О некоторых итогах проведения диагностики качества обучения по физики в общеобразовательных учреждениях г. Прокопьевска

Разделы: Физика


Авторы, являясь членами методического совета, не претендуют на полноту исследования и хотели бы услышать мнение специалистов о их работе по данной проблеме.

В течение трех лет в городе проводится диагностика качества обучения, с целью контроля уровня подготовки по физике обучающихся 9, 10, 11-х классов.

По приказу управления образования тесты проводятся в общеобразовательных учреждениях города в течение недели в два этапа в декабре и апреле месяцах, день выполнения работы школа выбирает самостоятельно.

Задания представлены в форме тестов, состоящих из двадцати вопросов. Диагностика составлена на основе обязательного минимума содержание основного общего и среднего (полного) образования по физике, с учетом основных разделов, изучаемых к моменту проверки. Кроме текущего контроля ставилась дополнительная задача: подготовка учащихся к государственной аттестации учебных заведений, при проведении которой, задания построены по тому же принципу. Из-за большого объема текста приводим один вариант теста за первое полугодие, а за второе полугодие выносим в приложение, так же, как и форму отчета.

9 класс тест за I полугодие

1. При трении о шелк стекло заряжается…

А. Положительно; Б. Отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно…

А. Не имеет заряда; Б. Заряжено положительно; В. Заряжено отрицательно.

3. Какая частица имеет наименьший отрицательный электрический заряд?

А. Электрон; Б. Нейтрон; В. Протон.

4. Медный стержень, имевший положительный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Изменится ли при этом масса стержня?

А. Не изменится; Б. Увеличится; В. Уменьшится.

5. Электрическим током называется…

А. Движение электронов; Б. Упорядоченное движение заряженных частиц; В. Упорядоченное движение электронов.

6. Чтобы создать электрический ток в проводнике, надо…

А. Создать в нем электрическое поле; Б. Создать в нем электрические заряды; В. Разделить в нем электрические заряды.

7. Какое действие токов используется в гальванометрах?

А. Тепловое; Б. Химическое; В. Магнитное.

8. Сила тока в цепи электрической плитки равна 1,4 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение ее спирали за 20 мин?

А. 3200 Кл; Б. 1680 Кл; В. 500 Кл.

9. При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника?

А. 110 В; Б. 220 В; В. 330 В.

10. Два мотка медной проволоки одинакового сечения имеют соответственно длину 50 и 150 м. Какой из них обладает большим сопротивлением и во сколько раз?

А. Первый в 3 раза; Б. Второй в 3 раза.

11. Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек, рассчитанных на напряжение 5 В, чтобы ее можно было включить в сеть напряжением 220 В. Сколько для этого потребуется лампочек?

А. 44; Б. 20; В. 60.

12. Сила тока в нагревательном элементе кипятильника 5 А. Чему равна сила тока в проводящих проводах, если элементы кипятильника соединены последовательно?

А. 2,5 А; Б. 10 А; В. 5 А.

13. Проводники сопротивлением 4, 8 и 8 Ом соединены последовательно и включены в сеть напряжением 20 В. Определите силу тока в каждом проводнике.

А. 1 А; Б. 2 А.

14. В паспорте электродвигателя швейной машины написано: “220 В; 0,5 А”. Чему равна мощность двигателя машины?

А. 220 Вт; Б. 110 Вт; В. 440 Вт.

15. Мощность электродвигателя 3 кВт, сила тока в нем 12 А. Чему равно напряжение на зажимах электродвигателя?

А. 300 В; Б. 250 В; В. 400 В.

16. Сколько джоулей в 1 кВт•ч?

А. 360 Дж; Б. 3 600 Дж; В. 3 600 000 Дж.

17. Определите расход энергии в электрической лампе за 8 ч при напряжении 127 В и силе тока в ней 0,5 А.

А. 0,5 кВт•ч; Б. 2 кВт•ч; В. 4,5 кВт•ч.

18. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается…

А. Магнитное поле; Б. Электрическое поле; В. Электрическое и магнитное поля.

19. Северный магнитный полюс расположен вблизи… географического полюса, а южный – вблизи…

А. Южного; северного; Б. Северного; южного.

20. Какое из приведенных ниже веществ совсем не притягивается магнитом?

А. Стекло; Б. Никель; В. Железо.

Таблица 1

Выполнение заданий, правильные ответы, % 9 классы

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

I полугодие

86

71

75

51

70

62

77

84

85

69

86

66

65

71

76

71

60

61

79

86

II полугодие

67

60

84

85

83

70

74

75

75

71

78

85

77

67

73

77

70

78

63

67

Анализ выполнения тестов свидетельствует о том, что наиболее успешно обучающиеся справляются с заданиями “на узнавание”, более сложные вызывают затруднения. В I полугодии наблюдается разница в усвоении отдельных тем: максимальное число правильных ответов 86%, минимальное – 51%, разница - 35%. Большое число правильных ответов получено на следующие вопросы: “Электростатика, ряд заряда при электризации” - 86%, “Взаимодействие различных веществ с магнитом” - 86%, “Параллельное соединение” - 86%.

Сложными оказались вопросы “Строение и масса иона” - 51%, “Работа электрического тока” - 60%, “Электромагнитное поле” - 61%. Во II полугодии максимальное число правильных ответов – 85%, минимальное – 67%, разница – 18%. Хорошо усвоены темы “Магнитное действие катушки” - 85%, “Падающий и отраженный лучи” - 85%, хуже – “Электромагнитное поле” - 67%, “Изображение в плоском зеркале” - 67%, “Оптическая сила линзы” - 67%. Третий год учащиеся занимаются по концентрическим программам, результаты проведенной диагностики показывают снижение качественной успеваемости: средняя в 2003-04 учебном году – 52%, в текущем – 42%, абсолютная успеваемость возросла с 88% до 90%. По-прежнему сложными остаются вопросы, вынесенные из старшей в основную школу.

10 класс тест за I полугодие

1. Изменение пространственного положения тела относительно других тел – это …

А. Перемещение; Б. Система отсчета; В. Механическое движение; Г. Скорость тела.

2. Вектор, проведенный из начального положения материальной точки в конечное, - это …

А. Перемещение; Б. Путь; В. Траектория; Г. Скорость.

3. Из предложенных величин скалярной является …

А. Время; Б. Скорость; В. Ускорение; Г. Перемещение.

4. Величина, равная отношению пути к промежутку времени, затраченному на его прохождение, - это …

А. Средняя скорость; Б. Ускорение; В. Начальная скорость; Г. Перемещение.

5. Единица измерения скорости в Международной системе – это …

А. м; Б. с; В. м/с; Г. м/с2.

6. Катер движется перпендикулярно берегу реки со скоростью 4 м/с. Если скорость течения воды 3м/с, то результирующая скорость катера относительно берега равна:

А. 1 м/с; Б. 4 м/с; В. 5 м/с; Г. 7 м/с.

7. По какому выражению можно определить скорость при равноускоренном прямолинейном движении?

8. За 3 с скорость тела изменилась от 15 до 6 м/с, а его ускорение стало равно …

А. 7 м/с2; Б. –7 м/с2; В. –3 м/с2; Г. 3 м/с2.

9. Линейная и угловая скорости движения тела по окружности соответственно равны 10 м/с и 5 рад/с. Найдите радиус окружности движения тела.

А. 0,2 м; Б. 2 м; В. 50 м; Г. 62,8 м.

10. Определите модуль и направление равнодействующей силы, если тело движется по оси Х, и на него действуют силы F1=100 Н, F2=F4=60 Н, F3=140 Н.

А. 360 Н, по направлению ;

Б. 40 Н, по направлению ;

В. 40 Н, по направлению ;

Г. 0 Н.

11. Тело массой 0,3 кг в инерциальной системе отсчета приобретает ускорение 10 м/с2 под действием силы …

А. 0,03 Н; Б. 10,3 Н; В. 3 Н; Г. 30 Н.

12. Материальная точка массой 1 кг равномерно движется по окружности со скоростью 10 м/с. Найдите изменение импульса за половину периода.

А. 0 кг•м/с; Б. 14 кг•м/с; В. 20 кг•м/с; Г. 100 кг•м/с.

13. Скалярная величина, определяемая выражением - это …

А. Работа силы упругости; Б. Потенциальная энергия; В. Кинетическая энергия; Г. Механическая работа.

14. Автомобиль массой 2 т проходит по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны 40 м, со скоростью 36 км/ч (g=10 м/с2). Сила давления автомобиля на середину моста равна …

А. 25•103 Н; Б. 20•103 Н; В. 15•103 Н; Г. 0 Н.

15. Сравните работу силы тяжести, действующей на тело, при движении по траекториям 1, 2, 3.

А. А123; Б. А123; В. А123; Г. А123.

16. Наибольшее отклонения тела от положения равновесия - это …

А. Смещение; Б. Частота; В. Период; Г. Амплитуда.

17. Период колебаний пружинного маятника определяет выражение …

А. ; Б. 2; В. ; Г. .

18. Поперечная волна – это волна, частицы вещества которой …

А. Колеблются перпендикулярно оси распространения волны; Б. Колеблются вдоль оси распространения волны;

В. Движутся перпендикулярно оси распространения волны; Г. Переносятся вдоль оси распространения волны.

19. Волна от катера до берега озера дошла за 1 мин. Расстояние между ближайшими гребнями 1,5 м, удары волн о берег происходят через 2 с. Вычислите расстояние от катера до берега.

А. 3 м; Б. 45 м; В. 90 м; Г. 180 м.

20. Продольные волны распространяются …

А. На поверхности жидких и твердых тел; Б. Только в газах; В. Только в жидкостях; Г. Внутри всех упругих сред.

Таблица 2

Выполнение заданий, правильные ответы, % 10 классы

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

I полугодие

88

90

89

85

90

77

72

83

80

77

84

64

70

57

69

83

84

75

68

77

II полугодие

79

91

93

81

70

76

70

78

83

86

79

83

68

86

74

80

72

71

80

58

В первом полугодии максимальное число правильных ответов 90%, минимальное – 57%, разность 33%. Хорошо усвоены темы “Формулировка перемещения”, “Единицы измерения физических величин” по 90%, “Скалярные и векторные физические величины” - 89%. Низкий уровень усвоения тем “Движение тела под действием нескольких сил по окружности” - 57%, “Определение изменения импульса тела при движении по окружности” - 64%. Во II полугодии максимальное число правильных ответов – 93%, минимальное – 58%, разность 35%. Хорошо усвоены темы “Изотермические процессы в газах” - 91%. Низкий результат “Графическое определение работы идеального газа за один цикл” - 58%, “Определение работы внешних сил графическим способом” - 68%, умение устанавливать закономерность формул, выраженные квадратичной функцией – 70%.

Результаты диагностики 11-х классов достаточно стабильны за последние годы.

11 класс тест за I полугодие

1. Электрический ток – это…

А. Упорядоченное движение частиц; Б. Хаотическое движение частиц; В. Упорядоченное движение свободных зарядов; Г. Хаотическое движение свободных зарядов.

2. Единицей измерения силы тока является…

А. Ньютон (Н); Б. Ватт (Вт); В. Ампер (А); Г. Ом (Ом); Д. Вольт (В).

3. Сопротивление проводника вычисляется по формуле…

А. ; Б. IR; В. UR; Г. ; Д.

4. Сила тока на участке цепи с неизменным сопротивлением при увеличении напряжения в 4 раза…

А. Увеличилась в 2 раза; Б. Уменьшилась в 2 раза; В. Увеличилась в 4 раза; Г. Уменьшилась в 4 раза.

5. На рисунке представлена вольтамперная характеристика участка цепи для трех резисторов. Наибольшим сопротивлением обладает резистор…

А. R1; Б. R2; В. R3.

6. Магнитное поле создается…

А. Электрическими зарядами; Б. Магнитными зарядами; В. Движущимися электрическими зарядами.

7. Единицей измерения магнитного потока является…

А. Фарад (Ф); Б. Ньютон (Н); В. Тесла (Тл); Г. Вебер (Вб); Д. Кулон (Кл).

8. Траектория полета электрона, влетающего в однородное магнитное поле под углом 90° к линиям магнитной индукции…

А. Прямая; Б. Окружность; В. Парабола; Г. Винтовая линия.

9. При увеличении магнитной индукции в 3 раза и увеличении силы тока в проводнике в 3 раза сила, действующая на проводник…

А. Увеличится в 9 раз; Б. Увеличится в 3 раза; В. Не изменится; Г. Уменьшится в 9 раз; Д. Уменьшится в 3 раза.

10. Сопротивление металлов при повышении температуры…

А. Возрастает; Б. Уменьшается; В. Не изменяется.

11. Определите электрическое сопротивление участка цепи постоянного тока, если сила тока в цепи равна 5 А, а напряжение на участке цепи 10 В.

А. 50 Ом. Б. 2 Ом. В. 0,8 Ом.

12. Определите общее сопротивление электрической цепи, если R1=2 Ом, R2=R3=R4=3 Ом.

А. 11 Ом.  Б. 3 Ом.  В. 15/13 Ом.   Г. 20/9 Ом.

13. ЭДС источника равна 12 В. Какую работу совершают сторонние силы при перемещении заряда 5 Кл внутри, источника от одного полюса к другому?

А. 60 Дж. Б. 2,4 Дж. В. 0,4 Дж.

14. ЭДС элемента равна 15 В, внутреннее сопротивление r =1 Ом, сопротивление внешней цепи, равно 4 Ом. Найдите, какова сила тока в цепи.

А. I =1/3A. Б. I =3A. В. I =75А.

15. Поток магнитной индукции через поверхность площадью S определяет выражение…

16. В проволочной рамке, находящейся в однородном магнитном поле, будет возникать электрический ток, если рамку…

А. Двигают вдоль линии индукции магнитного поля;

Б. Двигают поперек линий индукции магнитного поля;

В. Поворачивают вокруг одной из ее сторон.

17. Почему сердечники в трансформаторе делают не сплошными, а из тонких изолированных пластин?

1). Для усиления магнитного поля. 2). Для уменьшения нагрева сердечника. 3). Для увеличения КПД трансформатора.

А. Только1. Б. Только 2, 3. В. 1, 2, 3.

18. Определите частоту колебаний электромагнитных волн в вакууме, если их длина равна 2 см.

А. 0,7•106 Гц. Б. 6•106 Гц. В. 1,5•1010 Гц.

19. Водолаз рассматривает из воды светящуюся лампу, подвешенную от поверхности воды на высоте 1 м. Ему будет казаться, что высота:

А. Больше 1 м. Б. Меньше 1 м. В. Равна 1 м.

20. При переходе луча в оптически более плотную среду угол падения:

А. Меньше угла преломления. Б. Больше угла преломления. В. Равен углу преломления.

Таблица 3

Выполнение заданий, правильные ответы, % 11 классы

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

I полугодие

85

95

92

91

88

84

88

81

86

70

87

71

87

77

85

79

74

73

78

75

II полугодие

90

94

79

77

79

80

78

89

78

74

77

72

69

88

80

73

79

94

72

83

В первом полугодии наблюдается разница в качестве усвоения отдельных тем: максимальное число правильных ответов – 95%, минимальное – 70%, разность – 25%. Обучающиеся лучше усвоили темы: “Единицы физических величин” - 95%, “Графическое определение сопротивления проводника” 92%.

На недостаточно высоком уровне усвоены следующие темы: “Зависимость сопротивления проводников и полупроводников от температуры” - 70%, “Расчет сопротивлений при смешанном соединении проводников” - 71%, “Зависимость между длиной и частотой электромагнитной волны” - 73%.

Во II полугодии разница также 25% при максимальных – 94%, минимальных – 69%. Хорошо учащиеся овладели знаниями по теме “Свойства параллельных лучей, падающих на линзу” - 94%, “Состав атомного ядра” - 94%. Хуже усвоены темы: “Закон Эйнштейна для фотоэффекта” - 69%, “Изменение энергии системы электрон – ядро при переходе электрона на другую орбиту” - 72%.

Таблица 4

Показатели успеваемости учащихся профильных и углубленных классов

Полугодие


Школы

Класс

Абсолютная успеваемость, %

Качественная успеваемость, %

Профиль

Ф-м

Гум.

Х-б

Т

Ф-м

Гум.

Х-б

Т

I полугодие

17

10

100

100

88,9

44,4

50

88,8

66,7

0

5,5

5,6

32

10

100

100

100

100

100

86,9

100

74

II полугодие

17

10

100

100

76,2

93,3

42,8

41,2

52,6

19

6,7

32

10

100

100

100

100

100

 

100

50

I полугодие

17

11

100

95

90,4

94,4

88

58

89

86

38

83,3

39

0

32

11

94,5

100

 

100

100

94,5

 

100

0

II полугодие

17

11

100

85

94,5

88

63

89

50

84

39

18

32

11

100

100

100

100

100

95

100

46,2

100

94,1

Среднее

99

96

94

77

89

57

72

32

Анализ результатов свидетельствует, что показатели обучающихся в физико - математических классах значительно выше, чем в среднем по городу. Следует отметить тот факт, что учащиеся, определившие свой дальнейший путь (химико – биологический профиль), также достаточно успешно осваивают программу.

Общие выводы из результатов проверочной работы по физике в 2004-05 учебном году среди обучающихся 9, 10, 11 классов:

1. Учащиеся в целом освоили обязательный минимум основного общего и среднего (полного) образования по физике.

2. Унифицирован и стандартизирован подход к оценке уровня усвоения знаний умений и навыков обучающихся.

3. Систематический мониторинг, проводимый управлением образования способствует накоплению диагностического инструментария и систематизации работы педагога по подготовке учащихся к ЕГЭ.

4. Педагоги не могут исключить элемент списывания. В ОУ не отработана технология проведения тестов, что не позволяет объективно судить о качестве преподавания предмета.

5. Обнаружены недостатки в знаниях, умениях, навыках обучающихся:

  • недопонимание смысла применяемых формул;
  • недостаточная степень сформированности общеучебных знаний и навыков;
  • неумение применять знания в измененной и новой ситуациях.

Рекомендации:

  1. Администрации школ обеспечить технологию проведения тестов.
  2. Педагогам усилить деятельность по отработке навыков тестирования, активизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях умениях и навыках.
  3. Добиваться понимания физических законов и закономерностей, обращая внимание на причину закономерности, область применимости данного закона, умение определять по графикам (диаграммам, таблицам представленную закономерность).

Приложение 1

Приложение 2