Урок экологии в 7-м классе по теме: "Почва как среда жизни"

Разделы: Биология, Начальная школа, Экология


Цели:

  • выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы;
  • определить составные части почвы, обеспечивающие жизнь этих существ;
  • выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней.

Оборудование:

  • цветные мелки;
  • карточки с описанием разных животных (4);
  • тексты по теме (1 на парту).

Учитель:

Несколько уроков мы с вами обращали внимание на одну из экологических закономерностей: в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, на них действуют разные комплексы экологических факторов, в связи с этим на нашей планете можно выделить 4 основные среды жизни, сильно различающиеся по условиям существования:

- водную                              - почвенную

- наземно-воздушную       - другой организм

По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, в какой среде они живут.

? Попробуйте определить по описанию внешнего облика живого существа, к какой среде жизни его следует отнести:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой - на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру).

2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты - плавники - для передвижения. (Рыба).

4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Первый и второй - представители наземно-воздушной среды, третий – водной.

Где может жить четвертый организм? В почве.

Итак, тема урока: ПОЧВА как среда жизни

? Попробуйте определить обитателей почвы (работа выполняется учащимися самостоятельно, затем “зигзагом” заслушивается: первая парта называет первого обитателя, вторая - второго и т. д., затем так же - компоненты почвы).

СХЕМА № 1

СХЕМА № 2

? Каким образом, по вашему мнению, каждый компонент почвы может пополняться?

Напишите над стрелками источники:

1. осадки, подземные воды

2. из атмосферы при рыхлении и с водой

3. при выветривании горных пород

4. разложение живых организмов

5. разложение органических веществ, из горных пород

6. поселение, размножение и т.д.

Далее каждая парта получает текст (краткое, но полное описание почвы как среды жизни).

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

В почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются?

Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте.

В-третьих, в почве недостаточно кислорода.

Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей. Микроорганизмы разлагают органические массу - мертвые остатки растений и животных - до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.

Обитают здесь и более крупные животные: это прежде всего различные клещи, некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов и поэтому живут в готовых полостях почвы. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут самостоятельно прокладывать себе дорогу. Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы “вгрызается” в нее и пропускает через себя.

Самые крупные из постоянных обитателей почвы - кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

ЗАДАНИЕ: прочитать текст и, пользуясь сведениями, которые в нем содержатся, а также предыдущими записями (схемы на доске и в тетради), заполнить таблицу:

Особенности почвы как среды жизни

Особенности почвы Приспособления организмов Примеры организмов
1.Высокая плотность Микроскопические размеры Роющие конечности, способность изменять толщину своего тела, мощные резцы Округлая, червеобразная форма тела Водоросли, грибы, простейшие, вирусы, бактерии Кроты, медведки, слепыши Дождевые черви, личинки насекомых, многоножки
2. Комковатая структура Прочные и гибкие покровы тела (защита от повреждений) Жуки, клещи, муравьи
3. Отсутствие света почти во всех горизонтах Редукция органов зрения, исчезновение пигментации (окраски) у части растений и животных Кроты, слепыши Микроорганизмы
4. Полости заполнены газами и растворами Наличие плотной, не проницаемой для воды и газов оболочки - кутикулы Почвенные насекомые
5. Недостаток кислорода, избыток углекислоты Кожное дыхание (использование воздуха, растворенного в воде) Дождевые черви, личинки насекомых и другие беспозвоночные
6. Большое количество мертвых организмов Развитие сапрофагии - питания разложившимися остатками Дождевые черви, бактерии, грибы

Данные таблицы зачитываются учащимися по очереди:

1 парта - особенность

2 парта - соответствующую ей адаптацию

3 парта - примеры организмов.

Далее - обсуждение, исправление, добавление и т. д.

? Давайте сделаем вывод: что же следует называть почвой?

ПОЧВА - сложное природное образование со свойствами и качествами живой и неживой природы.

Домашнее задание: написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.