Развивающие занятия "Веселый карандашик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Алгоритм занятия:

  • приветствие;
  • введение в игровую ситуацию или беседа;
  • дидактические, моторные игры (количество зависит от возраста);
  • гимнастика с учебными предметами;
  • прощание.

Сентябрь

Диагностика: 1-я и 2-я неделя сентября)

Задачи: Выявление первоначального уровня моторного развития.

Методики: Тесты Н.И. Озерецкого для оценки моторики: статическая и динамическая координация и соразмерность движений; скорость движений, одновременные движения, сила движений и синкинезии (излишнее сопровождающие движения).

Занятие 1. Знакомство с Веселым карандашом и его подружкой Красочкой

Задачи: Закрепить знания детей о временах года. Систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки (уменьшение продолжительности дня, похолодание, изменение цвета травы, листьев, с деревьев опадает листва, на небе тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края). Развитие внимания. Знакомство с основными цветами осени. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы:Карандаши, ручки, краски, вода, “непроливайки”, рабочая тетрадь, сюжетные картинки – времена года, герои – “Веселый карандаш и Красочка”.

Ход занятия: На занятии “Мир чудес” (см. отдельная программа) дети знакомятся с картой Мира чудес, по ней они будут путешествовать весь год, изучая окружающий мир. Встретивший их на начале пути Гном (картинка, игрушка) на этом занятии знакомит детей с Веселым карандашом и его подружкой Кисточкой (рисунок, игрушка). В дальнейшем это постоянные герои занятий, они будут знакомить детей с цветами, формами и т.д., предлагая разные задания. У детей есть своя рабочая тетрадь “Я рисую”.

Карандаш: Дети, скажите, пожалуйста, о чем вам рассказывали на занятии “Мир чудес”? (О временах года). Я тоже знаю кое-что о них, вот посмотрите. Показывает картины “Времена года”. Дети описывают каждую из них. Карандаш обращает внимание на картину – осень. И просит рассказать Красочку о цветах (желтый, зеленый, красный). Красочка показывает, как получить зеленый цвет, смешав краски, и дает попробовать детям сделать то же самое в рабочей тетради.

Игра “Кто больше назовет!” (дети называют предметы только красного (желтого, зеленого) цвета).

Затем детям предлагают заготовки листьев из белой бумаги (кленового, березового и дубового). Раскрашенные листья вклеиваются в тетрадь.

Игра “С какого дерева листок?”

Раскрашивание листьев красками – желтой, зеленой, красной.

Гимнастика с учебными предметами (Узорова О.В. Игры с пальчиками/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002).

Домашнее задание: Заполнение совместно с родителями “Веселых вопросов” в рабочей тетради.

Октябрь

Занятие 2. Дом и семья.

Задачи: Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, состав семьи). Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, картинки к игре “Цепочки”.

Ход занятия: Карандаш интересуется у детей, куда по карте Мира чудес их привела осень (в дом, где познакомила с семьей). Педагог показывает картинки членов этой семьи и спрашивает, какого цвета их одежда. При назывании цвета ребенок берет из коробки карандаш этого цвета и кладет к себе на стол. Затем педагог собирает карандаши.

Игра “Какой карандаш спрятался?”

Игра “Цепочки” (соединить правильно семьи животных, птиц и людей)

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Занятие 3. Сбор урожая в стране чудес

Задачи: Уточнить и закрепить знания ребенка об овощах и фруктах. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, картинки к играм.

Ход занятия: Карандаш: Ребята, я знаю, вы умеет собирать урожай! Помогите и мне разобраться, где у меня овощи, а где фрукты, и что с ними можно делать.

Игра “Разложи по корзинам”.

Игра “Найди и зачеркни” (модификация корректурной пробы).

Игра “Бусы” (развесить на веревочке бусинки с фруктами или овощами в определенной последовательности).

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Ноябрь

Занятие 4. До свидания птицы!

Задачи: Уточнить и закрепить знания ребенка об осени и перелетных птицах. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, тонированный лист.

Ход занятия: Карандаш (говорит печально): Ребята, я очень огорчен, посмотрите на этот лист (лист бумаги, раскрашенный в голубой цвет), Кисточка раскрасила мне лист в голубой цвет, и я не знаю, что на нем нарисовать, помогите? На что похож этот цвет? (На небо). А что можно нарисовать осенью на небе? (Птиц). Давайте все вместе будем рисовать птиц. В процессе рисования уточняются знания детей о перелетных птицах.

Совместный рисунок “Перелетные птицы”.

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Занятие 5. Чем богат лес осенью?

Задачи: Уточнить и закрепить знания ребенка об осеннем лесе и грибах. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, тематические кубики.

Ход занятия: Карандаш приносит кубики, на гранях которого изображены осенние пейзажи, на каждом пейзаже есть секрет, его надо увидеть (например: под деревом – гриб, на дереве – белка).

Игра: “Кубики”.

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Декабрь

Занятие 6. Животные и птицы зимой

Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о зиме, и поведении диких животных зимой. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, вата, ветки деревьев, картинки к игре “Кто где живет?”.

Ход занятия: Кисточка: Сегодня я научу вас делать настоящие зимние деревья, все в снегу, для этого вам понадобится всего лишь веточки деревьев и вата.

Аппликация из ваты “Деревья зимой” .

Игра “Кто где живет?” (запутанные линии от животного к домику).

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Занятие 7. Праздник настает!

Задачи: Расширить и закрепить представления о зимних играх. Знакомство с особенностями празднования Нового года и Рождества.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, цветная бумага.

Ход занятия: Карандашик: На нашем сегодняшнем занятии мы с Кисточкой научим вас готовится к Новому году.

Игра “Конфетти” (дети мелко рвут бумагу в миски, в каждую свой цвет, затем пересыпают ее из одной миски в другую пальцами, совочками, “просеивают” через пальцы).

Игра “Что сначала, что потом?” (снеговик).

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Январь

Диагностика: 2 неделя.

Задачи: Выявление промежуточного уровня моторного развития.

Материалы: см. сентябрь.

Занятие 8. Домашние животные и птицы

Задачи: Расширить и закрепить представления о домашних животных и птицах. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, счетные палочки, краски, вода, кисточки.

Ход занятия: Карандашик: Сегодня я познакомлю вас с мои друзьями счетными палочками, они очень полезные, с ними можно научиться считать, а еще ими можно рисовать, Давайте попробуем!

Работа со счетными палочками “Построй корове домик и огороди его заборчиком”.

Игра “Рисуем узоры на стекле”.

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Февраль

Занятие 9. Из чего сделан дом?

Задачи: Расширить и закрепить представления о доме, мебели, игрушках. Развитие творческого мышления. Увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш и Красочка, картинки для игр.

Ход занятия: Карандашик: Я вам приготовил много интересных игр и задачек, ведь вы уже умеете работать по плану, кажется так вы изучали дом “Мира чудес”?!

Игра “Продолжи ряд” (1 ряд – круг, шарик или круг, квадрат; для 2-го ряда предметы: машинка, кубик, мяч).

Игра “Что изменилось?” (к группе игрушек педагог добавляет новую, дети отгадывают какую). Подвижная игра “Спрячь игрушку” (в комнате, в сыпучем материале).

Игра “Собери игрушки в шкаф” (разложить оставшиеся машинки по своим местам в шкаф).

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Занятие 10 Праздник пап!

Задачи: Подготовка к празднику “День защитника Отечества”.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Мне рассказали, что вы устроили целый конкурс для мальчиков “Самый сильный”. А вот соправитель ли вы с моими заданиями?

Игра “Половинки” (подбери половинки для каждой машины).

Игра “Гирлянда” (найди продолжение гирлянды).

Задание в рабочей тетради.

Гимнастика с учебными предметами.

Март

Занятие 11. Весна! Праздник мам!

Задачи: Расширить и закрепить представления детей о весне. Подготовиться к празднику “8 марта”.

Материалы: бумага рыхлой фактуры, восковые мелки (толстые), акварель, мягкая беличья кисть (по количеству детей), Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами будем готовить подарок для наших мам, мы нарисуем большой букет цветов, очень необычных. Но сначала, давайте разомнем пальчики.

Гимнастика с учебными предметами.

Рисование совместного рисунка “Букет цветов” восковыми мелками в сочетании с акварельными красками. После создания совместной композиции педагог приклеивает бабочек, сделанных детьми в группе с воспитателями.

Занятие 12. Как мы одеваемся!

Задачи: Расширить и закрепить представления детей об одежде, головных уборах, обуви.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Ребята, на занятиях “Мир чудес” Весна познакомила вас с разной одеждой, да я думаю, вы и сами много знаете, давайте проверим!

Игра “Найди пару” (найди одинаковую обувь (рукавицу) и соедини линией).

Игра “Кому пришло письмо?” (для каждого письма дети ищут своего адресата).

Игра “Заплатки” (дети подбирают подходящую заплатку к одежде).

Гимнастика с учебными предметами.

Игра “Ателье” (картонной кукле дети делают, например, пальто – выбирают цвет, “пришивают” (вырезают и приклеивают) пуговицы, карманы, воротники).

Апрель

Занятие 13. Транспорт

Задачи: Расширить и закрепить представления детей о различных видах транспорта.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Ребята, посмотрите, сколько у меня разного транспорта, расскажи мне, какой из них вы знаете? На столе игрушки.

Игра “Кто быстрее” (дети расставляют транспорт по дороге).

Игра “Рисуем фигуры на песке” (ребенок с завязанными глазами ощупывает какой-либо вид транспорта, затем зарисовывает его на песке пальцем).

Гимнастика с учебными предметами.

Задание в рабочей тетради.

Занятие 14. Я хочу стать…

Задачи: Расширить и закрепить представления детей о различных видах транспорта.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Я знаю, что каждый человек обязательно должен кем-нибудь стать, выбрать себе профессию по душе. Нарисуйте мне, пожалуйста, кем хотите стать вы?

Рисунок на тему “Кем я хочу стать”.

Игра “Собери картинку”.

Игра “Чья машина?”.

Гимнастика с учебными предметами.

Май

Диагностика: 1, 2 неделя.

Задачи: Выявление итогового (за учебный год) уровня моторного развития.

Материалы: см. сентябрь.

Занятие 15 Лес в конце весны

Задачи: Обобщать знания детей о весне. Закрепить знания детей о насекомых. Учить находить признаки весны в окружающей природе. Закрепить понятия ягоды, грибы.

Материалы: Карандаши, рабочая тетрадь, герои – “Веселый карандаш”, картинки для игр.

Ход занятия: Карандаш: Ребята, я так опечален, Кисточка рассказывала, что такое лес, а я там никогда не был, нарисуйте мне, пожалуйста, то, что вы знаете о лесе, порадуйте меня.

Рисунок на тему “Лес”.

Игра “Найди и зачеркни”.

Игра “Найди домик” (дети расставляют цветы или грибы в свои домики).

Гимнастика с учебными предметами.

Аппликация с вырезанием или из готовых форм “грибы и ягоды в лесу”.

Июнь

Повторение пройденных тем на выбор педагога.