Урок природоведения по теме: "Воздух. Свойства воздуха"

Разделы: Начальная школа


Тема: воздух, свойства воздуха.

Цель: формирование образного представления об атмосфере - воздушной оболочке Земли. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, их использовании человеком. Развитие речи, познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, формирование потребности узнавать неповторимый мир природы. Экологическое воспитание учащихся, воспитание чувства патриотизма, профессиональное ориентирование.

Оборудование: бумажные пакетики, сделанные детьми на уроке труда, игрушка - губная гармошка, портреты космонавтов - Гагарина, Леонова. Мяч, шарики, магнитные цифры, подбор картинок с изображением космонавта в скафандре, “этажи атмосферы”, чаша с водой, теннисный шарик.

I. Вступительная беседа.

- Тему сегодняшнего урока вы назовете сами, если отгадаете загадку :

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

II. Работа в тетради.

Запись темы: воздух.

- Как догадались, что это воздух?

- Где находится воздух? Видели ли вы его?

- Если вы его не видели, почему утверждаете, что он есть? Как это доказать?

- Может, вам поможет еще одна загадка:

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)

- Если мы не видели воздух, то можем ли мы слышать воздух?

- Так что же такое ветер? Попробуйте дать определение.

Запись: ветер - воздух в движении.

III. Опыт с бумажным пакетиком.

- Надуйте пакетик в дырочку и ударьте по нему кулаком. Что вы услышали? А что же на самом деле произошло?

Вывод: пакетик громко щелкнул и разорвался.

Это вырвался воздух, который нагнан изо рта.

IV. Опыт с губной гармошкой.

(Учитель играет на губной гармошке.)

- Что произошло внутри губной гармошки?

Вывод: воздух внутри губной гармошки перемещается, ударяется о стенки гармошки. В результате мы слышим свист.

V. Обобщение.

- Так где же он - воздух? Где его можно найти, выловить? И нужно ли это делать?

Запись: воздух - везде.

VI. Воспитательный момент.

- Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? Как он называется?

- Кто был первым космонавтом планеты?

Показ портрета Ю. Гагарина.

- А кто знает имя человека, который впервые вышел в открытый космос?

- Это Алексей Леонов.

Показ портрета А. Леонова.

- Он впервые в истории космонавтики покинул корабль и вышел в открытый космос. А кроме того, А. Леонов - наш с вами земляк. Он родился в Кемеровской области.

- А как называется костюм космонавта? Смог бы А. Леонов обойтись без него в космосе?

- Действительно, отсутствие воздуха в космосе - одна из главных трудностей в работе космонавтов. Они получают воздух из специальных баллонов.

- Можно ли считать профессию космонавта простой, легкой?

- Исследование космоса - работа чрезвычайно трудная. А профессия космонавта - одна из самых редких на Земле.

- Имена Гагарина, Леонова известны всему миру. Может Россия гордиться такими сыновьями?

- А что, на ваш взгляд, может служить пропуском в космос? Какие люди становятся космонавтами?

- Да, первая ступенька - это хорошая учеба и спорт. И чтобы быть в хорошей физической форме, мы сейчас немного потренируемся.

Ф/м (под музыку)

- Итак, раз в космосе нет воздуха и космонавты надевают специальный костюм - скафандр с баллоном, значит ваш первоначальный вывод о том, что воздух везде, оказался ошибочным или преждевременным?

- Попробуйте сделать другой вывод.

Вывод: воздух окружает Землю до определенной высоты. И этот слой воздуха называется атмосферой.

Запись: атмосфера (древнегреч. “атмос” - воздух, “сфера” - шар).

- Какой же высоты атмосфера? В этом помогут ее “этажи”.

На доске: таблица из картинок и указателей высоты.

30 км

Ученые посылают атмосферные зонды на высоту до 30 км

 

 

18 км

Атмосфера подвержена воздействиям погоды.

 

 

15 км

Летают реактивные самолеты.

 

 

8 км

Вершины гор.

 

 

 

Вывод: толщина земной атмосферы свыше 30 км. Дальше начинается открытый космос, планеты и звезды Вселенной.

- Для того, чтобы научиться предсказывать погоду и заставлять воздух работать на себя, человек должен хорошо знать свойства воздуха.

Запись: свойства воздуха.

VII. Работа в группах.

- Каждая группа получит карточку и постарается выявить какое-то одно свойство воздуха.

Задание для 1 группы:

Возьмите мяч, сожмите его руками. Ударьте мячом об пол. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружилось?

Запись: упругость.

- Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

- Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать? (Добавить воздуха).

- Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? (Воздух сжимается).

- У кого из вас есть велосипед?

- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

- А где еще используется это свойство? (Свободные высказывания детей).

Задание для 2 группы:

Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Запись 2: воздух легче воды.

- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Задание для 3 группы:

- Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

- Воздух - плохой проводник тепла.

Запись 3: теплопроводность.

- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?

- На самом деле, что же греет землю, снег ли?

- Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

- Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?

- А что происходит с мехом животных к зиме?

- Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).

Задание для 4 группы:

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Запись 4: горячий воздух поднимается вверх.

- Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?

- Может ли быть одинаковая температура:

-днем и ночью?

- зимой и летом?

- у полюсов и на экваторе?

- Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается).

- Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

- Значит, на Земле происходит постоянное перемещение воздуха, а попросту дует ветер.

Ф/м “Дует ветер нам в лицо…”

- Всегда ли ветер бывает такой легкий и ласковый? Какие еще ветры вы знаете? Открыть доску.

Ураганы
тайфуны
циклоны

Смерчи
(торнадо)

- Все это бури, скорость ветра которых достигает 120 км/ч. Такие ветры способны снести здания. Обычно сопровождаются ливнями. - Это вращающиеся воронки со скоростью ветра до 5000 км/ч. Воронка засасывает все на своем пути (случай с розовыми лягушками).

Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем промышленно развитом городе, где есть заводы, фабрики, шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

- Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?

- Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей. Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

- Постарайтесь, когда вырастете и приобретете профессию, наладить производство так, чтобы ваши потомки дышали чистым воздухом.

VIII. Итог урока:

- Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Можно ли считать, что наш урок не пропал даром?

- Спасибо. Воздушные шарики в подарок.

IX. Д/з:

читать текст учебника, искать дополнительные сведения по теме в энциклопедиях “География”, “Неизвестное об известном” и др.