть голова, туловище, руки – ноги. Но какие? Полезно немного повеселиться, рисуя сначала на бумаге разные фигуры - шаржи. Все придумать, можно взять за основу предлагаемую выкройку и переделать ее по своему усмотрению. У куклы есть шея, значит, могут появиться бусы, есть и лицо (оно не только для глаз существует, ведь правда?). Не беда, если ушки скрыты под прической, можно и сережки нарядные сделать. Есть еще и ручки – это место для вышитых шелком ноготочков и, конечно же, для колечек. Мы мчимся с вами вслед за своей фантазией. Ведь любая кукла для девочки – подруга, сверстница и даже дочка…

Именно кукла разрешает человеку властвовать над собой. Пришьем к спинке шелковые простроченные (с ватином внутри) крылья, и это уже – ангел.

Знаете, чем еще хороши куклы? Смешные и трогательные, только что сшитые, своим появлением они доставят вам огромное удовольствие. Она будет ваша - конечно, не плоть и кровь, но вашей, и вы будете испытывать нежные чувства, прижимая ее к груди.

Из чего у нас игрушки – куклы, мишки и хлопушки?
Из искусственного меха, ткани и резины,
Из пластмассы и метала, дерева и глины.
Из таланта и терпенья, из народного уменья.
Не пекари, сапожники, а мастера-художники
Игрушки создавали, лепили, рисовали.
Яркие, нарядные – игрушкам очень рады мы.
Вот петрушка в колпачке, в ярко-синем кушачке,
В розовых сапожках, а в руках гармошка.
Кукла Нина, как Мальвина, - с голубыми волосами,
Бирюзовыми глазами, а на ножках новые
Туфельки бордовые. /Т. Курбатова/

С детства ребенка окружают игрушки. С их помощью он открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Не жалейте времени на изготовление кукол совместно с ребенком. Делая куклу, ваш ребенок учится многому: у него развивается практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умения гармонично подбирать цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с любым материалом, стремление максимально точно передать детали одежды или черты куклы, он стремится к поиску материала по истории быта и костюма.

А можно создать и семейный кукольный театр и попытаться вернуть добрую семейную традицию домашних концертов и постановок.

Человек всегда стремился к красоте и на разных исторических этапах видел и выражал ее по-своему в постройках, вещах, в одежде, в игрушках (приложение №1).

Некоторые люди, уже став взрослыми, неожиданно для себя и окружающих начинают шить или делать кукол. Другие увлекаются их коллекционированием и даже организуют выставку. Известные деятели культуры – режиссеры, продюсеры, дизайнеры, телеведущие – были участниками необычной выставки под названием “Куклы и звезды”. На ней можно было увидеть Дюймовочку в нежнейшем наряде из “розовых лепестков” и Золушку, стоящую в настоящей тыкве и держащую в руках поводья от шестерки серых усатых мышей; пушкинскую русалку в чешуе из монеток на качелях в ветвях раскидистого дуба, придуманного Юрием Сенкевичем; “Подсолнух” группы “Иванушки International”, были куклы-портреты Ирины Хакамады, Андрея Макаревича, Аллы Демидовой, Кристины Орбакайте.

Любовь Юркина – член союза художников с 1979 г. свое творчество называет текстильной скульптурой, текстильными фантазиями. Ею создан особый мир, населенный куклами тряпиенсами. “Из разноцветных причудливых текстильных объемов может получиться что угодно: авторская кукла, текстильная композиция для оформления интерьера, добрые хранители домашнего очага – шуршики, мюмзики. Текстильная скульптура Любови Юркиной вошла в коллекции государственных и частных музеев России, Германии, Франции, Америки, Австрии и других стран. Увлечение стало ее профессией.

Выставки кукол, сделанные руками учителей и родителей, необходимо проводить в детских садах и школах. Ведь детям всегда интересны куклы. А взрослым приятно хотя бы ненадолго окунуться в мир бескорыстных творческих интересов.

Способов шитья куклы несколько.

Цельнокроеная кукла

Сделайте на листе бумаги эскиз своей будущей куклы. Затем сложите лист бумаги пополам, нарисуйте половину куклы, ножницами вырежьте. Разложите. У нас получилась выкройка.

Для туловища выберите шерстяную трикотажную ткань. Положите на нее выкройку и обведите ее, вырежьте у детали с припуском на шов 8 мм. Сложите их вместе и сшейте с изнанки, оставив отверстие для набивки. Выверните куклу и набейте ее ватой, синтепоном, мягкими тряпочками и обрезками. Отверстие аккуратно зашейте через край.

Для волос нарежьте шерстяные нити нужной длины (для косы, естественно, длиннее). Пришейте пряди нитей по 3 – 4 так, чтобы посередине образовался пробор от темени до затылка. Сделайте прическу.

Лицо можно нарисовать, вышить или сделать способом аппликации. Глаза, щеки, рот вырежьте из кожи, синтетических несыпучих тканей, а затем пришейте или приклейте.

Простейшее платье-туника кроится по схеме, вырез горловины спереди сделайте побольше.

Если вы хотите сшить обрезное платье, воспользуйтесь нашей выкройкой.

Сложите детали лифа лицевой стороной внутрь, сшейте с боков и плечи. У юбки сшейте боковой шов и стяните ее ниткой так, чтобы она соответствовала лифу. Приколите юбку к нему и пришейте с изнаночной стороны. Застежку сделайте сзади. Подогните низ. Платье можно отделать тесьмой, кружевами. Пришейте пуговки.

 Часть I

Технология изготовления цельнокроеной куклы в схемах

 

Рисунок 1.

Рисунок №2

Рисунок №3

Бессуставная кукла-мальчик

  1. Подберите нужные по цвету лоскуты ткани. Сделайте эскиз куклы.
  2. По схеме выполните выкройки. Вырежьте детали куклы из материала.
  3. Пришейте половинки головы к туловищу по линии шеи.
  4. Сшейте уши, выверите на лицевую сторону.
  5. Вложите уши внутрь головы, закрепите булавками обе части. Сшейте их, выверните на лицевую сторону и набейте ватой голову с туловищем.
  6. Таким же образом сшейте руки и ноги, оставив верх незашитым, набейте их.
  7. Затем вставьте ноги и руки внутрь туловища и сшейте по схеме.
  8. Выверните на лицевую сторону. Пришейте голову к туловищу.
  9. Для волос возьмите шерстяные нитки или объемную синтетическую пряжу и пришейте их следующим образом: сначала вниз положите ряд нитей таким образом, чтобы получилась челка. Затем наложите на них нити поперек и пришейте их, следуя прямому пробору волос. Встряхните прическу, чтобы волосы легли естественным образом, подстригите неровные нити.
  10. Далее оформляем лицо.
  11. По схеме выкраиваем костюмчик.

Сделайте сначала выкройку из бумаги, приложите ее к кукле, проверьте ширину и длину. Выкраивая, не забывайте припустить на шов.

Рубашку сшейте сначала по ключевым швам, затем приметайте рукава к пройме, в последнюю очередь сшейте бок и рукав.

Сшейте половинки брюк по центральному шву, сложив их лицевой стороной внутрь. Затем сшиваем брюки по боковым и шаговым швам. Подшейте низ рубашки и брюк. Сделайте отделку.

Технология изготовления бессуставной куклы-мальчика в схемах:

Рисунок №1

Рисунок №2

Рисунок №3

Кукла с поворотными суставами

Если вы освоили шитье предыдущих кукол, можете приниматься за более сложную работу – изготовление куклы с поворачивающимися ручками и ножками.

Для работы потребуются: ткань для куклы, ткань для одежды, 4 пуговицы, набивка, отдела (тесьма, кружево и т.д.).

Начало изготовления точно такое же, как у бессуставной куклы. Сложнее будет с рукавами и ногами. Руки и ноги набейте до 2/3 длины. Возьмите пуговицу, вложите ее в руку кукле, проколите и протяните нить через туловище к другой руке, воткните иглу в обе дырочки и вернитесь к первой руке.

Повторите это еще раз, чтобы ручки держались крепко. Нитки для этого возьмите покрепче, лучше капроновые. Когда руки будут закреплены, набейте их ватой до конца и зашейте через край. Точно так же делаем ноги. Прическу и одежду сделайте на свой вкус.

Для изготовления головки куклы из папье-маше необходимо изготовить клейстер (см. приложение №2).

Литература

  1. Артамонова Е.В. Куклы. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000.
  2. Гибсон Р. Наши руки не для скуки: поделки (папье-маше, бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.: Изд-во РОСМЕН, 1997.
  3. Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1999.
  4. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Подари себе праздник. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. – М.: Сталкер, 1997.