Зачетная система на уроках алгебры

Разделы: Математика


Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, зависит эффективность учебной работы.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса я выбрала такую форму проверки, как зачет. Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы тем, что предусматривается возможность пересдачи в случае отрицательного результата.

Зачет – это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижений учащимися уровня обязательной подготовки.

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Предлагаю следующую тематику зачетов по курсу алгебры 7–9-х классов (авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.) и 10, 11-х классов (авторы: А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов и др.)

Класс

Зачет

7

  1. Выражения. Их преобразования. Уравнения с одной переменной.
  2. Линейная функция и ее график.
  3. Степень с натуральным показателем.
  4. Одночлены. Многочлены.
  5. Формулы сокращенного умножения.
  6. Системы линейных уравнений.

8

  1. Действия с дробями.
  2. Квадратные корни.
  3. Квадратные и дробно-рациональные уравнения.
  4. Неравенства.
  5. Степень с целым показателем.

9

  1. Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция.
  2. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
  3. Уравнения и системы уравнений с одной переменной.
  4. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  5. Тригонометрические выражения и их преобразования.

10

  1. Формулы тригонометрии.
  2. Основные свойства функции.
  3. Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений.
  4. Производная.
  5. Применение производной.

11

  1. Первообразная и интеграл.
  2. Обобщение понятия степени.
  3. Показательная и логарифмическая функции.
  4. Производная показательной и логарифмической функции.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

Итоговое оценивание знаний учащихся непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.

Если тема большая, то после изучения части материала провожу контрольную работу целью проверки усвоения знаний.

Тематические зачеты провожу в открытой форме. В начале изучения темы вывешиваю в классе список теоретических вопросов и номера задач, отвечающих уровню обязательной подготовки, которые были решены в ходе изучения темы. Устно указываются сроки проведения зачета.

На специально выделенном уроке (или двух) проводится зачет. Учащиеся сначала сдают учителю теоретические вопросы, а затем приступают к выполнению практической части. Иногда, проведя опрос сильных учащихся, я работаю со слабоуспевающими ребятами, а сильные опрашивают остальных учеников. Если для зачета запланирован один урок, то целесообразно до зачета на консультации опросить учащихся по теоретической части.

Практическая часть зачета содержит задачи обязательного уровня, аналогичные тем, которые были приведены в списке обязательных результатов обучения и более сложные задания, рассчитанные на более подготовленных учеников. Зачет считается сданным, если выполнены верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае (если хотя бы одна задача осталась не решена) удовлетворительная оценка не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче. Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился. Время на пересдачу зачета отводится на следующем уроке или на консультации во внеурочное время.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня дополняются более сложными заданиями. За выполнение дополнительных задач выставляется оценка “4” или “5”. Таким образом, во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне.

Например:

7 класс.

Зачет № 1. “Выражения. Их преобразования. Уравнения с одной переменной ”

Теория:

  1. Сформулируйте переместительное, сочетательное, распределительное свойства действий над числами.
  2. Какие выражения называются тождественно равными? Какое равенство называется тождеством? Приведи примеры.
  3. Дайте определение корня уравнения.
  4. Что значит решить уравнение?
  5. Что значит “равносильные уравнения”?
  6. Сформулируйте свойства уравнений.
  7. Дайте определение линейного уравнения.
  8. Сколько корней может иметь линейное уравнение.

Практика:

  1. Сравнение значений выражений (№ 52, 56, 62).
  2. Тождественные преобразования (№ 87, 93, 104, 111, 116).
  3. Линейное уравнение с одной переменой (№ 137, 140, 142, 149).
  4. Решение задач типа  № 158, 162, 165, 169.

Карточка.

Вариант 1.

Обязательная часть.

  1. Найдите значение выражения 2,7 – 2,5 . а при а =3.
  2. Упростите: а) а +12 – 6а – 8; б) 3 – (в – 1) + (4в – 5); в) 5(х – 3) – 7х.
  3. Решите уравнение: а) 2х = –1 /4; б) 25 – 3х = 2х + 29.
  4. В двух ящиках 39 кг винограда. В одном из них на 7 кг больше, чем в другом. Сколько килограммов винограда в каждом ящике?

Дополнительная часть.

  1. Упростите: – 2,5(3 – 2в) – 1,5в + 7;
  2. Расстояние от пункта А до пункта Б велосипедист проехал за 3 ч. На обратном пути он увеличил скорость на 2 км / ч и поэтому затратил на обратный путь на 30 минут меньше. С какой скоростью ехал велосипедист от А до Б?

Вариант 2.

Обязательная часть.

  1. Найдите значение выражения 0,5х + 1,7 при х = –5.
  2. Упростите: а) 4х –3 + х + 8; б) (2а + 5) – (3а + 1); в) 3(х – 4) – 2х.
  3. Решите уравнение: а) 3х + 2 = 0; б) 0,5 + 2х = 3х + 1,5.
  4. Участок площадью 430 га разделили на два поля так, что одно из них на 130 га больше другого. Найди площадь каждого поля.

Дополнительная часть.

  1. Упростите: (1,2у – 5) + 1,3(2у – 1).
  2. На первом участке росло в 2 раза больше саженцев малины, чем на другом. После того как с первого участка увезли 60 саженцев, а со второго – 15 , на участках стало саженцев поровну. Сколько саженцев малины было на каждом участке?

При подготовке карточек для зачета учитываю индивидуальные способности учеников и дополнительно готовлю тестовые задания и задания повышенной сложности для более подготовленных учеников. Весь дидактический материал по каждому классу храню в специальных папках. С каждым годом материалы дополняются новыми заданиями, учитывая уровень подготовки класса.

После каждого зачета провожу анализ результатов, устанавливаю насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Для этого веду тетрадь учета результатов, в которой отмечаю ошибки учащихся, время и форму их устранения. В конце года составляю графическую картину результативности обучения (по системе О.Ф. Никонова). <Приложение 1.>

Практика показала, что ребят необходимо специально готовить к зачету. В процессе изучения темы отвожу время на отработку задач обязательного уровня, провожу уроки практикумы, работаю с учащимися на консультациях.

Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом и полностью откладывать ее до конца темы. В ходе изучения темы систематически проверяются знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, письменные проверочные работы, осуществляется контроль за домашним заданием.

Свою систему работы я представляю в виде схемы.<Приложение 2.>