Интегрированный урок по математике и экологии в 5-м классе по теме: "Действия над натуральными числами. Лекарственные растения"

Разделы: Математика, Экология


Цели: отработка навыков сложения, вычитания, умножения натуральных чисел; развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы, расширение кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: интегрированный, работа учащихся парная.

Материал к уроку: картинки с изображением лекарственных растений, карточки с заданиями, жетоны для оценивания учащихся (красный – правильный ответ, желтый –

ответ с недочетами, зеленый – за ответ на дополнительный вопрос).

“...ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения ... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет”.

К.Л.Ушинский

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. У нашего урока сегодня две темы: “Действия над натуральными числами” и ... разгадав кроссворд, вы узнаете, что еще на уроке мы сегодня будем рассматривать. Работаем мы сегодня в парах. Работа будет оцениваться жетонами. За полностью выполненный кроссворд – красный жетон, кто первый – зеленый дополнительно.

    В пересечении по горизонтали в кроссворде получается словосочетание “лекарственные растения”.

  3. Самостоятельная работа по карточкам.
  4. Работа по парам. Работа по вариантам, но будет приниматься только, когда оба человека сделали, т.е. вам необходимо помогать друг другу, чтобы вас оценили. Если вам необходима подсказка, то за выполнение жетон вы получаете уже желтый, после второй подсказки – зеленый.

    Ну, вперед! Начнем с растений
    И откроем вам секрет:
    Удивительней явлений,
    Чем растенья, в мире нет!
    Зародившись в Океане
    Миллионы лет назад,
    Стали Солнцево сиянье
    Превращать в бесценный клад.
    Клад энергией назвали.
    Он и в листах, и в стволе.
    Без энергии едва ли
    Жизнь возникла б на Земле.
    - К нам энергия растений
    Поступает из варений,
    Хлеба, каши и ватрушки,
    Яблок, лука и петрушки.
    - И в пельменях, и в котлете,
    В масле, мёде и омлете,
    У медведей и оленей
    Есть энергия растений.

    Перед вами карточки с зашифрованными лекарственными растениями. Совершив действия в примере, вы определите буквы, из которых составите слово – ответ на поставленный в задаче вопрос. (Структура карточки такова: фабула – интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое, ученик получает набор чисел. Каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершение работы по карточке, необходимо из набора букв сложить слово, которое и является ответом на вопрос). Вам будут даны подсказки, если из набора букв вы не можете составить слово.

    1.) В старину корой этого дерева “заговаривали” зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, Святому Духу, и трут десны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает. И неведомо было людям, что дело не в богах, а в содержащихся веществах в коре именно этого дерева. О каком дереве идет речь?

    614840:760 – 57*13 + 204476:68

    809 – И, 89 – Е, 751 – Б, 741 – С, 3007 – А, 307 – Р, 37 – З, 3748 – Т, 68 – Н, 168 – П, 3075 – О, 8009 – Л, 71 – Ь.

    Подсказка 1: Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит?..

    Подсказка 2:

    Зябнет осинка, дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке, мерзнет в жару.
    Дайте осинке пальто и ботинки,
    Надо согреться бедной осинке.

    2.) У него много прозвищ: лоскутница, блават, бабочник, пуговник (головки его похожи на пуговицы). А название связано с древним преданием. Кентавр Хирон славился умением лечить травами. И когда Геркулес отравленной стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. О чем речь?

    50848:56 – 67940:79 + 605*73 – 320*68

    908 – К, 98 – Р, 860 – Л, 86 – О, 44165 – Е, 4745 – Ш, 2176 – М, 21760 – А, 48 –В, 148 – З, 44213 – И, 22405 – Б, 22453 – С.

    Подсказка 1: Из пшеницы и овса смотрят синие глаза.

    Подсказка 2:

    Напоила землю вволю
    И ушла себе гроза,
    Подарив ржаному полю
    Васильковые глаза.

    - Какие у вас получились растения? Зачитайте задания и ответы.

  5. О лекарственных растениях.
  6. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди отравлялись. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди – травники. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе они брали крестьянских ребят.

    Луговые травы

    С бабушкой нашей пойдем далеко мы.
    В луг, где ей всякие травы знакомы.
    Руки мелькают, не путаясь, в травах,
    В тонких и острых, в густых и кудрявых.
    - Вот от простуды, а вот от надсады,
    Это от боли спасет головной!
    Мы поучиться у бабушки рады
    Мудрой науке ее травяной.
    Вырастем – травами с нашего луга
    Будем лечить, избавлять от недуга. (Е.Фейерабенд)

  7. Проблемы экологии в мире.
  8. Зашифрованное изречение С. Куняева призывает к ответственности человека за все живое.

    Не губи последнего болота,
    Загнанного волка пощади,
    Чтобы на земле осталось что-то,
    От чего щемит в моей груди.

    На 24 карточках (по две на каждого ученика) записаны примеры, на обороте порядковый номер местоположения букв на доске. Выполнив пример, ученик ищет ответ на свой пример среди развешенных на доске. Перевернув ответ, откроются буквы изречения, которые необходимо определить на доске соответственно номера своей карточки.

    - О чем это изречение, в чем его смысл?

    Как деятельность человека влияет на тонкое равновесие между живыми организмами и окружающей их средой, а также, какими способами можно защитить природу помогает узнавать наука экология.

    Стали люди сильные, как боги,
    И судьба Земли у них в руках.
    Но темнеют страшные ожоги
    У земного шара на боках. (А. Плотников)

    Палим во что попало – жаден глаз!
    И рубим, и взрываем, и корежим.
    Природа – мать ждет милости от нас,
    А взять ее у нас она, увы, не может! (С. Викулов)

    Что ж, хочу рассказ дополнить.
    Дело в том, что у растений
    Миллион предназначений:
    Кормят, лечат, одевают,
    Красотою удивляют,
    Выделяют кислород.
    Без него, без кислорода,
    Не способна жить природа,
    Не способен жить народ.
    Выдыхаемый из нас.
    Углекислый вредный газ,
    Им, растеньям, в самый раз.
    Сами видите, друзья:
    Без растений жить нельзя!
    Обижать растения –
    Это преступление!

  9. Повторение решения уравнений.

Узнайте, что за лекарственное растение закодировано.

Е

Й

Р

О

Б

В

З

О

1

17

52

63

112

49

102

48

47

2

60

16

25

58

11

59

37

35

3

172

203

104

173

406

189

182

170

4

145

271

144

282

184

156

163

147

5

1206

603

2

600

1200

1

16

0

6

299

198

336

300

298

341

302

150

7

183

48

19

182

214

52

79

181

8

201

56

79

57

202

178

60

44

Решите уравнения:

  1. х+37=85
  2. у - 42=17
  3. 117+х=289
  4. 213 – х=69
  5. 603+х=603
  6. 317 – у=19
  7. х – 115=67
  8. 73+х=129

(Зверобой)

  1. Подводим итоги. Подсчитываем жетоны. Один красный = 3 балла, желтый = 2 балла, зеленый = 1балл. Выставление оценок.
  2. - Что нового сегодня узнали?

    - Какие выводы для себя сделали?

    Закончить урок я хотела бы стихотворением (Л. Мартынов)

    Слышу я Природы голос,
    Прорывающийся крикнуть,
    Как и с кем она боролась,
    Чтоб из хаоса возникнуть,
    Может быть, и не во имя
    Обязательно нас с вами,
    Но чтоб стали мы живыми,
    Мыслящими существами.
    И твердит Природы голос:
    “В вашей власти, в вашей власти,
    Чтобы все не раскололось
    На бессмысленные части!”

  3. Домашнее задание.

Литература:

  1. Иванова Л.П. “Игровые задачи по экологии”. “Педсовет”, 2005.
  2. Кордина Н.Е. “Учение с увлечением”. “Математика в школе”
  3. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург: СВ-96, 2001.
  4. Природа края в художественной литературе. Растительный мир./Сост. О.Гаврилова. Тюмень, 1997.