Сценарий историко-литературного праздника "За семью печатями". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 8


Вступительное слово ведущего.

За 40 минут нашей игры перед нами пройдет целая жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам предстоит провести целое историко-литературное исследование. А помогут нам в этом игроки-команды 8-х классов (представление команд).

Каждой команде выдается послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответ на каждый вопрос игры. Всего вопросов – 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. Наряду с послужным формуляром каждая команда получит тайный формуляр, куда игроки будут записывать свои версии имени героя после каждого вопроса.

В течение игры я буду сообщать некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но сообщить имя мне сможет только та команда, которая наберет большее количество печатей.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. В случае их верного ответа, печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

Итак, мы начинаем наше расследование.

1. Время первой печати.

“ Я явился на свет вместе с кометой Галлея…Бог, наверное, решил: вот два причудливых необъяснимых явления…”. Так о себе, о комете, о Боге мог сказать только наш герой, самоуверенный, насмешливый, еще при жизни ставший легендой.

Долгие годы не только для страны, где он родился, но и для всего мира он являл собой символ успеха, воплощение мечты. Очевидцы утверждали даже, что туристы со всего света приезжали на родину нашего героя, только чтобы посмотреть на два чуда: на него самого и на знаменитый водопад.

Страна, где родился и жил наш герой, - одна из самых больших в мире, занимает 4 место по величине территории и 3 по числу жителей. Люди разных национальностей приезжали сюда в поисках земли, свободы и лучшей доли. Их потомки своим трудом и талантом сделали эту страну самой богатой и процветающей в мире, хотя в 1976 году она отметила всего лишь 200-летие существования.

Отношения колонистов с местным населением складывались по-разному. Одни племена были настроены миролюбиво, другие – крайне враждебно: они не могли смириться с тем, что их земли и охотничьи угодья были захвачены пришельцами. Три раза военные столкновения и конфликты с аборигенами перерастали в кровопролитные войны, описанные в романах Фенимора Купера и Майна Рида.

Выгодное экономико-географическое положение, бурное развитие прдпринимательства привело к тому, что в конце XX века эта страна стала самым мощным в экономическом и военном отношении государством в мире.

Вопрос первой печати.

В какой стране родился наш герой?

(Игроки дают ответы – США – на экране вид Ниагарского водопада; жюри подводит итоги).

2. Время второй печати.

Наш герой родился в маленьком провинциальном городке Ганнибал, где осел со своим многочисленным семейством его отец. Кумиром нашего героя была мать, женщина редкой доброты и стойкости. От нее наш герой унаследовал не только рыжий цвет волос, но и необыкновенную эмоциональную восприимчивость и чувство юмора. После смерти отца двенадцатилетним подростком наш герой без особого сожаления оставил школу и поступил учеником в типографию, где работал его старший брат. Набирая объявления в местной газете, он и представить не мог, что через несколько десятилетий газеты всего мира почтут за честь напечатать хотя бы одну новую его шутку. Работая в типографии, наш герой получил возможность много читать. Однажды ему попалась брошюрка, рассказывавшая о жизни девушки, история которой захватила мальчика и потрясла до глубины души. Позднее он напишет ставшую главным делом его жизни книгу о национальной героине Франции, которую назовет великим чудом истории. Эта женщина была для нашего героя олицетворением нравственного величия и удивительной душевной красоты.

Родившись в крестьянской семье, она возглавила борьбу французского народа против англичан во время Столетней войны. Летом 1425 года в саду своего отца она услышала голоса, призывавшие ее спасти Францию. Будущий король Карл VII согласился предоставить ей войска, и ей удалось вдохнуть во французов такую волю к победе, что Орлеан был отвоеван у англичан, освобождены многие области Франции, а французское войско пополнялось новыми добровольцами. Но во время неудачного штурма крепости Компьен девушка была захвачена в плен бургундцами, сторонниками англичан, и обвинена в колдовстве, лжи, ереси, богопротивном ношении мужского костюма. 30 мая 1431 года ее сожгли на рыночной площади Руана. Только в 1904 году Папа Пий X првозгласил ее святой покровительницей Франции, а с 1920 года день ее рождения, 10 июня, объявлен национальным праздником.

Вопрос второй печати.

Назовите имя женщины, о которой наш герой писал: “Она была правдива, когда ложь не сходила у людей с языка, она была честна, когда понятие о честности было утрачено. Она была стойкой там, где стойкость была неизвестна, и дорожила честью, когда честь была позабыта”.

(Команды дают ответы – Жанна Д `Арк ; на экране ее портрет, жюри подводит итоги).

3. Время третьей печати.

Обучившись ремеслу, наш герой разъезжает по штату: услуги наборщика нужны всюду. Из Нью-Йорка он сообщает сестре, что проводит вечера в библиотеке, конспектируя диалоги Вольтера. В 18 лет он уже знаком с Диккенсом, В. Скоттом, Э. По, Шекспиром. Но любимым героем прирожденного юмориста стал персонаж из произведения другого автора.

Начитавшись рыцарских романов, этот герой сам вообразил себя рыцарем. В невероятных приключениях проявляется и его безумие, и его страстное стремление к справедливости, желание помочь людям. Мудростью отмечены его советы своему оруженосцу и его рассуждения о прошлом. Именно за эту гуманность, душевную доброту, высокое чувство долга этого персонажа полюбили многие читатели, а его имя стало нарицательным.

Вопрос третьей печати.

Назовите имя Рыцаря Печального образа.

(Команды дают ответы – Дон Кихот Ламанчский; на экране его изображение; жюри подводит итоги).

4. Время четвертой печати.

Нашему герою было 20 с небольшим, когда он стал работать помощником лоцмана, а затем и самостоятельно водить корабли по Миссисипи. Позже он признавался: “Поистине все на свете суета сует, кроме лоцманского дела”. Послушный штурвал, бескрайняя река и ничем не ограниченная свобода – что еще нужно человеку? Нашему герою казалось, что он нашел призвание, и он даже забросил журналистику. Хотя нашему герою пришлось впоследствии отказаться от лоцманской карьеры, река осталась с ним навсегда, дав ему второе имя. А в 1883 году наш герой напишет книгу “Жизнь на Миссисипи” - гимн вольной могучей реке, символу свободы.

Спустя почти сто лет главная река Америки станет персонажем веселого рассказа русского писателя. (Ведущий читает начало рассказа В. Драгунского “Главные реки” до слов “ Позабыл обо всем на свете” и конец со слов “Довольно, Кораблев”. Возможен просмотр соответствующего фрагмента кинофильма ).

Вопрос четвертой печати.

Назовите имя и фамилию детского писателя, автора этого рассказа.

(Участники отвечают; на экране портрет В. Драгунского; жюри подводит итоги).

5. Время пятой печати.

Что же заставило нашего героя прервать лоцманскую карьеру на главной реке Америки? Это была Гражданская война между Севером и Югом. В апреле 1861 года Южные штаты подняли мятеж, объявили от отделении от США и создании своего государства (Конфедерации) с целью сохранить в нем рабовладельческие законы и порядки (на юге рабы возделывали огромные хлопковые и табачные плантации). Длившаяся 4 года война, унесшая 1 миллион жизней, принесла победу северянам – сторонникам официальной отмены рабства, которые считали, что с пользой для общества могут трудиться только свободные люди. Это была последняя война на территории США.

Две недели наш герой провел в отряде конфедератов и даже получил чин лейтенанта. Затем отряд распался, и наш герой воспользовался этим, чтобы дезертировать. Он всегда сожалел о порыве, толкнувшем его в защитники рабства.

В том году, когда в Америке разразилась Гражданская война, в далекой России произошло важнейшее событие XIX века, направившее страну по пути прогресса.

Вопрос пятой печати.

Назовите это событие и имя царя, во время правления которого оно произошло.

(Команды отвечают – отмена крепостного права в правление Александра II; на экране портрет царя; жюри подводит итоги).

6. Время шестой печати.

Потерпев неудачу как старатель на серебряных, а затем и золотых рудниках в Калифорнии, наш герой находит свою “золотую жилу” в небольшой провинциальной газете, куда поступает репортером. Вторым днем его рождения стало 3 февраля 1863 года, когда в печати появился его первый рассказ. Не пройдет и двух лет журналистской работы нашего героя, и о нем заговорят как о “буйном юмористе тихоокеанских склонов”. Это был неистовый, грубоватый, буйный, стопроцентно американский юмор.

В 1876 году появляется одна из самых лучезарных книг в мировой литературе. Радость исходит от ее главного героя, жизнерадостного и веселого, обладающего даром своей кипучей энергией оживлять все вокруг себя. Благодаря этому его качеству, весь мир вокруг расцветает и наполняется радостью бытия. Мир детей, наполненный фантазией и игрой, противостоит в книге скучному и жестокому миру взрослых. Олицетворением этого мира выступает в повести маленький затхлый городок, монотонная жизнь которого напоминает стоячее болото, а в отношении взрослых к детям господствуют жестокость и насилие. По иронии этот городок – тезка прекрасного русского города, о котором писали и в котором жили Пушкин и Гоголь, Достоевский и Некрасов.

Вопрос шестой печати.

Посмотрите фрагмент видеофильма об этом городе и скажите, как называется город, в котором происходит действие великой книги нашего героя.

(Команды дают ответы – Санкт-Петербург; жюри подводит итоги).

7. Время седьмой печати.

Невероятный литературный успех принес нашему герою успех материальный, который, правда, оказался недолговечным. Почти до конца жизни писатель выплачивал многочисленные долги. Настроения мрачного пессимизма и разочарования усиливаются со смертью жены и двух дочерей. Вместо самого веселого писателя Америки появляется гневный, беспощадный сатирик, не щадящий ни старушку Европу, ни молодую американскую демократию, ни человечество вообще. Маска клоуна и весельчака спадает, и под ней оказывается лицо разочарованного, много страдавшего человека – Рыцаря Печального образа. И все-таки он по привычке шутит: “Я явился на свет в 1835 году вместе с кометой Галлея. Она снова появится в будущем, и я думаю, мы вместе исчезнем. Если я не исчезну вместе с кометой Галлея, это будет величайшим разочарованием в моей жизни. Бог, наверное, решил: вот два причудливых необъяснимых явления, они вместе возникли, пусть вместе и исчезнут”.

Эта шутка оказалась пророческой. Действительно, в мае 1910 года космическая странница заглянула за своим земным собратом, и они ушли вместе…Ушли, чтобы по законам небесной механики возвращаться к нам снова и снова.

Но комета Галлея унесла с собой жизнь не только нашего героя, но и другого великого писателя - нашего с вами соотечественника. “Не зная этого писателя, - писал М. Горький, - нельзя считать себя культурным человеком”.

Вопрос седьмой печати.

Посмотрите фрагмент фильма, снятого по книге этого писателя, и назовите его имя.

(Команды отвечают - Лев Толстой; на экране портрет Толстого; жюри подводит итоги).

Пришло время назвать имя нашего героя. Это право предоставляется той команде, которая получила больше всех печатей.

(Команда дает ответ – Марк Твен; на экране портрет писателя).

Марк Твен – Сэмюэл Ленгхорн Клеменс – “ простой, непосредственный гений”, по словам Т. Драйзера, кумир читателей, которые боготворили и боготворят его за беспечный смех и блеск сарказма, за абсолютную свободу от всех предрассудков и догм, за уверенность в том, что “перед смехом ничего не устоит!”.

В 2005 году мы отмечаем 170 лет со дня его рождения и 95 лет со дня смерти.

Использованная литература

  1. Большая историческая энциклопедия. Новиков С. В. И др. М.: филолог. о- во “Слово” : Олма- Пресс образование, 2003- 943 с.
  2. Всемирная история: энциклопедический словарь школьника.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 479 с.
  3. Зарубежные писатели. Биобиблиогр. словарь в 2 ч. Ч. 2 М.- Я. под ред. Н. П. Михальской. М. Просвещение учебной литературы, 1997- 448.
  4. Писатели нашего детства 100 имен. Биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. М.: Либерия, 1998.- 432 с.