Диспут-клуб по правовым знаниям: "Я – ребенок, Я – человек"

Разделы: Внеклассная работа


  • Программа
  • 1 часть “Вступительное слово” (беседа)
  • 2 часть “Литературно-правовая викторина”
  • 3 часть “Турнир знатоков права” (дискуссия)

Оформление:

  1. Столы расставлены по цветовому принципу (при входе каждый получает бумажку определенного цвета и садится за соответствующий цвета стол)
  2. Плакат “Календарь правовых дат
  3. Презентация <Приложение 1>
  4. На столах брошюры или разрозненные листы “Конвенция о правах ребенка” (участники диспута уносят из с собой как памятку содержащую наиболее важные статьи из Конвенции о правах ребенка) <Приложение 2>
  5. Музыкальное оформление “Мы маленькие дети”, из кинофильма “Приключения Электроника”

Действующие лица:

  1. Ведущий
  2. Помощники (2 человека)
  3. Жюри (2 человека)
  4. Участники сценок:
    А) первая (2 человека)
    Б) вторая (2 человека)
    В) третья (2 человека)
    Г) четвертая (2 человека)

Награждение активных участников викторины, памятными дипломами <Приложение 3> и сладкими призами

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

  • XXI век — Век ребенка
  • 2001-2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
  • 1 июня — Международный день защиты детей
  • 4 июня — Международный день детей — жертв агрессии <рисунок 1>
  • 20 ноября — Всемирный день прав ребенка
  • 10 декабря — День прав человека
  • 12 декабря — День Конституции Российской Федерации

Рисунок 1

Содержание

1 часть: “Вступительное слово”

Ведущий: Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей, то есть о наших с вами правах. Помогать нам будут два моих помощника, которые знают все-все о наших детских правах. А может быть, среди вас, есть такие, кто все уже знает, и тогда наиболее знающим, а тем более активно участвующим ребятам из зала будут выдаваться специальные жетоны в течение всей нашей встречи, они нам помогут подвести итоги и провести награждение памятными дипломами и сладкими призами.

(Вопрос в зал) Как вы думаете, ребята, когда и как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать?

1 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный)

(Мне бы хотелось еще добавить, да, на самом деле … — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)

(Начинать с этих слов, если ответа не было) —

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

Ведущий: (с ухмылкой) С тех пор, прошло много времени и жить стало опасней. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе (в государстве), сотрясаемом войнами — Отечественная война 1812 года, Отечественная война 1941. Нужно же что-то придумать, что было бы посильнее государства, нужно завести такого защитника, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы ни случилось!

2 помощник: Вы правы, ведущий. Миссию такого защитника взяла на себя Международная организация — ООН.

Ведущий: Что же это за организация такая ребята, расскажите мне, пожалуйста?

2 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный).

(В принципе ребята, вы правы, но мне хотелось бы уточнить — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)

(Начинать с этих слов, если ответа не было) —

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Ведущий: Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства!

1 помощник: Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

Ведущий: О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

1 помощник: На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.

(Очень кратко перечисляет наиболее важные права ребенка, которые напечатаны на листах и лежат на столе или другой вариант, называть из зала ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

Ведущий: Спасибо, вам, ребята, и вам, помощники, за столь поучительную для меня беседу. Но мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить себя, а правильно ли мы все поняли, на что мы имеем право, а на что нет. Проведите, пожалуйста, для нас тестирование.

2 часть: “Литературно-правовая викторина”

2 помощник: Было бы сказано. Мы проведем среди вас, ребята, литературно правовую викторину. Жюри будет фиксировать верные ответы и выдавать жетоны. Итак, за дело.

Помощники зачитывают игровые ситуации, и предлагают за обозначенное время (пока звучит музыка) выяснить, какая статья из конвенции была нарушена. Первому правильно ответившему участнику из зала выдается жетон, которые потом будут подсчитываться.

1 помощник: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 помощник: Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?

(Ответ: Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст. 15)

1 помощник:

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

2 помощник: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

1 помощник:

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

2 помощник:

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

3 часть: “Дискуссия”

Ведущий: (с вызовом) “Я имею на это право!”, “Почему вы нарушаете мой права?” — эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?

Ситуация 1

Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?

Помощник 1 (если не будет ответа)

(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)

Ситуация 2

Ученик: Марья Ивана! Я к вам на физику больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы физики не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя физики найдут, поумнее.

Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивана! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший — меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя — он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Помощник 2: (если не будет ответа)

(Ответ: Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13)

Ситуация 3

Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассник и сообщили классной руководительнице.

Учитель: Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель: А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка голубчик к директору.

Сидоров: А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности — основные гарантии Международного права.

Ведущий: разъясните, пожалуйста, ситуацию

Помощник 1: (если не будет ответа)

(Ответ: В статье 28, в частности, сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст.40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Ситуация 4

Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию.

Помощник 2: (если не будет ответа)

(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)

Ведущий: Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте не нарушать и сами права других людей, требуя выполнения своих.

А сейчас дипломом активного участника …., награждается, … Ф.И.

Далее проводится награждение всех принявших активное участие в диспуте. Активные частники выявляются по наличию жетонов, которые раздавались во время диспута за каждый верный ответ.

Ведущий: Спасибо всем за участие.