Интегрированный урок-праздник по теме: "Весна в жизни растений" (прощание с ботаникой)

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Интегрированный урок- праздник “Прощание с ботаникой”

Задачи урока:

Продолжать изучение сезонных изменений в растительном мире, обобщение и углубление знаний о взаимосвязи организма со средой; воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

На уроке звучат:

  • Стихи и отрывки произведений;
  • Легенды и мифы о цветах;
  • Песни о цветах;
  • Пословицы и поговорки;
  • Загадки о цветах, растениях.

Класс красиво оформляется. Используются репродукции, компьютерная презентация, рисунки ребят.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

К концу апреля исчезают в лесу последние пятна снега. Пробиваются свежие зелёные травинки, набухают почки деревьев. Цветёт медуница. Всё новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор. Постепенно деревья начинают одеваться в свой зелённый наряд. Скоро прилетит лесной соловей. Все ночи будут звучать над уснувшим лугом, над садами его раскатистые трели. Каковы характерные признаки растений? Корень, стебель, листья, цветы) Какие условия необходимы для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные соли) На какие группы разделяются растения по продолжительности жизни? (Однолетние, двулетние, многолетние)

Какими признаками характеризуется весна?

а) Весеннее движение соков у деревьев и кустарников, набухание и распускание почек:

Пришла, - и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться.
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворённых врат Эдема.

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пашет дымом.

б) Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников (ольха, берёза, верба).

Верба распустилась
И весну зовёт;
Скоро к нам красавица –
Скоро к нам придёт.

С песней соловьиною,
С зеленью лугов,
С серебром – журчанием
Светлых ручейков.

То – то будет радость!
То – то воля нам –
Бегать день без отдыха
По полям, по лугам…..

в) Цветение многолетних травянистых растений лиственного леса (печёночница (Приложение 1, слайд 2), медуница, ветреница, хохлатки (Приложение 1, слайд 3), чистяк, первоцвет, подснежник (Приложение 1, слайд 5)).

г) Распускание листьев у деревьев и кустарников, опыляемых насекомыми.

- Вербочки, вербочки, снег по полям.
Вербочки, вербочки, холодно вам?
- Цветом – снежинками мы расцвели,
Дети холодной, суровой зимы.

Мартовский нас не пугает мороз,
Что нам до зимних последних угроз.
Мы под весенним убором своим
Тайну зелёной надежды храним.

д) У раннецветущих растений продолжают развиваться подземные органы, в которых накапливается запас питательных веществ.

Человек заметил скромную красоту задумчивого ландыша и перенёс его к себе в сад. Очень любил ландыш Пётр Ильич Чайковский. Путешествуя по Флоренции и любуясь прекрасными цветами, он мечтал о далёком родном ландыше (Приложение 1, слайд 5). Этому цветку он посвятил даже стихи:

Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть…

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.

И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный.
От скуки зимних дней давно пропал и след,
И нет гнетущих дум, и сердце в неге томной
Приветствует с тобой забвенье зол и бед.

Во Франции ещё в начале XX в. устраивался праздник ландышей. Начинался он после обеда в субботу и продолжался всё воскресенье – первое воскресенье мая.

Это был очень радостный весенний праздник с песнями, музыкой и танцами.

О первый ландыш! Из – под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Зацветают цветы не только в лесу, но и на лугах. Знаешь ли ты одуванчик? (Приложение 1, слайд 6)

Первый весенний венок ты сплетёшь из него. Если сорвёшь листок и попробуешь его на язык, почувствуешь горьковатый вкус. Из весенних листьев одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат. Горечь уменьшается, если ты ошпаришь его кипятком или положишь на полчаса в солёную воду. А если добавишь листья крапивы или щавеля, салат станет ещё вкуснее.

Происходят изменения и в наших садах: абрикосовое дерево расцвело (Приложение 1, слайд 7), и оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово – белыми цветами, выглядели невесомыми. Труженицы – пчёлки так и вьются вокруг цветков, не пропуская ни один. Подуй ветер – попрячутся, и пчёлки и не станет нарядного дерева: унесёт он его весенний наряд далеко – далеко.

Вскоре цветы дали завязь, - это были маленькие абрикосинки, на вкус горьковато – кислые. Завязь облепила все цветочки – отяжелело дерево. Зелёные абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца, Золотом отливали бесчисленные плоды. Очень образно, красочно описал происходящее в природе в своих стихах М.П.Чехов:

Теперь уж скоро! Март настанет,
Грачи к нам с юга прилетят.
Растает снег, теплом потянет,
И новый примет свой наряд.

В лесу, на сухоньком местечке,
Подснежник первый зацветёт, (Приложение 1, слайд 4)
И, широко разлившись, речка
Вновь в берега свои войдёт.

И, возвратясь в свои скворешни,
Скворцы повсюду запоют,
Затем начнут цвести черешни,
И вишни буйно зацветут.

Потом заквакают лягушки
И зажужжит в цветах пчела….
И вдруг раздался крик кукушки!
Ку-ку! Ку-ку! Весна пришла!

И так на сердце станет ясно,
Так вдруг захочется туда,
Где лес, где всё прекрасно
И где на небе поле ясно!

ВЕСНА.

Голубенький, чистый
Подснежник – цветок! (Приложение 1, слайд 6)
А подле сквозистый,
Последний снежок…

Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…

В лес пришла голубая весна. Зелёные платья надели на себя могучие деревья и пушистые кустарники. Весь лес звенит в чистом прозрачном воздухе. Если в эту весеннюю пору вы загляните в затенённый уголок леса, сквозь стрельчатые листья вам улыбнётся белая гроздь совсем крохотных цветов. Нижняя малютка звездочка уже распустилась, а верхние ещё запеленаты в тугой бутончик. И если вы придёте к этому уголку ещё раз через несколько дней, то увидите, как весна поднимается по стеблю!

- О каком лесном растении идёт речь? (Ландыш). (Приложение 1, слайд 5)

ЗАГАДКИ.

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.

(Одуванчик). (Приложение 1, слайд 6)

Ручьями очищается и хвоя, и валежник,
И первыми появляется в проталине…

(Подснежник) (Приложение 1, слайд 4)

Знаком нам с детства каждому их белая рубашка, С серединой ярко – жёлтою, что за цветок?

(Ромашка)

Вырос в поле дом, полон зёрен он, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном, на стебле золотом.

(Мак)

Прекрасная красавица, боится лишь мороза. В букете всем нам нравится, какой цветочек?

(Роза) (Приложение 1, слайд 9)

На уроке звучат легенды и мифы о весенних цветах. Вот некоторые из них:

1. О НАРЦИССЕ. (Приложение 1, слайд 10) Никого не любил Нарцисс, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

- Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимностью человек, которого ты полюбишь! Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает её дары, и наказала его. В изумлении смотрит он на своё отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами он смотрит на своё отражение в воде, оно манит его, зовёт, простирает к нему руки. Наклонится Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать своё отражение, но целует только студеную прозрачную воду ручья. Всё забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь, любуется самим собой. Не ест, не пьёт, не спит. Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все – таки не может оторваться от своего отражения. Наконец – то склонилась голова Нарцисса на траву. Умер Нарцисс. Плакали в лесу молодые нимфы. Приготовили они ему могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На этом месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок смерти. Нарцисс его зовут.

2. Вторая легенда о весеннем цветке ГИАЦИНТЕ. (Приложение 1, слайд 11) Гиацинт был другом бога Аполлона. Часто они проводили время вместе, развлекались, состязались в метании тяжёлого диска. Однажды, Аполлон метнул диск, а Гиацинт побежал к тому месту, где должен был упасть диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила тёмные кудри прекрасного юноши. Подбежал испуганный Аполлон. Склонился он над своим другом, стараясь остановить льющуюся из раны кровь. Но всё напрасно. Бледнеет Гиацинт. Тускнеют всегда такие ясные глаза Гиацинта, бессильно склоняется его голова, подобно венчику вянущего полевого цветка. Умер Гиацинт. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: ”Всегда ты будешь жить в моём сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живёт и среди людей”.

И вот из крови Гиацинта вырос алый, ароматный цветок – Гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей. Каждую весну расцветает этот прекрасный цветок!

Затем проводится викторина о весенних цветах в форме стихов – загадок.

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок и остался стебелёк.

(Одуванчик). (Приложение 1, слайд 6)

Растут в лесу под кустиком на длинном стебельке.
Кругом четыре листика, а в самой глубине
чернее ночи – ягода, да сильный яд во мне.

(Вороний глаз).

Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зелёной ножке.

(Ландыш майский). (Приложение 1, слайд 5)

С первых дней апреля из дубовой прели,
Выглянул цветочек – синенький глазочек,
Зелёная одёжка – луковая ножка.

(Пролеска сибирская) (Приложение 1, слайд 8)

Хорош бы цветок, да остёр шипок:
У него колючки – что железные крючки.

(Шиповник)

В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета.

(Жёлудь)

Волшебница полночь по лесу бродила.
И бусинки – звёзды в траву обронила.
А утром из тёплой апрельской земли те белые звёзды цветами взошли.

(Звёздчатка)

Желтоглазые цветки – из воды.
Или, может, это вовсе не цветы?
Может, это рыбаки у реки, позабыли про свои поплавки?

(Кувшинки)

В тенистых лесах, на лугах заливных
Его мы встречаем в разгаре весны.
Когда зацветает – красивый на вид, но будь осторожен: цветок ядовит!

(Чистяк)

Постарайся угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбороды, а последний, пятый,
Выглядит уродом: только справа борода, слева нету ни следа!

(Чашелистики цветка шиповника)

Далее проводится конкурс “ Кто больше знает пословиц и поговорок?” К этому заданию у ребят могут быть домашние заготовки.

  1. Крепок как дуб.
  2. Слушай дубрава, что лес говорит.
  3. Лес – друг человека.
  4. Возле лесу жить – голоду не быть.
  5. Лес богатство страны: лесное хозяйство - показатель её культуры.
  6. Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев.
  7. Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего – проклянут и дети.
  8. Дрожит как осиновый лист.
  9. Леса много – береги, леса мало – посади.
  10. Немудрено дерево срубить – мудрено вырасти.
  11. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.

На этом уроке исполняются песни, в которых упоминаются растения, весенние явления в природе. (О калине, рябине, ландышах, тюльпанах, розах, колокольчиках).

Урок – праздник заканчивается. Подводим итоги урока. Читаем стихи Соловьёва:

Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше никогда не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Использованная литература.

  1. Занимательные занятия с юннатами. Издательство “Удмуртия”. Ижевск, 1968 г.
  2. Знай и люби природу. Северо-Осетинское книжное издательство, 1967 г.
  3. Сборник. Друзья природы. Издательство ЦК ВЛКСМ, 1965 г.
  4. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Москва. Издательство “Правда”, 1987 г.
  5. В.Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова. Занимательная ботаника. Москва.”АСТ – Пресс”, 1985г.
  6. Е.Н.Алешко. Хрестоматия по ботанике. Москва. Издательство “Просвещение”, 1967 г.