Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме: "Слово, цвет, мелодия в лирике М.Ю.Лермонтова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать представление о взаимодействии слова, цвета, мелодии в лирике М.Ю.Лермонтова.
  • Закрепить литературоведческие понятия: эпитет, метафора, олицетворение.
  • Совершенствовать навык чтения поэтического произведения.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап к восприятию произведения. (Слайд № 1)

– Марина Цветаева сказала: “Книга должна быть исполнена читателем, как соната: знаки – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить”.

– Очень трудно провести четкую границу между музыкой, словом, картиной. Их связь тесна, а корни уходят в устное народное творчество.

– Слова, звуки, краски могут быть живыми. Я записала слова (Слайд №2)

МАЛЫШ  ТУЧКА  ВЕТЕР

– А вы попробуйте нарисовать ЦВЕТОМ каждое записанное слово.

Звучит музыка “В лунном сиянии” (Сборник HAPPY BABY)

2. Беседа с детьми о выполненной работе.

Вывод: оказывается одно и тоже слово у каждого человека может иметь свою окраску или же один цвет, но разное обоснование, которое зависит от того, как Я (или МЫ) его воспринимаю (воспринимаем), от того, какое у меня (у нас) настроение.

3. Знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Утес”. (Слайд №3)

– Давайте понаблюдаем, как тесно взаимодействует СЛОВО, ЦВЕТ, МЕЛОДИЯ в лирике Лермонтова. Сейчас я прочитаю вам стихотворение “Утес”, а вы попытайтесь ощутить его настроение.

Учитель читает стихотворение М.Ю.Лермонтова “Утес” (наизусть).

– Вам понравилось стихотворение? Чем? Хотите еще раз послушать?

Повторное чтение детьми по учебнику (1–2 человека)

4. Анализ стихотворения.

а) Какое же настроение стихотворения?

Дети высказывают свое мнение.

б) Словарная работа.

Анализ лексического значения слов.

– лазурь – (из греческого языка) светло-синий цвет, синева

– утес – т.е. то, что стесано. Высокая отвесная скала.

в) А теперь давайте посмотрим, какое богатство художественного слова спрятано в этом стихотворении:

–  Отметьте выражение или слово, которое особенно понравилось.

–  Какие литературные приемы использовал автор в своем произведении?

(Олицетворение: тучка ночевала, умчалась, весело играя утес стоит, “задумался глубоко”, плачет; “в морщине старого утеса”. Эпитеты – тучка золотая.)

– Попробуйте цветом показать оттенки настроения стихотворения, обосновывая словами из текста.

Во время выполнения задания звучит музыка Моцарта (Сборник Happy Baby)

г) Беседа с детьми о выполненной работе, в ходе которой стихотворение делится на две части:

1 часть. Начинается весело: тучка золотая (цвет золота, т.е. света, радости) “Утром в путь она умчалась”, “весело играя” – движение, свобода. Лазурь, синева, ясное небо.

ВЕСЕЛО!

Вот он ОБРАЗ ТУЧКИ. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

2 часть. Противительный союз “НО” говорит нам, что не все так весело.

ОБРАЗ УТЕСА – какой он?

(Старый, одинокий, в морщинах, следовательно, много повидал, стоит в пустыне и тихонько плачет. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

– Что выразил автор этим стихотворением? (Передал настроение грусти, ОДИНОЧЕСТВА)

– Рождает ли образ старого утеса чувство сопереживания у слушателя?

– Как же взаимодействуют СЛОВО, ЦВЕТ, МЕЛОДИЯ? (Ответы детей)

– Сначала появляется слово, потом настроение и все это сливается в определенную мелодию.

5. Сравнение двух стихотворений М.Ю. Лермонтова, чтобы показать тему одиночества, которая проходит через все его творчество.

– Вспомните стихотворение М.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко...”, над которым мы работали в третьем классе (Слайд № 4).

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Сравните, что у них общего? (ОДИНОКО стоит сосна, утес ОДИНОКИЙ)

– А чем отличаются? (Сосна “мечтает” о счастье “... и снится ей все, что в пустыне далекой...”, видит образ прекрасной пальмы, а одинокий утес так и стоит и “тихонько плачет”).

6. Возврат к эпиграфу урока (Слайд № 1):

“.. .В воле читателя осуществить или исказить”. Права ли Марина Цветаева?

7. Итог урока.

8. Домашнее задание: нарисовать образ утеса, сделать выписки из текста, выучить стихотворение М.Лермонтова.

Приложение

16.01.2006