Природа и искусство

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Урок 1. Архитектура и природа

Цель: на примере конкретных произведений рассмотреть взаимоотношение архитектуры и окружающей среды.

Задачи:

  • эстетическое развитие;
  • развивать воображение;
  • расширять кругозор;
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  • развивать фантазию, способность к интерпретации художественного образа.

Зрительный ряд:

  1. Театр в Эпидавре. IV в.до н.э. Греция.
  2. Церковь Покрова на Нерли. 12 в.
  3. Гора Сан-Мишель. XIII в. Франция
  4. Дворец Сан Суси. XIII в. Германия.
  5. Монастырь Метеора. XIV в. Греция.
  6. Оперный театр Сиднея. XX в. Австралия.

ХОД УРОКА

Учитель. На прошлых занятиях мы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства; узнали, что характерно для каждого из них. А на этом и последующих занятиях мы выясним как же взаимодействуют произведения изобразительного искусства и природа. Давайте вспомним: что же из себя представляет архитектура как вид изобразительного искусства? Из какого материала можно строить здания?

Вывод: Материал зависит от места и характера постройки. Люди всегда строили из тех материалов, которые были более доступны.

– В каких местах строили здания общественного назначения ? Действительно, люди издавна заботились о том, чтобы постройки гармонировали с окружающей природой. Рассмотрим некоторые постройки и выясним, чем же руководствовались люди возводя то или иное здание.

1. Театр в Эпидавре. IV в. до н.э. Греция

– Что использовали греки для постройки этого театра?
Греция – горная страна. Для жизни удобнее, когда вместо гор много ровного места. Но так уж случилось, что грекам достались горы. Но они не только не жаловались на это, но сумели заставить горы служить себе; используя в данном случае склон горы. А на что похож древнегреческий театр? (На цирк)

2. Церковь Покрова на Нерли. XII в.

У князя Андрея Боголюбского, создателя могущественного Владимиро-Суздальского княжества был сын Изяслав. Он погиб осенью 1165 года – умер от ран, полученных в битве с волжскими болгарами. Андрей очень по нему горевал и решил в память его построить церковь Покрова.
Место для постройки – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки.
– Какое настроение характерно для этого храма?
Стоит этот храм в чистом поле и кажется издали маленькой часовней. Действительно, есть что- то печальное в этом его одиночестве, словно он и в самом деле часовня над одинокой могилой.
Церковь Покрова на Нерли поэты сравнивают с парусом, уносящимся по безбрежным волнам времени, называют поэмой из камня. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, и вы увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж – луговое средне-русское раздолье. Стоит чудный храм, летом отражаясь в воде белой лебедью, зимой – словно белая сказка среди белых снегов.

3. Гора Сан-Мишель. XIII в. Франция

На высоте 160 метров возвышается крепость горы Сан- Мишель (гора Святого Михаила). Это аббатство в готическом стиле – один из прекрасных образцов монастырской архитектуры XIII века.
– С чем можно сравнить этот остров- скалу? (С крепостью. С огромным кораблем-призраком)
– Почему именно здесь был построен монастырь? (Чтобы спрятаться от людей, спрятаться от врагов )
Каменная, мощная, недоступная, неприступная скала. Кажется, как будто она парит над туманом, поднимающимся с Атлантики. Миллионы посетителей приезжают ежегодно сюда, на границу Бургундии и Нормандии, чтобы увидеть это “чудо Европы“: гору Сан-Мишель, крепость и аббатство. Ничего подобного этому сооружению и его местоположению в мире нет. Раньше каждым прибоем омывало эту скалу, в прилив вода поднималась до 14 метров. Теперь это случается крайне редко. Потому что в 1880 году у горы Сан-Мишель была построена плотина. С тех пор бухта вокруг горы заносится илом.

4. Монастырь Метеора. XIV в. Греция

Рассмотрим другие монастыри. Высоко в воздухе, далеко от земли, находятся знаменитые в Греции монастыри Метеора. Монахи построили их на скалистых вершинах, которые возвышаются иногда на 300 метров над речной поверхностью. Когда ранние сумерки опускаются над водой, скалы еще сияют в солнечных лучах. Когда же по утрам расстилается туманная дымка, кажется, что монастыри плывут в клочьях тумана.
– Зачем же монахи так высоко забрались? (Чтобы быть ближе к богу. Чтобы никто не мешал)

5. Дворец Сан Суси. XVII в. Германия

Дворец Сан Суси расположен на горе Вайнберг. Открытая лестница со 132 ступенями взлетает вверх и направляется прямо ко дворцу. По обе стороны от лестницы расположены небольшие террасы, сплошь увитые растениями.
В переводе с французского “ Сан Суси” означает “без забот ”.
– Почему, как вы думаете так был назван этот дворец?
– Отвечает ли сам образ дворца этому названию? В чем это выражено?
Сады с их скульптурами, вазами, сфинксами, павильонами, гротами, фонтанами- шутками и храмами представляли собой веселый мир. Противопоставленный военному прусскому государству, Сан Суси привлекал прусского короля Фридриха II прежде всего как место отдыха от утомительных служебных поездок , ему хотелось здесь оставить на время соблюдение строгих дворцовых правил, а вместо этого придаваться своим любимым занятиям: с одной стороны- музыке, с другой – диспутам с философами, учеными, писателями.

6. Оперный театр Сиднея. XX в. Австралия

– На что похож этот театр. (На огромные паруса. На раковины)
Действительно, здание театра совсем необычно. Немецкий писатель-путешественник
Ганс-Отто Мейсенер сравнил это здание с “ пятью- шестью яйцами, которые, с размаху раздавив скорлупу, поставили на землю”.
Форма театра необычна, но исполнена гармонией. Раковины крыш, покрытых миллионом майоликовых плиток, сообщают зданию поистине величественный блеск. За такими раковинами скрывается не только оперный театр. Здесь разместились, кроме того театральные и концертные залы, рестораны, выставочные комплексы кинотеатры.
И место для этого театра было выбрано удачно. Его построили не в центре города, а на некотором отдалении, на острие вытянутого в море мыса полуострова. Кажется, что это корабль с огромными парусами выходит в открытое море.
На примере этих совершенно разных построек, мы с вами убедились, ч то архитектура и природа неразрывно связаны, так как человек с давних пор стремился , чтобы его постройки гармонично смотрелись в окружающей среде.
Сейчас перед нами стоит очень важная задача разумного планирования городов, чтобы людям было удобно в них жить.

Задание. Нарисовать план города будущего, города, в котором хотели бы жить. Нужно продумать , как будет организован город: будут ли в нем аллеи, парки; где будет располагаться культурный и жилой комплекс; будут ли в городе заводы и фабрики, и в каком месте они будут располагаться – в черте города или за городом; где будут проходить автомобильные трассы?

Урок 2.Особенности скульптуры в определенной среде

Цель: на примере конкретных произведений рассмотреть связь скульптуры с природным окружением.

Задачи:

  • развивать логическое мышления учащихся;
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  • продолжить знакомство с выразительными средствами скульптуры;
  • формировать способности к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.

Зрительный ряд:

  1. М.Козловский. Памятник А.В. Суворову. Бронза.
  2. М.Н. Козловский. Самсон.
  3. Э.М. Фальконе. Памятник Петру I. Бронза.
  4. Скульптура из Летнего сада в Санкт- Петербурге.
  5. Микеланджело. Давид. Мрамор.
  6. Микеланджело. Пьета.1500г. Мрамор.
  7. Микеланджело. Умирающий раб.
  8. Агесандр. Венера Милосская. Мрамор.
  9. Скопас.Менада. Середина IV в. до н.э. Мрамор.
  10. А.Верроккьо. Бегущий мальчик с дельфином. Бронза.
  11. Сидоренко. Философ. Бронза.
  12. Сидоренко. Мать с ребенком .Бронза.
  13. Горин. Памятник М.С. Щепкину. Бронза.
  14. И. Кожуков. Юность. Гипс.
  15. М. Шестопалова. Мальчик и дельфин. Гипс.

ХОД УРОКА

Учитель: Украшая площади городов, парки, сады, скульптура становится смысловым центром окружающей среды. При этом одни скульптуры активно подчиняют себе большие пространства. Посмотрите на стенд с репродукциями и определите эту скульптуру.

1. Э.М. Фальконе. Памятник Петру I

Памятник установлен на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сторон фигура всадника открывается по-разному. Если смотреть на него со стороны набережной, кажется, что конь вот-вот прыгнет с постамента. При взгляде с Исаакиевского собора он, напротив, выглядит более устойчивым, а рука Петра простерта над крышами зданий на противоположном берегу реки.

2. М. Козловский. Памятник А.В.Суворову

Памятник находится на Марсовом поле в Петербурге. Работая над этим монументом, скульптор ставил своей задачей создать не портретную скульптуру, а обобщенный образ прославленного полководца.
Другие скульптуры органично вписываются в окружение деревьев и цветов, воды, тихой аллеи или сада. (Скульптура из Летнего Сада в Санкт-Петербурге).
– А почему именно такая скульптура находится в Летнем саду. (Сюда приходят люди отдохнуть. По своему характеру эта скульптура “легкая” и вызывает положительные эмоции)
Третьи скульптуры становятся центром больших торжественных композиций (М. Козловский. Самсон.). Это одно из примечательных произведений парковой монументально-декоративной скульптуры. Поднимаясь на двадцатиметровую высоту, струя воды, бившая из пасти льва, падала вниз, то относимая в сторону, то разбивавшаяся тысячами брызг о золоченую поверхность бронзовой статуи. “Самсон” еще издали приковывает к себе внимание зрителя, являясь важным ориентиром и центральной точкой композиции Большого каскада.
Чтобы скульптура находилась на своем месте, художник должен изучать натуру, законы природы. Чтобы создавать образы людей и животных, скульпторы изучают законы движения, пропорции тела. Многие мастера посвятили свое творчество образу человека. Они создавали скульптуры , изображающих героев, внешность которых сочеталась с мужеством, ясностью духа, готовностью к подвигу.
Найдите на стенде репродукцию с такой скульптурой.

3. Микеланджело. Давид

Легко и свободно стоит на земле этот Гигант, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Красивую голову с густой шапкой волос и правильными чертами лица повернул влево. Брови грозно нахмурены. От всей фигуры веет зрелой ясностью духа.
Создавая прекрасных женщин, мастера отражали представление людей о красоте и совершенстве. (Агесандр. Венера Милосская). В эпоху Эллинизма Афродита была одной из любимых богинь. Ее представляли то кокетливой, то задумчивой. Что вы можете сказать об этой Венере?
Она строга и сдержанна. У нее простая прическа с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщенно. Вероятно она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз.
Изучая движения, благодаря точно найденным позам и жестам людей, скульпторы раскрывают самые разные человеческие чувства и состояния :радость, взволнованность, страдание, печаль.

Задание 1 Определить настроение следующей скульптуры:

  1. Скопас. Менада.
  2. Микеланджело. Умирающий раб.
  3. Микеланджело. Пьета.

Задание 2. Где бы вы поставили эту скульптуру: в центре площади, у стены здания, в аллее парка, на горе, на берегу реки?

  1. А.Верроккьо. Бегущий мальчик с дельфином.
  2. Сидоренко. Философ.
  3. Горин. Памятник М.С.Щепкину.
  4. Сидоренко. Мать с ребенком.
  5. И. Кожухов. Юность.
  6. М.Шестопалова. Мальчик и дельфин.

Урок 3. Отражение природы в живописи

Цель: На примере конкретных произведений рассмотреть как многообразные способы отражения реальной природы зависят от мировосприятия художника и его творческой индивидуальности.

Задачи:

  • эстетическое развитие;
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  • продолжить знакомство с выразительными средствами живописи.

Зрительный ряд:

  1. Н.Рерих. Гималаи.
  2. П.Сезанн. Гора Сент- Виктуар.
  3. И.Шишкин. Лесные дали.
  4. И Шишкин. Корабельная роща.
  5. А.Босхарт Старший. Цветы в проеме окна.
  6. И Айвазовский.Девятый вал.
  7. И.Хруцкий. Цветы и плоды.
  8. И.Левитан. Озерою Русь.
  9. И.Машков. Синие сливы.
  10. А.Каналес.Контата Сандино.
  11. Д. Констебль. Прыгающая лошадь.

ХОД УРОКА

Учитель: На каком языке разговаривает с нами живопись? (При помощи цвета)
В разное время, в разных странах художники по-своему изображали природу. Одни картины отражают их восхищение величием природы. И здесь природа главный герой. Попадая в данный сюжет, человек чувствует себя песчинкой в огромном мире. Найдите такие работы на стенде. Почему вы их выбрали? (Н. Рерих “Гималаи”, П. Сезанн “Гора Сент-Виктуар”, И.Шишкин “Лесные дали”)
Красота и выразительность природы неисчерпаема. Каждый художник находит в ней что-то свое, близкое, родное. Д.Констебль в пейзаже “Прыгающая лошадь” показал тихий уголок сельской местности; против течения лошадь тянет на канате баржу, она тяжело перескакивает через барьер, поставленный для того, чтобы на опасные мостки и узкую дорожку не забрели коровы. Прошли дожди, река полноводна. Ветер клонит ветви деревьев; то тут, то там на землю ложится густая тень от облаков, но вдали проглядывает солнце. Строги и прекрасны краски этой картины.
– А что хотел показать И.Левитан в работе “Озеро.Русь”?

Задание. Расскажите о своих ощущениях и переживаниях, которые появляются от работы И.Шишкина “Корабельная роща”, И.Айвазовского “Девятый вал”.

– В натюрморте художники раскрывают важные серьезные темы, изображая простые известные всем предметы. В них рассказывается о многообразии природы, о жизни во всех ее проявлениях – о росте, цветении, плодоношении, гибели (Амброзиус Босхарт Старший “Цветы в проеме окна”)
– А как же живопись отражает природу? На одних картинах все предметы выглядят как живые. Благоухающие цветы, сочные яблоки, бархатистые персики, прозрачный виноград – все написано так, что кажется настоящим (Хруцкий “Цветы и плоды”. На других картинах художник, изображая природу, передает фантастический, нереальный мир (А.Каналес “Контата Сандино)
– Посмотрим на работу И.Хруцкого “Цветы и плоды” и выясним, действительно ли задачей художника является простое копирование натуры, изображение всего. Что бывает на самом деле?
Вот, казалось бы, в натюрморте все натурально, все как в жизни. Но давайте вспомним: когда цветут пионы? В июне. Когда созревает виноград? В сентябре. Когда поспевают тыквы? В октябре. Художник собрал вместе цветы и плоды разных времен года. Написанная бережно, мелко-сплавленными мазками, картина повествует об устойчивом и неторопливом течении самой жизни.
– Что вы можете сказать о натюрморте И.Машкова “Синие сливы”?
Натюрморт И.Машкова написан “громко”, сильно, “звучно”. Плоды насыщены цветом, оконтурены темной краской. Здесь нет атмосферы, обволакивающей предметы, светотени. Здесь торжествует вес и масса, плотность и крепость. Апельсин, сливы у Машкова ярче, крупнее обычных. В жизни так не бывает. Это своеобразные живописные гиперболы. Апельсин словно “кричит”: Я самый круглый и ярко- оранжевый, а сливы: мы самые большие и синие… Они придают изображению праздничную яркость и нарядность. Натюрморт Машкова – это живописный гимн красоте вечного мира. Обычные фрукты как бы увиденные художником свежо и неожиданно.
Итак, мы убедились, что художественный образ – сплав действительности и творческой фантазии. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастеров важнее выразительные начала живописи . Одни и те же фрукты разные художники непременно напишут неодинаково, потому- что у каждого живописца свое видение мира, своя мера художественного обобщения, вымысла, фантазии и каждый идет своим неповторимым путем – в этом и заключается притягательная сила искусства.