Урок французского языка "Новые технологии; их место в нашей повседневной жизни"

Разделы: Иностранные языки


Триединая цель:

  • Воспитательный аспект:
    • продолжить формирование мировоззренческих идей развития в обществе и его противоречий;
    • обеспечить формирование позиции нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях;
    • обеспечить утверждение таких общечеловеческих поведенческих ценностей, как истина, справедливость, общение, уважение чужого мнения, толерантность.
  • Образовательный аспект:
    • обеспечить развитие речевой деятельности учащихся, умения передавать своими словами содержание прочитанного или прослушанного текста, выражая свое отношение к изложенному;
    • обеспечить формирование ценностного отношения к объекту изучения и возможности его применения.
  • Развивающий аспект:
    • обеспечить условия для социального развития учащихся в процессе взаимодействия и сотрудничества;
    • обеспечить выявление и окультуривание субъектного опыта учащихся;
    • обеспечить развитие восприятия, внимания, воображения, коммуникативно-речевых умений.

Оборудование урока:

  • раздаточные картинки с рекламой мобильных телефонов,
  • аналогичные картинки в увеличенном виде для размещения на доске,
  • раздаточный материал: текст “Un si petit portable”.

Технические средства обучения:

  • аудиомагнитофон,
  • кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. Организация начала занятия

Приветствие. Частичная установка на урок (окончательно установка на урок будет дана после проверки д/з, когда учащиеся самостоятельно сделают вывод о теме для обсуждения на уроке).

II. Проверка выполнения домашнего задания

На предыдущем уроке учащиеся получили сюжетные картинки для описания.

Так как урок проходит в цепочке уроков по теме учебника “Commentaire oral des images” [1], домашнее задание имело целью развитие умений учащихся в области устного комментирования картинки, а также должно было послужить логической связи уроков в цепи.
Учащиеся поочередно комментируют свои картинки. На основе прослушанных комментариев делают вывод, что темой урока будет беседа о роли мобильного телефона в повседневной жизни.

III. Закрепление знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

a) Беседа о телефоне и о мобильном телефоне как об одном из важнейших средств связи.

Примерные вопросы для беседы:

1. Quel est le role du téléphone dans la vie?
2. Le role du téléphone dans votre vie?
3. Quels sont les avantages de ce moyen de communication?
4. Pouvez-vous enumerer quelques défauts?
5. Le portable est le dernier-né parmi les téléphones. Quels arguments pour et contre l’utilisation du portable pouvez-vous donner?

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы.

b) Учитель объединяет учащихся в группы для проведения дискуссии по теме “За и против использования мобильных телефонов”.

Учащимся дается несколько минут для предварительного обсуждения аргументов.
По одному представителю от группы начинают дискуссию, остальные участники групп включаются в обсуждение, соглашаясь, возражая, дополняя.
Учитель просит подвести итог. Дискуссия приводит к выводу, что, хотя мобильный телефон имеет массу достоинств, с ним связан ряд проблем.

IV. Работа с текстом “Un si petit portable” [2]

Первичная цель работы с текстом – чтение с извлечением заданной информации.

а) Учитель проводит работу по снятию возможных лексических трудностей при чтении текста. На доске выписаны слова с синонимами, однокоренные слова, трудные выражения.

Un gars = un garçon = un jeune homme
Etre attablé = etre assis à table
Filer (traduction)
la tentation > verbe tenter = tacher = essayer
C’est un gadget de riches! (explication)

b) Учитель дает установку: Lisez le texte et expliquez quel problème a été provoqué par “un si petit portable”.

Un si petit portable

Ce soir, après son cours de judo, Pierre rencontre Léo, un gars de sa classe.
“Tu viens boire un café avec moi? ” lui crie Pierre.
“D’accord,” dit Léo.
“Ah zut! Je n’ai pas d’argent sur moi!”
“T’inquiète! Je t’invite”, répond Pierre en souriant.
Les deux camarades, attablés devant deux cafés-crème, parlent de judo. Léo aimerait bien en faire et pose mille questions. Pierre se lance dans une grande explication quand la petite sonnerie de son portable l’interrompt.
“C’est ma mère! Elle m’a offert ce portable à Noel “.
Il ajoute en riant: “C’est pour pouvoir me surveiller!”
Il repose le minuscule appareil sur son sac de sport. “Je vais aux toilettes et puis je file, sinon je vais avoir des ennuis!” dit-il, en s’éloignant.
Léo reve d’avoir un portable mais son père est categorique: “Pas de question! C’est un gadget de riches!”
“Un bon gadget”, pense Léo en regardant le si petit téléphone. Il tend la main pour l’admirer de plus près. Il est si léger! Un vrai petit bijou. La tentation est trop forte. Sans réflechir, Léo le glisse dans sa poche. “Mais qu’est-ce que je fais!” se dit-il. “Bof! Après tout, Pierre est assez riche pour s’en acheter un autre…”
Pierre repasse à la table pour payer l’addition et prendre ses affaires.
“Excuse-moi, Léo! Je dois rentrer,” dit-il en se dépechant.
“Ok! Euh…merci pour le café! répond le jeune voleur sans relever la tete. Il n’a pas envie de croiser le regard de son camarade.

Daniele Bourdais.

Прочитав текст, учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

V. Аудирование

Учащимся предлагается прослушать мнение пяти французских подростков о поступке Лео и сформулировать в 2–3 предложениях точку зрения каждого.

- Vous allez écouter ce que les cinq ados français pensent de cette situation. Formulez s-v-p leurs points de vue.

(На доску проецируются имена говорящих:

  • Alain
  • Estelle
  • Simon
  • Stephanie
  • Malika)
  1. Аудирование [3].
  2. Проверка понимания аудиотекста. Учащиеся формулируют мнения французских подростков.
  3. На доску проецируются обобщенные мнения, которые могут служить лексической опорой для самостоятельного высказывания учащихся при выполнении послетекстового упражнения.

Imagine: Léo est un ami à toi. Il te raconte ce qui s’est passé avec Pierre. Comment reagis-tu?
Cinq ados disent ce qu’ils en pensent. Avec qui es-tu d’accord?

Alain: “Moi, je n’excuse pas son comportement mais je comprends ses raisons”.
Estelle: “Je suggère à Léo de replacer discretement le portable dans le sac de Pierre”.
Simon: “Je trouve que Léo devrait rendre le portable et faire des excuses à Pierre”.
Stephanie: “Moi, ca me choque vraiment! J’irais dire à Pierre ce que Léo a fait”.
Malika: “Voler, c’est un délit: il faut en parler à la police!”

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на поступок Лео.

– Et vous, que pensez-vous à ce propos?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель подводит итог урока, делает выводы, комментирует оценки учеников, спрашивает, что нового они узнали на этом уроке.

VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении

Le problème discute n’est pas l’unique problème pose par le téléphone. Je vous propose de lire la lettre de Julie [4]. Vous devez répondre aux question d’après le texte et écrire la réponse à Julie: un groupe de la part de ses grands-parents et l’autre de la part d’un ados.

Используемая литература:

[1] Méthode de français Le français en perspective, для Х класса школ с углубленным изучением французского языка. Г.И. Бубнова, А.Н. Тарасова, Э. Лонэ. Издательство “Просвещение”, Москва, 2002.

[2] Журнал “Chez nous” №1, сентябрь 2002, стр. 14, Издательство SCHOLASTIC.

[3] Журнал “ Chez nous” №1, сентябрь 2002, стр. 14, Издательство SCHOLASTIC.

[4] Практика французского языка. Сборник упражнений по устной речи А.И. Иванченко, 1998, Санкт-Петербург, Издательство “Союз”.