Разработка урока географии для 11-го класса по теме: "Экономическая дифференциация мира. Наше понимание и наш взгляд"

Разделы: География


Задачи:

  • актуализация, закрепление и контроль знаний по теме;
  • развитие навыков работы с информацией: выделение главного, формулирование собственной точки зрения на основе информации текста учебника и её аргументированное высказывание, формулирование вопросов и др. ;
  • развитие навыков активного слушания через формулирование уточняющих вопросов.

Оборудование урока: политическая карта мира,

  • карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы,
  • тест.

Ход урока

1. Организационный момент.

Формирование групп.

Распределение заданий по группам и индивидуальных заданий.

Класс делится на три группы.

I группа

В состав I группы входит 5 учеников, отличающихся высокой познавательной активностью, интересом к предмету и прочными знаниями.

Цель:

- предоставить учащимся возможности презентации и расширения знаний по теме;

- развитие коммуникативных навыков продуктивного общения в группе;

- совершенствование навыков взаимооценки результатов работы.

Задание:

- ответить на вопросы, требующие творческой переработки изученного материала, знания дополнительного материала, хорошей ориентации в современных экономических отношениях в мире;

- представить результаты своей работы участникам группы.

II группа

В состав II группы входит 5 учеников, имеющих хороший уровень сформированности общеучебных умений, умеющих работать с текстом.

Цель:

- развитие умения видеть проблему, переформулировать её в задачу в форме вопроса и решить, т. е. дать ответ.

Задание:

- внимательно прочитать указанный текст параграфа, разделить его на смысловые части, выделить главное, сформулировать вопросы в соответствии с предложенными клише.

III группа

В состав III группы входят оставшиеся ученики. Они объединяются в четыре подгруппы по 2-4 человека.

Цель:

- повторение, коррекция и закрепление изученного материала;

- развития умения совместного обсуждения и достижения согласия при формулировании ответа.

Задание:

- познакомиться с предложенными вопросами, найти в учебнике необходимую информацию, обсудить и сформулировать ответ;

- осуществить взаимоопрос в подгруппе.

Задания для учащихся I группы

1. На примере Японии, Малайзии, Тайваня докажите, что участие стран в международном разделении труда и их специализация зависят не только от природно-ресурсных факторов. Для этого проанализируйте следующие моменты:

  • на рынках каких товаров данные государства занимают значительные ниши;
  • благодаря чему, каким ресурсам им удалось этого достичь.

Подведите итог своим рассуждениям. Приведите примеры других стран, чья специализация не зависит от природных факторов.

2. На мировых рынках каких товаров или услуг занимают ниши государства: Австралия, Чили, Индия, Египет, Ботсвана? Какие факторы способствовали становлению их специализации? Оцените устойчивость доходов страны от данной отрасли (отраслей) специализации. Обоснуйте свое мнение.

3. Используя текст учебника “Европейский Союз” (стр. 111-113), выпишите все положительные следствия интеграции стран Европы в форме кратких тезисов. Если необходимо, дополните их число своими доводами. Подумайте и самостоятельно сформулируйте отрицательные следствия интеграции для отдельных стран, членов ЕС. Обоснуйте свое мнение.

4. Авторы учебника высказали прогноз относительно экономического положения Китая в мире: “По прогнозам на 2010 г. КНР займет первое место в мире, обогнав США”. На основе каких фактов и тенденций современного развития Китая, по вашему мнению, сделан такой прогноз? Обоснуйте свое мнение.

5. В структуре российского экспорта в начале 90-х годов XX века выросла доля развитых рыночных и развивающихся стран и сократилась доля стран с переходной экономикой (бывших советских республик постсоциалистических государств Восточной Европы), несмотря на то, что первые территориально находятся дальше от границ России, чем вторые (см. данные на стр. 122 учебника). Чем вы можете объяснить данную ситуацию? Проанализируйте экономические и политические факторы.

Задания для учащихся II группы

1. Ознакомьтесь с текстом “Россия и мировое хозяйство” на стр. 121-123. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:

  • Чем можно объяснить, что. . . ?
  • Каким образом . . . ?

Ответьте на поставленные вопросы.

2. Ознакомьтесь с текстом “Роль денег во внешнеэкономических связях” на стр. 115-116. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:

  • Каковы . . . ?
  • Каким образом . . . ?

Ответь на поставленные вопросы.

Составьте словарь к статье.

3. Ознакомьтесь с текстом “Внешняя торговля: основные товаропотоки” на стр. 118-119. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:

  • Чем можно подтвердить, что . . . ?
  • Какие изменения . . . ?

Ответьте на поставленные вопросы.

Используя приведенные статистические данные, постройте диаграмму, дайте ей название.

4. Ознакомьтесь с текстом “Вывоз (экспорт) капитала” на стр. 119-121. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:

  • Что подтверждает тот факт, что . . . ?
  • Какие изменения . . . ?

Сформулируйте дополнительный вопрос самостоятельно.

Ответьте на поставленные вопросы.

5. Ознакомьтесь с текстом “Мировое хозяйство: понятие, тенденции, развитие” на стр. 106-107. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:

  • Чем можно подтвердить . . . ?
  • Каковы условия . . . ?

Ответь на поставленные вопросы.

Составьте комментарий к упомянутым в тексте датам.

Задания для учащихся III группы.

1. Что такое международное разделение труда? Каковы условия возникновения международного разделения труда? Что такое международная специализация? Каковы плюсы и минусы специализации? Какова степень участия развитых и развивающихся стран в международном разделении труда? Чем она определяется?

2. Что такое мировое хозяйство? На чём основано единство мирового хозяйства? Что способствует возникновению мирового хозяйства? Возможно ли развитие страны вне мирового хозяйства?

3. Что такое глобализация? Назовите центры мирового хозяйства и охарактеризуйте их. Какова вероятность смены экономических лидеров?

4. Что такое внешнеэкономические связи? Назовите формы международных экономических связей. Что такое внешняя торговля? Как используются тарифы для регулирования торговли?

2. Основная часть урока.

Учащиеся III группы получают задание и готовятся к устному собеседованию. Время подготовки 5-7 минут.

Учащиеся II группы получают задания и работают в самостоятельном режиме, письменно выполняя работу. По окончании работы, тетради сдают на проверку учителю, и присоединяются к устной работе совместно с ребятами III группы. Время самостоятельной работы до 20 минут.

Учащиеся I группы работают в самостоятельном режиме 7-10 минут, письменно оформляя результаты работы. Затем объединяются и делают устные сообщения в группе, знакомя товарищей с результатами своей работы, при необходимости вносят дополнения и исправления в свой письменный ответ. Проводят взаимооценку работы. Оценки обсуждают и выставляют на работе каждого ученика. Учитель после урока проверяет объективность оценки результатов работы. Время работы в группе до 20 минут.

Через 7 минут после начала урока учитель приступает к устному собеседованию с учащимися III группы (в порядке очередности подгрупп). Работа проходит фронтально. Во время опроса перед учащимися ставится задача: сформулировать уточняющие вопросы к ответам каждой из подгрупп. Для облегчения и достижения большей продуктивности, ребятам предлагаются клише:

  • Не могли бы вы уточнить . . .
  • Не могли бы вы рассказать подробнее . . .
  • Верно ли я понял, что . . .
  • Верно ли, что ключевой идеей является . . .
  • Правильно ли я понял, что . . .
  • и другие.

За 10 минут до конца урока подводятся итоги устной работы, комментируются сложные и уточняются непонятные моменты.

3. Проверочная работа.

Цель:

- оперативный контроль знаний учащихся;

- получение информации об уровне усвоения и понимания материала учениками для осуществления последующей коррекционной работы.

Задание: прочтите приведенные в работе утверждения и выпишите номера только верных утверждений.

1. Международное разделение труда всегда основано на богатстве природными ресурсами и благоприятных условиях.

2. Международная специализация – сосредоточение деятельности на производстве определенной продукции или оказании услуг.

3. Широкая специализация менее выгодна для государства, чем узкая специализация.

4. Развитые страны занимают ведущее место в международном разделении труда во многом благодаря высокому уровню развития производительных сил.

5. Мировое хозяйство – система хозяйств развитых стран мира.

6. Мировое хозяйство сформировалось благодаря развитию транспорта, межконтинентальных связей и рынка.

7. Главные центры Мирового хозяйства – США, страны Западной Европы, Япония.

8. Потенциальные лидеры Мирового хозяйства – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Южная Коре, Сингапур, Тайвань.

9. Интеграция – уменьшение тесноты экономических связей между хозяйствами стран мира.

10. Деньги – необходимое средство обмена в условиях рыночной экономики.

Ключ: 2, 4, 6, 7, 8, 10.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учащимся предлагается оценить свою работы на уроке, прокомментировать подобранные учителем задания, предложить свои варианты организации работы на уроке.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается вопрос для размышления.

Соединенные Штаты Америки стремятся к созданию единой зоны свободной торговли в Америке. Однако не все страны Центральной и Южной Америки поддерживают инициативу президента США. Объясните, почему, и обоснуйте свой ответ. Выделите “+” и “-” создания зоны свободной торговли для развивающихся стран региона.

Ответ предлагается оформить на отдельном листке. На следующем уроке можно обсудить результаты работы в группах или фронтально, а также предложить письменно сделать рецензию на работу товарища.

Литература:

Симагин Ю. А. , Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 кл. – М. : Дрофа, 2002.