Урок с элементами проектного обучения

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цели и задачи урока: знакомство с инструментами геометрических фигур в графическом редакторе PAINT, развивать внимание, наглядно-образное мышление; установить межпредметные связи “информатика – история”, “информатика – география”, “информатика – литература”; воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

Необходимый материал для урока:

  1. Оформленный стенд с необходимыми иллюстрациями по новому материалу (применение геометрических фигур в истории, литературе).
  2. Разноуровневая практическая работа на 9 вариантов с использованием географического материала.
  3. Рабочие места учащихся (графический редактор, локальная сеть).

Ход урока

1. Постановка целей и задач урока.

2. Знакомство с новым материалом по информатике.

3. Применение геометрических фигур в различных областях:

а) в истории

б) в литературе

4. Разноуровневая практическая работа с применением географического материала.

5. Итоги урока.

Постановка целей и задач урока:

На сегодняшнем уроке нам с вами нужно познакомиться с новыми инструментами для рисования – стандартным набором геометрических фигур, научиться выполнять практические задания с их помощью и узнать, где эти геометрические фигуры используются в жизни.

Новый материал по информатике:

Ряд инструментов редактора Paint позволяет рисовать стандартные геометрические фигуры. Рисование выполняется протягиванием линии.

При выборе инструмента окно под панелью позволяет задать способ заполнения фигуры. Существует три способа заполнения:

  1. Способ: рисуется только контур фигуры.
  2. Способ: контур фигуры рисуется основным цветом, а заполнение производится дополнительным цветом.
  3. Способ: и контур и внутренняя область фигуры заполняются одним дополнительным цветом.

Основной цвет выбирают левой кнопкой мыши, дополнительный – правой кнопкой мыши.

Инструменты для рисования геометрических фигур:

I. Инструмент Линия используют для проведения прямых линий. Толщину линий задают в окне под панелью инструментов. Нажатие клавиши shift позволяет провести линию строго горизонтально, вертикально или под углом 450.

II. Инструмент Кривая служит для рисования кривых линий. Рисунок выполняется в три приёма. Сначала проводят отрезок прямой, концы которого совпадают с концами будущей кривой. Затем этот отрезок дважды изгибают. Каждый изгиб выполняют щелчком мыши в стороне от отрезка и протягиванием указателя.

III. Инструмент Эллипс позволяет рисовать овалы и окружности.

IV.Инструмент Прямоугольник служит для создания прямоугольников.
Причём правильная форма ( квадрат, круг и т. п. ) образуется, если при рисовании удерживать нажатой клавишу shift.

V. Инструмент Многоугольник позволяет нарисовать произвольный многоугольник. Его стороны рисуют последовательно методом протягивания. Контур замыкают протягиванием указателя к начальной точке.

Применение геометрических фигур в различных областях:

(Возможно уменьшение теоретического материала для сообщения учащимся и размещение его на стенд – он отмечен синим курсивом).

Геометрические фигуры нашли широкое применение. Наверное, одно из самых популярных применений – флаги разных стран.

В большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно – в XVIII, XIX веках. Государственный флаг, как и герб, - символ достоинства нации. При торжественном подъёме или выносе флага ему отдаются воинские почести.

Различные стяги и знамёна появились в глубокой древности. В битвах они указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Цвет первых дохристианских стягов славян был, по мнению археологов, красным, т. к. он повышал воинственность, побуждал к битве.

В 988 году Русь приняла христианство. На багряном стяге огромных размеров теперь помещали лик Спасителя – Иисуса Христа – или другую христианскую символику. Перед боем воины на коленях молились о победе и спасении у освящённого, как икона, стяга. Вкопанный древком в землю во время битвы, он указывал на ставку князя и центр боевого порядка. Упавший стяг означал поражение.

“Государевы большие знамёна” XVI – XVII веков площадью около 12 м2 были алыми, белыми, лазоревыми или зелёными. Полковые же знамёна стрельцов соответствовали цвету их кафтанов – вишнёвые, брусничные, лимонные, светло-зелёные, фиолетовые… На этих полотнищах, обшитых широкой каймой, изображался прямой крест.

Основными регальными цветами (цветами власти) великих князей московских и царей были красный, золотой и белый. В богатых золотых одеждах, в золотой шапке Мономаха и с золотым крестом на груди, под красным балдахином шествовали цари во время крестных ходов в Успенский собор Московского Кремля. Рынды (личная стража царей) были одеты в белые кафтаны, белые сапоги и держали на плечах парадные серебряные топорики. На белых и алых “гербовых” знамёнах в XVII веке изображался золотой (реже чёрный) двуглавый орёл – герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Красный соотносился с храбростью, удалью, считался идеалом красивого. Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи, подпоясывались красными кушаками. Свадебные наряды русских девушек были красными и белыми. Белыми называл народ свою веру и царя.

Во время походов на Азов Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало древнерусское понимание строения мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый. В 1705 году, когда Пётр I дал своему любимому детищу, военно-морскому флоту, Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле), флаг бело-сине-красный был передан торговым судам. Выбор святого для Андреевского флага связан с летописным преданием о путешествии апостола Андрея Первозванного по землям, где впоследствии образовалось Российское государство.

При Петре I к регальным династическим цветам добавился чёрный. Государь заменил багряный (в византийских традициях) цвет знамени на золотой и приказал выписывать на нём чёрного двуглавого орла. Такой флаг – только небольшой по размеру - стал именоваться императорским штандартом. Вплоть до1917 года его поднимали везде, где появлялся монарх. Офицеры русской армии при Петре I продолжали носить частицу прежнего боевого флага – бело-сине-красные шарфы.

После смерти царя преобразователя усилилось значение золотого и чёрного цветов в русской армии. Пётр III вводит чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками по краям, а Екатерина II придаёт ордену Святого Георгия, которым награждались воины исключительно за боевые подвиги, чёрно-оранжевую ленту, символизирующую “порох и огонь”. В 1819 году появляется первый батальонный чёрно-жёлто-белый флажок. Вместе с тем при открытии новых земель в начале XIX века русские моряки поднимали бело-сине-красный и Андреевский флаги.
Недолго, с 1858 по 1883 г., государственным флагом Российской империи был чёрно-жёлто-белый. “Коммерческие” бело-сине-красные цвета признаны государственными с 1883 года. Неофициально в ранг национального перешёл и Андреевский военно-морской флаг.

С 1742 года российский император имел также уникальное государственное знамя. На его жёлтом шёлке чёрный двуглавый орёл изображён в окружении гербов различных земель и областей империи.

В августе 1914 года в верхнем углу бело-сине- красного флага появляется императорский штандарт.

8 апреля 1918 года флагом России становится красное полотнище с буквами “РСФСР” в верхнем углу у древка. Позже буквы были заменены эмблемой союза рабочих и крестьян – золотыми серпом и молотом. 9 января 1954 года вдоль древка флага было решено поместить синюю полосу.

21 августа 1991 года Верховный Совет России постановил считать “исторический флаг – полотнище из равновеликих горизонтальных … белой, лазоревой и алой полос … официальным национальным флагом Российской Федерации”.

Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской – боевым знаменем корабля. На каждом судне имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при точно регламентированных обстоятельствах и на чётко установленных местах. Каждый флаг обладает собственной историей происхождения.

Их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания. Изображение судовых флагов археологи обнаружили даже на древнеегипетских фресках. Корабельные флаги древних времён служили отличительными знаками, символами экономического могущества владельца. Чем человек был богаче, тем роскошнее украшал своё судно флагами.. Например, в середине XIV в. особым шиком считалось поднять на корабле флаг огромного размера.

Герцог Орлеанский, командовавший в 1494 году французским флотом, имел собственный штандарт. Его длина составляла 25 м. Флаг был изготовлен из жёлтой и красной тафты. С каждой стороны на фоне серебряного облака помещено изображение Богородицы. Вымпелы и флаги короля Генриха VII вышивались золотом.

На средневековых кораблях количество флагов доходило до полутора десятков. Их устанавливали на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Однако со временем их количество сократилось. Флаги стали поднимать только на носу, корме и мачтах. Благодаря им экипажи отличали во время сражений свои корабли от вражеских, а также определяли место пребывания адмиралов, командующих эскадрами.

С развитием средств вооружённой борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, символизирующие авангард, кордебаталию, арьергард, т. е. части боевого порядка, в котором сражались военные корабли. Когда на борту находилось значительное должностное лицо, поднимали особый флаг.

С древних пор у каждого экипажа были сигнальные флажки, каждый из которых обладал определённым буквенным или специальным смысловым значением. Набором в два, три или четыре флага данного типа, поднятом на рее, команда могла передать в зашифрованном виде любое сообщение. В наши дни большая часть сигнальных флагов имеет прямоугольную форму, но существуют треугольные, а также длинные флаги. Большая часть корабельных флагов шьётся из флагдуха – специальной лёгкой шерстяной материи.

Образование суверенных государств обусловило появление национальных флагов. Когда флот разделили на военный, транспортный, грузовой и т. д., по флагу стали различать не только принадлежность к тому или иному государству, но и назначение корабля.

В России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Ещё на ладьях русичи поднимали, как правило, два флага. Один имел прямоугольную форму. Другой был с углом, вырезанным на внешней стороне, т. е. с косицами. Флаги данного типа позднее стали неотъемлемой частью казацких чаек и стругов.

Но историки связывают начало истории русского корабельного флота с постройкой первого военного судна “Орёл”. По велению Петра I на нём красовался бело-сине-красный флаг с нашитым на нём двуглавым орлом. Некоторые исследователи полагают, что это был не только первый национальный морской флаг, но и первый штандарт.

Штандарт появился во флоте ещё в первой четверти XVI века. Он являлся флагом главы государства и поднимался на грот-мачте корабля, когда король или император находился на борту. Сначала штандарты изготавливались из дорогих парчовых тканей, расшивались злотом, серебром и украшались драгоценными камнями. Но в середине XVI века на них стали изображать государственные гербы – символы власти.

В 1699 году Пётр I ввёл новый царский штандарт, который представлял собой жёлтое прямоугольное полотнище с чёрным двуглавым орлом посередине и с белыми картами Азовского, Белого и Каспийского морей в ключах и в одной из лап. Когда русские войска захватили крепость Ниеншанц, благодаря чему Россия приобрела выход в Балтийское море, на царском штандарте появилась карта и этого моря.

На корабельном штандарте Российской империи начала XX века изображали герб в виде чёрного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти – скипетр и державу. На груди орла находился московский герб с изображением Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. Щит герба обвивала цепь ордена святого Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него располагались символы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства. На гербе также изображали святых Михаила и Гавриила и императорскую сень с надписью: “С нами бог”. Над ней располагалась государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке.

В 1699 году Петр I ввёл единый флаг для всех боевых кораблей. Андреевский военно-морской флаг представлял собой прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета. На нём были изображены лучи синего диагонального креста.

В 1700 году по указанию императора парусный флот поделили на три генеральные эскадрильи – кордебаталию, авангард, арьергард – и ввели для них соответствующие флаги – белый, синий и красный с синим. В 1710 году утвердили новый рисунок кормового флага. В его центре по- прежнему находился Андреевский крест, но его концы не доходили до краёв полотнища. В 1712 году синий крест Андреевского флага был доведён до кромок полотнища. После 1917 года всю символику бывшего Российского императорского флота отменили.

18 ноября 1917 года на I Всероссийском съезде военного флота приняли постановление поднимать на кораблях вместо Андреевского флага флаг интернационала, который являлся красным полотнищем без эмблем и надписей.

С 20 апреля 1918 года на советских судах ввели красный флаг с аббревиатурой РСФСР. В 1920 году советское правительство узаконило новый флаг военно-морского флота. Он имел две косицы, а в середине полотнища был изображён большой синий адмиралтейский якорь, на веретене которого находилась пятиконечная красная звезда, внутри звезды перекрещивались синие серп и молот. На штоке якоря находилась надпись “РСФСР”.

В 1923 году ввели новый флаг ВМФ. В середине красного полотнища помещался белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям. В белом круге располагали красную пятиконечную звезду с белыми перекрещивающимися серпом и молотом. В 1926 году советское правительство учредило особый флаг. Им награждали корабли или соединения за особые заслуги. В отличие от обычного Почётный революционный военно-морской флаг изготовляли из шёлка. В его верхнем углу изображали орден Красного Знамени. Награждённые этим флагом корабли и соединения стали называть Краснознамёнными.

В 1935 году были утверждены рисунки и цвета новых флагов кораблей военно-морского флота, а также внесены изменения в рисунок Почётного революционного Военно-морского флага СССР. Флаг нового образца, Краснознамённый Военно-морской флаг СССР, представлял собой полотнище прямоугольной формы. В его левой половине была изображена пятиконечная звезда, а в правой – перекрещенные серп и молот красного цвета. Вдоль нижней кромки полотнища располагалась голубая кайма. Звезда Краснознамённого Военно-морского флага перекрывалась изображением ордена Красного Знамени.

19 июня 1942 года был учреждён гвардейский Военно-морской флаг СССР. Его присваивали кораблям за особые отличия. С тех пор боевое судно носило звание гвардейского. На полотнище флага над голубой каймой дополнительно изображали гвардейскую ленту, состоящую из трёх чёрных и двух оранжевых полос.

Ежедневно все вспомогательные суда и боевые корабли утром в определённое время поднимали на кормовом флагштоке, а с заходом солнца спускали военно-морской флаг. Во время стоянки на боевых судах I, II, III рангов одновременно с флагом поднимали и спускали гюйс. Находясь в море, корабли устанавливали флаг на гафеле и не спускали его до возвращения на базу.

В корабельном уставе чётко определялся порядок подъёма, спуска и вручения Военно-морского флага. Каждый день в восемь часов утра по местному времени, а в выходные дни часом позже на всех кораблях военно-морского флота в соответствии с ритуалом, регламентированным корабельным уставом, поднимали флаг. Впервые эту процедуру изложил Пётр I в морском уставе:

“… Поутру прежде всего должно выстрелить из пушки и ружей, потом играть на всех кораблях марш, бить поход, поднимать флаг, а по поднятии флага играть и бить обыкновенную зорю … В какое бы время флаг поднимаем и опускаем ни был, всегда надлежит как при поднятии, так и опущении оного бить в барабаны поход и играть марш.” Аналогичным образом проводился ритуал спуска флага, т. е. вечерней “Зори”.

Кроме Военно-морского знамени, в жизни корабля и его команды важную роль играет вымпел – длинный и узкий флаг, который скорее похож на вьющуюся среди рангоута и такелажа цветную ленту. Он поднимался на военном судне, если по своему техническому состоянию и уровню подготовленности экипажа оно способно успешно решать свойственные ему боевые задачи.

История появления вымпелов уходит в далёкое прошлое флота. Сначала прикреплённые к вершинам мачт неширокие плоские ткани служили простейшим прибором для определения направления и силы ветра. Во времена парусных кораблей вымпел служил отличием военного судна от торгового. Он представлял собой узкое полотнище до 10 м длиной и шириной в 10-15 см.

Вымпелы первых отечественных боевых судов были бело-сине-красными с двумя косицами. Пётр I в 1700 году ввёл новый рисунок вымпела: на примыкавшей к фалу шкаторине на белом поле изображался синий Андреевский крест, далее помещались две косицы бело-сине-красного цвета.

Кроме флота флаги также принадлежали рыцарям. С рыцарскими орденами мы знакомимся на страницах истории. С 1100 по 1300 год в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

Тамплиеры.

Официально этот орден назывался “Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона”, но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона. Самих же рыцарей называли храмовниками.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить и бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было “по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников.”

Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Тамплиеры к XII веку стали обладателями неслыханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли развитие науки. Многие технические достижения (компас) оказались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых – это была одна из обязанностей ордена. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров – белым полотнищем с красным восьмиконечным крестом.

Госпитальеры.

Официальное название – “Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского”. В 1070 году в Палестине купцом Мауро был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными, которое в дальнейшем было признано в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. Во главе ордена становится Великий магистр. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с 8 динариями.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2000 коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальера располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения.

Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне они стали называться орденом Мальтийских рыцарей.

Тевтонцы.

Тевтонский, или немецкий, орден. “Орден дома святой Марии Тевтонской”. В XII веке в Иерусалиме существовал госпиталь немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденом многонациональных, Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень скоро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Орден стал заниматься “благой деятельностью” - огнём и мечём нести слово Христово в восточные земли. В XX веке германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они использовали и символику тевтонцев ( железный крест – чёрный крест на белом фоне – важная награда “Третьего рейха”.

Рыцарей мы видим и на страницах литературных произведений.

Отрывок из книги В. Скотта “Айвенго”:

“ Место ожидаемых состязаний представляло великолепное зрелище. Покатые галереи были заполнены всем, что было родовитого, знатного, богатого и красивого на севере Англии и в средних её частях.

… Герольды закончили чтение правил обычными возгласами: “Щедрость, щедрость, доблестные рыцари!” В ответ на их призывы со всех галерей посыпались золотые и серебряные монеты. Всё огражденное пространство у северного входа на арену наполнилось толпой рыцарей, изъявивших желание принять участие в состязании”.

Разноуровневая практическая работа с применением географического материала:

Практическая работа разбита на 3 уровня:

- Задания первого уровня позволяют получить максимальную оценку “4”;

- Задания второго уровня позволяют получить максимальную оценку “5”;

- Задания третьего уровня представляют собой творческий проект учащегося и рассчитаны на 5 учебных недель. Творческий проект возможен в двух вариантах:
- 1 Вариант: Представлен флаг. Требуется изобразить его в графическом редакторе, придумать его историю (какому государству принадлежит?, что изображено? и почему ?), которую оформить либо в графическом редакторе, либо в текстовом редакторе.

- 2 Вариант. Придумать свой вариант флага. Изобразить его на альбомном листе и в графическом редакторе. Отдельно написать историю данного флага. (Приложение 1).