Экологическая проблема и пути ее решения. (Экологическая игра). Урок природоведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: рассмотреть экологическую проблему с разных точек зрения.

Задачи: 1. Продолжить формирование общих представлений об экологии и её роли в жизни людей.

2. Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения, быть терпимыми к высказываниям оппонентов.

3. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

В течение учебного года на уроках природоведения, чтения, труда, во внеурочное время, на классных часах не раз поднимались вопросы, связанные с экологией нашего края. Дети знакомы с экологическими проблемами и из СМИ. Представленный ниже урок-игра был заключительным.

Ответы, представленные в конспекте урока, были записаны со слов детей после проведения открытого урока.

Подобные ролевые игры проводились в этом классе уже не первый раз.

Особая благодарность в подготовке данного урока Л.М. Кобозевой и Н.И. Малыгиной.

Ход урока.

I. Организационный момент. Обзор, мотивация.

Сегодня у вас на уроке нет учебников, тетрадей по природоведению.

Всё, что вам нужно, должно быть в голове. Это ваши знания. А поговорим мы с вами о защите окружающей среды.

II. Подведение под понятие.

(на доске силуэт или рисунок человека).

 

 

 

Давайте отгадаем, что это за человек. Я буду читать вам подсказки – характеристики этого слова. Возможно, кто-то из вас сразу догадается, о чем идет речь.

(Учитель вывешивает первую подсказку – характеристику на доску рядом с силуэтом человека).

Выслушиваются ответы детей. Если никто не угадал задуманное понятие, учитель вывешивает на доску вторую подсказку - характеристику.

Снова выслушиваются ответы детей.

Дети приходят к выводу, что задумано понятие “эколог”.

III. Игра “ДА – НЕТ”

Я вам буду называть другие характеристики. Вы должны будете выбрать, какие из них подходят к этому слову “эколог”.

Если вы считаете, что эта характеристика подходит, вы встаете, если нет, то приседаете.

- Обладает невероятной физической силой.

+ Борется с бесхозяйственностью. (4)

- Всегда опрятно одет, аккуратен.

- Может быстро считать в уме.

+ Понимает связи в природе. (5)

+ Умеет прогнозировать. (6)

- Обладает высоким ростом.

+ Умеет отстаивать свои убеждения. (7)

- Хищнически относится к природе.

(Все характеристики, которые относятся к понятию  “эколог”, учитель вывешивает на доске).

- Так кто же такой ЭКОЛОГ?

(Учащиеся вместе с учителем зачитывают с доски все характеристики, записанные на карточках).

IV. Обсуждение проблемы.

Продолжая наше занятие, давайте обсудим следующую проблему.

На последнем уроке труда, когда мы выявляли свойства бумаги опытным путём, мы пришли к выводу, что бумагу надо беречь. Вы узнали о том, что её делают на … ЦБК и изготавливают из … леса и макулатуры (мысль учителя заканчивают дети).

На доске появляются карточки.

Вы также помните, что на территории Архангельской области находятся … (три ЦБК).

(Учитель вывешивает табличку)

img7.jpg (13659 bytes)

- Как вы считаете, какую пользу они приносят?

- Приносят ли они вред? Какой?

Это ваши предположения – учеников 3 А класса.

А давайте посмотрим на эту проблему с разных точек зрения.

Я вам предлагаю экологическую игру.

Тема, которую вы будете обсуждать, звучит так:

Стоит ли закрывать Архангельский ЦБК?

(Проблема на карточке вывешивается учителем на доску).

V. Распределение ролей.

Для того, чтобы обсудить эту экологическую проблему, нам необходимо распределить роли.

а) Губернатор Архангельской области – Никита Г.

Директор АЦБК – Рома Б.

Рабочий АЦБК – Сергей Е.

Его жена – Саша К.

Их сын – Артём Д.

б) Эколог – Вика И.

Врач – Катя Б.

Мама часто болеющего ребёнка – Аня А.

Житель г. Новодвинска, проживающий рядом с АЦБК – Семён У.

VI. Обсуждение проблемы.

А) Сейчас мы проведём обсуждение этой проблемы и решим, стоит или нет закрывать АЦБК.

(Названные учащиеся выходят к доске и рассаживаются по группам).

- Все сидящие в зале (остальные ученики класса) – это представители общественной организации “Creenpeace”.

- На своих листочках (я думаю, вы догадались, почему я для них выбрала зелёный цвет) вы во время обсуждения записываете свои мысли, предложения по защите экологии г. Новодвинска и его жителей.

Б) Обратите, пожалуйста, внимание на “весы”.

Как всегда, они помогут нам “взвесить” все “за” и “против” при обсуждении нашей экологической проблемы.

Посмотрим, какая чаша весов с “+” или “-” перевесит и на основании этого сделаем соответствующий вывод.

(Во время ответов детей, учитель прикрепляет карточки с “+” или “-”, а также вывешивает краткие ответы детей, записанные на полосках бумаги).

В) (Ведущий – учитель берёт “микрофон”).

Уважаемые телезрители!

Сегодня у нас прямое включение.

В нашей студии собрались те, кто за то, чтобы закрыть АЦБК (учитель показывает на группу Б) и против этого (на группу А).

  • Давайте спросим у губернатора:

- Почему вы считаете, что предприятие должно работать?

(Примерный ответ: АЦБК регулярно платит налоги, деньги поступают в областную и городскую казну).

(Учитель вывешивает первую табличку над левой чашей весов и ставит “+”)

1. Пополнение областного и городского бюджетов.

+

  • Слово предоставляется директору АЦБК.

- Нашему комбинату уже 63 года.

- За это время АЦБК прошел путь от небольшого завода до гигантского промышленного комплекса.

- Мы снабжаем своей продукцией тысячи предприятий в России и за рубежом.

- Каждый третий школьник России пишет в тетрадях, выпущенных нашим АЦБК.

(Учитель вывешивает вторую табличку над левой чашей весов и ставит “+”).

2. АЦБК снабжает мвоей продукцией тысячи российских и зарубежных предприятий.

+

  • Микрофон берёт рабочий АЦБК.

Мне очень нравится работать на ЦБК, нравится моя работа. Я получаю достойную зарплату. А летом по путёвке, выданной на работе, мы смогли отдохнуть и подлечиться в санатории всей семьёй.

  • Жена рабочего.

Я – домохозяйка, не работаю. Деньги приносит только муж. Поэтому мне важно, чтобы муж хорошо зарабатывал. К тому же моему сыну- школьнику нужны учебники, тетради, альбомы. Их тоже выпускают на комбинате, где работает муж, а еще мы имеем возможность приобрести их со скидкой.

  • Ребёнок.

Мой папа хорошо зарабатывает. Он даёт мне деньги на карманные расходы. А с отпускных мы решили купить компьютер.

(Учитель вывешивает третью табличку над левой чашей весов и ставит “+”).

3. У рабочих большая заработная плата.

+

Теперь слово предоставляется этой группе (группа Б).

  • Эколог.

Меня беспокоит загрязнение окружающей среды. АЦБК наносит большой урон. Вокруг ЦБК постоянно висит туман – смок, который затрудняет наше дыхание. АЦБК использует много воды из Северной Двины, а возвращает её в грязном виде. Осадки выпадают на землю в виде кислотного дождя и загрязняют почву. Овощи и фрукты, выращенные на дачах, тоже заражены.

(Учитель вывешивает первую табличку над правой чашей весов).

1. Загрязнение почвы.

Северная Двина впадает в Белое море. Происходит загрязнение моря нефтью, ядовитыми отходами. Морские звёзды, животные выбрасываются на побережье Белого моря. В Северной Двине исчезает рыба.

(Учитель вывешивает вторую табличку над правой чашей весов).

2. Загрязнение воды.

Вырубаются леса. Это приводит к обмелению рек.

(Учитель вывешивает третью табличку над правой чашей весов).

3. Вырубка леса вдет к обмелению рек.

(Учитель во время выступления “эколога” и других представителей группы Б, вывешивает таблички, ставит “минусы”).

  • Слово предоставляется врачу.

Меня как врача волнует здоровье жителей нашего города.

- В Северной Двине нельзя купаться!

- Нельзя пить сырую воду, приходится её хлорировать.

- Жители часто и подолгу болеют: различные виды аллергии, бронхит, воспаление лёгких, желудочно-кишечного тракта – вот неполный список заболеваний.

(Учитель вывешивает четвертую табличку над правой чашей весов).

4. Люди чаще болеют.

  • Слово предоставляется маме часто болеющего ребёнка.

Меня беспокоит здоровье моей дочки. Она часто пропускает школу, приходится с ней заниматься дома, чтобы она не отставала в учёбе от своих одноклассников. Я постоянно сижу на больничном, боюсь, что меня могут уволить. Мой начальник этим не доволен. Много денег уходит на лекарства. Я в отчаянии!

  • Давайте предоставим слово человеку, живущему рядом с АЦБК.

Я проживаю рядом с ЦБК и не могу даже открыть форточку, чтобы проветрить квартиру, так как неприятный запах попадает в мою квартиру. Я очень плохо себя чувствую. Дети мои редко, очень редко гуляют во дворе. Поменять квартиру тоже невозможно, в наш район никто не хочет переезжать.

(Учитель вывешивает пятую табличку над правой чашей весов)

5. Загрязнение воздуха.

VII. Физкультминутка.

- Песня “С нами, друг!”

(сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве):

Пусть Земля - пусть Земля
Кружит – кружит,
Дети все – дети все
Дружат – дружат.
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда – мы тогда
Домом - домом,
Землю общим домом назовем.

VIII. Подведение итогов.

Итак, пришло время подвести итоги на нашем табло.

Давайте сосчитаем все “плюсы” и “минусы”.

Значит, мы пришли к выводу, что предприятие наносит огромный ущерб окружающей природе и здоровью человека, а значит, его следует закрыть.

- А может быть, у кого-то есть возражения?

- Почему? (Ответ детей).

- А как сделать, чтобы предприятие и работало, и не наносило огромного вреда окружающей среде и здоровью человека?

А) Установить очистительные сооружения, фильтры.

Б) Экологам проводить постоянные замеры загрязнения воды, почвы и воздуха.

В) Собирать больше макулатуры.

А мнения представителей общественной организации “Greenpeace” мы поместим в нашу местную газету.

Благодарю всех за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Эколог - специалист по экологии.

2. Экология –

а). Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде.

б). Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.

3. Экологический кризис – критическое состояние окружающей среды, вызванное её загрязнением и хищническим отношением к природе.

Оформление доски

14.03.2005