Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Данный урок проводится после знакомства с литературными направлениями (романтизм, сентиментализм, классицизм) и основными представителями этих направлений в 9 классе в литературе.

Цели урока:

  1. Обучающая - проконтролировать знания учащихся по изученному материалу.
  2. Развивающая - развивать творческие способности учащихся, память, умение, выделять главное в изученном.
  3. Воспитывать интерес к литературе, знаниям.

Актуальность заключается в развитии интереса к чтению, изучению литературы. Форма проведения урока – игра, позволяющая включить в активную деятельность весь класс, так как ребята принимают участие не только на уроке, но и при подготовке к уроку (оформление, инсценирование).

Оборудование:

  1. Портреты писателей XVIII века - начала XIX века, иллюстрации с картин художников, названия рубрик (“Флора и фауна”, “Города и страны”, “Цитаты”, “В переводе”, “Поэты”, “Друзья”, “Даты”, “Дары”, “Вам, гурманы”, “Числа”).
  2. Музыкальное сопровождение (классика).
  3. Инсценирование и сцены из комедии “Недоросль” Д.Фонвизина и “Мещанин во дворянстве” Ж.Мольера.

На уроке сочетается групповая работа (команды) с фронтальной и индивидуальной (конкретные задания по оформлению, инсценированию).

Основной метод репродуктивный, позволяющий определить степень усвоения материала.

Игра проходит в 2 тура, во 2 тур выходят 2 команды из 3-х по количеству набранных баллов. Каждый вопрос рубрик оценивается разным количеством баллов по степени трудности (10, 20, 30, 40, 50), команда может выбирать любой вопрос, при отсутствии ответа у команды, отвечают болельщики или другие команды.

Команды могут придумать названия, девиз, выбрать капитана.

Игра может проводиться и в конце учебного года после изучения всего материала. Рубрики можно менять или придумывать другие. Такую игру можно проводить в любом классе, на любом материале.

Ход урока

Вступительное слово учителя и представление команд (3 минуты).

1 команда - “Классицисты”

2 команда - “Сентименталисты”

3 команда - “Романтика”

(У команды - отличительные элементы костюма, эмблемы)

Представление жюри (2 учащихся)

Учитель: “Право начать игру предоставляется команде, правильно ответившей на следующий вопрос: “Английский романтист Ричард пишет роман “Кларисса Гарло” (1748 год), в котором рассказывается о любви девушки из буржуазного семейства к обаятельному аристократу Ловрасу. Любовь эта кончается трагически. Определите, к какому литературному направлению принадлежит роман. Как вы это установили?” (Сентиментализм).

Итак, начинаем литературную игру.

1 тур (5 рубрик)

1. “Флора и фауна”.

10. Какой герой, какого литературного произведения был “Охоч до свиней” (Т.Скотинин “Недоросль”)

20. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Карамзина? (Ландышами)

30. С кем дрался герой Лермонтова из поэмы “Мцыри”? (Барс)

40. О какой птице пишет Пушкин в одном из стихотворений в южной ссылке? (Орел)

50. “О смелый… В борьбе с врагами истёк ты кровью, но капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут”. (Сокол)

2. “Города и страны”

10. В каком городе был основан первый русский университет? (Москва)

20. В какую страну ездили Ломоносов и Радищев для продолжения образования? (Германия)

30. В какой стране происходит действие трагедии Шекспира “Гамлет”? (Дания)

40. В каком городе княжил Игорь Святославович, герой “Слово о полку Игореве”? (Новгород)

50. В “Путешествии из Петербурга в Москву” упоминается много населённых пунктов. Назовите где встречается автор с описанием рекрутского набора? (“Вышний Волочёк” (“Пешки”, “Любани”)

3. “Цитаты”

10. Сцена из комедии “Недоросль”. Определить автора, героев.

20. “Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют и добродетель так же своих завистников имеет”. Кому принадлежат эти слова? (Стародум)

30. Сцена из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (автор, произведение, герои).

40. “Ломоносов был великий человек между Петром I и Екатериной II, он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первым университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университета”. (А.С.Пушкин)

50. О каком событии в своей жизни писал А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”:

“Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благославил” (экзамены в лицее)

4. “В переводе…”

10. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову “образцовый”. (Классицизм)

20. Литературное направление, название которого восходит к английскому “сентименталь”. Что это?

30. В буквальном переводе с греческого это слово означает “Песнь козлов”. Что это? Какой жанр? (Трагедия)

50. Что означает “Чудище обло, озорно, огромно и лаясь”. Что собою характеризует? Откуда взяты эти слова?

5. ”Поэты”

10. Он упорядочил русский язык и провёл реформу в стихосложении. (Ломоносов)

20. Этот итальянский поэт называл свою возлюбленную Беатриче Портинари “учтивейшей и благороднийшей”. (Данте)

30. Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”. (Жуковский В.А.)

40. Этот поэт при слушании стихов А.С.Пушкина воскликнул: “Вот теперь можно и умирать”. (Державин)

50. Назовите музу любовной поэзии у древних греков. (Эрато)

2 тур

1. “Друзья”

10. В списке действующих лиц трагедии рядом с его именем написано: “Друг Гамлета”. (Горацио).

20. “С Пушкиным на дружеской ноге” был (Хлестаков)

30. Кому из своих друзей Радищев посвятил “Путешествие из Петербурга в Москву”? (А.М.Кутузову)

40. “О ком из своих друзей Радищев напишет “Житиё…” (Ф.Ушаков)

50. “Мой первый друг, мой друг бесценный.
И я судьбу благославил,
Когда мой двор уединённый, печальный.
Снегом занесённый
Твой колокольчик огласил”.

Кто это?

2. “Даты”

10. В этом году Россия потеряла Пушкина, погибшего на дуэли, и получила другого поэта, оплакавшего его смерть”. (1837)

20. Мистическими можно назвать годы жизни М.Ю.Лермонтова. Назовите даты рождения и смерти поэта. (1814-1841)

30. В этом году при участии Ломоносова был открыт первый университет. (1755)

40. В этот день Н.Карамзин понял, что “заблуждения и преступления молодых людей есть заблуждения и преступления века”. (14 декабря 1825)

50. В этом году Радищев за свою книгу “Путешествие из Петербурга в Москву” был приговорён к смертной казни. (1790)

3. “Дары”

10. Что подарил Дорант Маркизе Доримене за счёт господина Журдена? (Бриллиант)

20. Какой подарок был пожалован Екатериной 2 Державину Г.Р. за написание оды “Фелица”? (золотая табакерка, осыпанная бриллиантом, 500 червонцев + покровительство императрицы.

30. Что прислала учительница мальчику из рассказа В.Распутина “Уроки французского”? (Макароны)

40. В каком произведении герой “жалует заячий тулуп со своего плеча и нисколько об этом не жалеет”. (“Капитанская дочка”)

4. “Вам, гурманы”

10. О чём мечтали крестьяне в главе “Пешки” в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”? (О сахаре)

20. Какой герой любил булочки и мог сразу “испить кувшинец квасу”? (Митрофан)

30. В каком произведении его герои думали, что булочки в том самом виде на деревьях растут, как их с кофеем утром подают? (“Повесть о том…”)

40. Какой герой мечтал, что ему “суп в кастрюльке” будут доставлять прямо из Парижа? (Хлестаков)

5. “Числа”

10. Сколько лет писал Н.М.Карамзин “Историю государства Российского”? (22 года)

20. Сколько рублей дал Эраст Лизе в их последнюю встречу? (“Бедная Лиза”, 100 рублей)

30. На сколько лет А.Н.Радищева отправили в ссылку в Илимск? (10 лет)

40. Сколько рублей имел Ломоносов в кармане, отправляясь с обозом в Москву? (3 рубля)

50. Сколько муз - покровительниц искусств существовало в греческой мифологии? (9)

Подведение итогов, выявление лучших игроков, команд, награждение, заключительное слово учителя.