Некоторые аспекты преподавания истории: из опыта работы в Сергиево-Посадской муниципальной гимназии

Разделы: История и обществознание


История – комплекс общественных наук, изучающих прошлое человеческого общества в его диалектически сложном альтернативно-многовариативном и одновременно закономерно-объективном развитии.

Именно в таком широком понимании термина “историческая наука” формируется и реализуется содержание исторического образования в Сергиево-Посадской гимназии (СПГ). Его задача заключается в исследовании исторических процессов и развитии навыков исторического мышления, которое предполагает целостную характеристику изучаемого объекта, накопление и систематизацию фактического материала, критический анализ источников, теоретическое обобщение, отражающее совокупность конкретного материала и общую закономерность. Все это применяется в любой сфере деятельности, независимо от будущей профессиональной ориентации учащихся. Данный подход расширяет границы изучения истории за счет взаимодействия с другими научными дисциплинами, за счет использования всего багажа знаний, полученных в ходе обучения. Впрочем, этот метод действует не только в рамках изучения истории, им руководствуется весь коллектив СПГ, что способствует реализации задачи подготовки человека мыслящего: четкое распределение материала (математическая логика), исследование причинно-следственных связей (диалектика исторического развития, многомерное мышление), аналогия, обобщение (ассоциативное, творческое мышление).

Межпредметный научный характер всего процесса обучения на уроках истории в СПГ предполагает:

  • составление плана (основа любой целеполагающей деятельности),
  • соотнесение известных фактов, событий процессов с перспективой их развития (систематизация материала с опорой на составление математической системы уравнений),
  • создание исторических информационных и сравнительных таблиц (использование навыков программирования),
  • литературный язык ответа с использованием исторической терминологии (взаимодействие с филологами),
  • работа с исторической картой (параллельно с изучением географических карт).

Таким образом, достигается идея гимназического курса изучения истории – отказ от узкой установки на пассивное кратковременное запоминание содержания одного параграфа по принципу “прочитал-пересказал-забыл”. В основе процесса обучения лежит понимание, что никакая наука, в том числе и история, не сводится к отдельно существующим параграфам учебника, а фраза “так в учебнике написано” равнозначна обучению магнитофона. Ученик начинает воспринимать историю как единый всемирно-исторический процесс. Например, уже на первых уроках научной организации труда учащимся демонстрируется взаимосвязь эпох и стран через задание: Кто из древнерусских князей был предком нашего современника – короля Испании? (Хуан-Карлос I – потомок Анны Ярославны). Этот исследовательский подход закрепляется на дальнейших уроках, позволяя выявлять причинно-следственные связи, развивая умения работы с источниками, концентрации материала и построения логики развития процессов.

Также изучение истории в СПГ включает в себя отказ от позиции одномерного, прямолинейного мышления, которое всё воспринимает исключительно с позитивным или негативным знаком, не оставляя места ни сомнению, ни оппоненту. Безусловно, учащиеся имеют право на субъективность, но при этом они обязаны:

  • осознавать свою субъективность,
  • знать и учитывать другие концепции по данному вопросу,
  • отстаивать свою позицию убедительными аргументами с опорой на конкретные факты, не полагаясь только на эмоции.

Конкретное применение этой позиции происходит, в первую очередь, при изучении тех исторических тем, которые не имеют готового однозначного ответа (например, “Необходимость Октябрьской революции 1917 г.”), зато дают возможность подготовить учащихся к поиску ответа и ответственности за свой выбор. В результате происходит осмысление материала, а не его механическое заучивание и воспроизведение.

Не менее важна для изучения истории письменная фиксация, которая всегда сопровождает работу над темой. Она предоставляет возможность выделить основной фактический материал, выстроить причинно-следственную цепочку, подвести итоги, т.е. дает наглядный результат мыслительной деятельности. Письменная фиксация также важна с той позиции, что большинство людей обладает не фотографической, а моторной памятью. При этом данная работа не сводится к механическому “ксерокопированию” содержания параграфа. На начальной стадии обучения истории на учащихся обрушивается поток информации (и со временем его объем только возрастает), которую они стремятся записать всю подряд, часто не задумываясь над внутренней логической связью явлений, не умея разделить факты на основные и второстепенные. Поэтому работа учителя включает в себя формирование элементарных навыков исследовательской работы, объяснение культуры письменной фиксации материала – “Научная организация труда на уроках истории” - и демонстрацию первых примеров и их преимуществ для изучения истории. В качестве примера можно привести записи одного из первых уроков истории в СПГ по теме “Становление первобытного общества”:

1. Версии происхождения человека:

- космическая

- божественная

- научная (антропология, Ч.Дарвин)

2. Древнейшие люди:

- внешний вид:__________(учащиеся кратко оформляют записи под руководством учителя)

- места обитания:_________

- орудия труда:___________

–> присваивающее хозяйство

- огонь

3. Организация коллектива: первобытное человеческое стадо

Причины: (учитель организует работу с классом по выделению и формулировке причин, а не предоставляет готовые записи)

Для демонстрации значимости данной работы можно предложить учащимся для сравнения подготовить ответ на основе чтения параграфа и от этого плана-конспекта. Умение конспектировать материал, приобретенное в гимназии, облегчает впоследствии учащимся вхождение в студенческую жизнь.

Основным методом изучения нового материала в курсе преподавания истории выступает диалог-размышление, собеседование с аудиторией, что превращает учеников в со-участников, активное звено, не оставляет их пассивными слушателями. Создается ситуация для обсуждения, выдвижения учащимися гипотез (обязательно с опорой на известные им факты, а не путем “голой” логики или попытки угадать ответ, приводя ранее звучавшие фразы учителя). Начинает действовать метод коллективного “мозгового штурма” (идет подспудно обучение работе в группе, появляется умение слушать и слышать не только себя) для решения проблемы и создания вывода. Реализация этого подхода на уроке осуществляется за счет опоры на имеющиеся знания, дополненные в ходе изучения нового материала неизвестными фактами, за счет построения логики развития событий и её проверки новыми данными. Осуществляется поиск исторических аналогий (во временных периодах и различных регионах), выстраивается общий алгоритм “решения” параллельных исторических тем с выделением специфики каждой из них. Например, алгоритм “Анализ крестьянских войн” создается при изучении первой из них и дополняется по мере изучения материала. Одновременно можно использовать и такой метод мышления как синтез, рассмотрев общие черты крестьянских войн в России (также этот подход позволяет использовать навыки логики программирования материала, полученные на уроках информатики).

Столь большое внимание к уроку-размышлению не означает отказа от урока-лекции, особенно при отсутствии материала в учебном пособии, но и в этом случае необходимо с учащимися спрогнозировать развитие процесса на основе имеющихся знаний, а лекция предоставит им новый фактический материал, плюс возможность найти причины недостатков их рассуждений.

Активизация знаний по уже изученному материалу, возможность выделения специфики, проведения аналогии осуществляется, в том числе, и за счет построения курса изучения истории: всемирная история —> история России, и её разделение на блоки, основанные на исторической периодизации. В итоге материал может быть распределен по параллелям следующим образом (обучение в СПГ начинается с 7 класса; представлен один из вариантов распределения программного материала):

Первобытнообщинная формация. Раннефеодальное государство – образование централизованного государства.
7 класс Всемирная история VI-XV вв. (эпоха варваров - образование централизованного государства)
  История России VI - начало XIII вв. (восточные славяне – период феодальной раздробленности)
8 класс История России XIII-XV вв. (татаро-монгольское нашествие – образование централизованного государства)
Эпоха зарождения и становления капиталистических отношений. Российское феодальное централизованное государство.
8 класс Всемирная история XVI-XVII вв. (зарождение буржуазных отношений - первые буржуазные революции)
  История России XVI-XVII вв. (эпоха Ивана IV – “новый период” в истории России)
Господство капитализма – переход к стадии империализма.
9 класс Всемирная история XVIII-XIX вв. (господство капитализма – переход к стадии империализма)
  История России XVIII-XIX вв. (эпоха Петра I – переход к стадии империализма)
Мир в XX – начале XXI века.
10 класс Всемирная история XX век
  История России XX век

 

Концентрум
11 класс История России и мира VI-XX вв.

При изучении истории человечества по таким периодам появляется возможность опережающего развития – раннего введения в курс преподавания истории проблемных и дискуссионных вопросов. Например, семинар в 8 классе “Гибель царевича Дмитрия” - очень благодатная тема для развития познавательного интереса учащихся, развития аналитического мышления, продолжения формирования умения работы с источниками и монографиями, поиска доказательной базы, понимания роли субъективного фактора в истории, подведения итогов дискуссии. В ходе обычных уроков используются исторические задачи, которые также активизируют эвристическое мышление учащихся:

  • обоснование или опровержение оценки деятельности исторического деятеля:

- Ричард I Львиное Сердце: государству нужен рыцарь или правитель?;

- Был ли Иван Калита патриотом?

  • выявление альтернативы развития:

- Великая французская буржуазная революция;

- Смутное время начала XVII в. в России

  • рассуждение на тему реализации иной линии развития и возможности подобного процесса:

- Арабы одержали победу в битве при Пуатье над войском Карла Мартелла;

- Золотая Орда приняла христианство

  • исследование роли субъективного фактора в истории:

- Начались бы крестовые походы без призыва Урбана II?

- История России без Петра I?

Еще одной из форм изучения предметов в СПГ являются обязательные самостоятельные творческие работы учащихся (СТР) с их последующей защитой на общегимназической конференции. Темы СТР могут быть предложены учителем, но приветствуется самостоятельный выбор и формулировка темы, которая должна содержать в себе проблемно-исследовательский элемент, независимо от жанра работы (реферат, исследование, проект, эссе):

  • Вооруженная экспансия на Русь в XIII в. с запада и востока: общие черты и специфика.
  • Былинный эпос и борьба с кочевниками (работа совмещает литературное и историческое исследование).
  • Петр I как историческая личность и литературный образ.
  • Становление российского самодержавия по переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Методика преподавания истории в СПГ подкреплена совместной работой учителя и библиотеки:

  • учащимся предоставлена возможность изучать материал по нескольким учебникам, взяв один из них в качестве основного. Например, история средних веков: учебники Гуревича А.Я. или Агибаловой Е.В., Донского Г.М. или Ведюшкина В.А.;
  • периодическое пополнение фонда научной и художественной литературы исторического характера;
  • положено начало мультимедийной библиотеки;
  • доступны ресурсы Интернета.

Для закрепления изученного материала проводятся учебные экскурсии в Троице-Сергиеву лавру и Государственный Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Исторический музей, Владимир, Суздаль, Александров, Новгород, Санкт-Петербург и т.д. в зависимости от темы.

Результативность подобного подхода к изучению истории подтверждается результатами олимпиад, итогами участия в научно-практических конференциях, поступлением в высшие учебные заведения, а, главное, навыки исторического мышления не лежат мертвым грузом, а находят практическое применение у наших учащихся и выпускников.