Клуб знатоков в средней школе

Разделы: Внеклассная работа


Большинство старшеклассников очень реагируют на передачу “ Что? Где? Когда?”, посвящённую заседаниям клуба знатоков.

Викторина проводится следующим образом. К участию во встрече привлекаются три команды по пять человек в каждой. По составу команды весьма разнообразны: в них могут входить ребята из разновозрастных классов, не обязательно хорошо успевающие по математике, но непременно начитанные, гибко, широко и раскованно мыслящие. Команда комплектуется самими учащимися, они же выбирают капитана.

На сцене расположены три стола – стол лидера в центре и игровые (резервные) – по обе стороны от лидера (на значительном расстоянии от него). В глубине сцены – ведущий с микрофоном. Он – руководитель мероприятия: объявляет начало и конец каждого раунда, оценивает ответы, комментирует их и т. д.

По жребию члены одной из команд рассаживаются за столом лидера. На столе лидера – рулетка. Две остальные команды размещаются за резервными столами.

Соревнование состоит максимально из девяти раундов. В каждом раунде знатокам предлагается вопрос, подготовленный заранее учащимися (или иногда учителем, но не математики). После двухминутного обдумывания играющая команда даёт ответ. Одновременно с играющей командой над вопросом думают и резервные команды. Заслушав ответ играющей команды, ведущий просит резервные команды высказать своё мнение. Окончательным ответом знатоков считается последняя из поступивших гипотез. Объявляется правильный ответ и выясняется, кто в данном раунде победил: знатоки или зрители.

Побеждает в соревновании та сторона, которая первой наберёт пять очков.

Если в раунде играющая команда ответила правильно, она остаётся за столом лидера. В противном случае ей придётся уступить своё место той команде, которая дала правильный ответ. В случае, когда все три команды ответили неудачно, место за столом лидера занимает команда номер два по жеребьёвке.

Примерно через два-три раунда проводится “пауза”. Она возникает либо по указанию стрелки рулетки, либо по объявлению ведущего (он имеет право сделать это дважды за вечер), либо по просьбе играющей команды (ей это позволяется сделать один раз).

“Пауза” - это номер художественной самодеятельности.

В конце встречи ведущий объявляет общий итог и выделяет ту команду эрудитов, которая в данном соревновании действовала наиболее удачно, ей вручается приз – изготовленный членами клуба “математический торт” - и предоставляется право участвовать в следующей встрече.

Примерное содержание состязания знатоков

Раунд 1. Вопрос задаёт ученица XI класса: “Уважаемые знатоки! В начале сороковых годов нашего века авиастроители всего мира столкнулись со страшным, непонятным явлением. Во время скоростного полёта самолёта на некоторой, так называемой, критической скорости возникала стремительно нарастающая вибрация конструкции. Она внезапно охватывала самолёт, и иногда достаточно было нескольких секунд, чтобы машина в воздухе развалилась на куски. С земли казалось, что самолёты взрываются. Многочисленные исследования, проведённые в США, Англии, Германии, не принесли успеха. Полностью разобраться в этой запутанной проблеме удалось лишь известному советскому математику. Были найдены простые и эффективные методы предупреждения вибраций. Угроза самолёту и экипажу была полностью ликвидирована.

Мои вопросы к вам, уважаемые знатоки, таковы: “ Какое название получило в технике описанное явление? Какова фамилия советского математика, о котором я рассказала?”

Раунд 2. Ученик VIII класса: “Уважаемые эрудиты! Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и, желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика?”

Раунд 3. Ученик X класса: “Уважаемые эрудиты! Известно, что вес тела на Луне в шесть раз меньше, чем на земле. Представьте себе, что вам предложено отправиться на Луну и проверить этот факт экспериментально. Какое оборудование вы возьмёте с собой?”

Раунд 4. Ученица IX класса: “Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта: бубновый король. Посмотрите внимательно – на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос: почему на картах бубновой масти изображён именно ромб, а не что–нибудь другое?”

Раунд 5. Ученик VIII класса: “Уважаемые эрудиты! Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжёт, другой говорит правду. Одного из близнецов зовут Джон. Вы повстречали их и хотите узнать, кто из них Джон. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один), на который можно ответить односложно: “да” или “нет”. Какой вопрос вы задали бы?”

Раунд 6. Ученик IX класса: “Уважаемые эрудиты! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружностей, а не радиусы. Можете ли вы объяснить причину этого явления?”

Раунд 7. Ученица XI класса: “Уважаемые знатоки! В 1271 году один венецианский купец отправился в путешествие по странам Востока. Через несколько лет он написал книгу о своём путешествии. В книге рассказывается много диковинного. Но с особым восторгом автор описывает богатство китайских вельмож. Купцы Венеции – состоятельные люди. Арифметику знают прекрасно. Свои доходы они считают на тысячи.

“Милле”, - сочно произносят они. Это и означает “тысяча”. Как это выразить, как передать одним словом несметные богатства Востока? И он произносит: “Мильоне!” Получилось необычное, но в общем понятное для итальянца слово. Так родилось слово “миллион”, означающее “тысяча тысяч”. В порыве вдохновения венецианский купец сочинил слово, которым ныне пользуется весь мир. Уважаемые знатоки! Кто был этот купец?”

Раунд 8. Ученица X класса: “Уважаемые знатоки! Я хочу рассказать одну старинную историю. В шляпную лавку вошёл господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублёвой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, семьдесят рублей сдачи, и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублёвая банкнота оказалась фальшивой и потребовал взять её назад. Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки. Помогите ему, уважаемые знатоки, и скажите: сколько всего рублей он потерял в этот день?”

Раунд 9. Ученик VI класса: “Уважаемые знатоки! Не можете ли сообщить нам точно, когда начался XXI век?”

Ответы:

  1. Явление получило название “флаттер”. Математик, решивший задачу, - М.В. Кельдыш (1911-1978).
  2. Поскольку в городе лишь два мастера, каждый вынужден стричься у другого. Математик выбрал того, кто лучше подстриг своего конкурента.
  3. Нужно взять тело, вес которого известен на Земле, и пружинные весы (динамометр). Чашечные весы не годятся. Их показания на Земле и на Луне будут одинаковыми: гири “уменьшатся” в весе в 6 раз.
  4. Слово “ромбос”, по гречески означает “бубен”, раньше бубен имел форму квадрата.
  5. Нужно спросить одного из близнецов: “Джон говорит правду?” Если ответ будет “да”, то спрошенный – Джон, если “нет”,то Джон - второй близнец.
  6. При вычерчивании окружности, надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр окружности. Кроме того, большинство отверстий получают путём сверления, а для этого надо знать диаметр сверла, а не радиус.
  7. Марко Поло.
  8. 100 рублей: он потерял шляпу за 30 рублей и сдачу 70 рублей.
  9. 1 января 2000 года.