Разработка урока русского языка по теме: "Звуки [г], [г'], буквы Г, г". 1-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока. Познакомить учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает; продолжить обучение плавному по слоговому чтению; развивать речь, внимание и память учащихся; прививать учащимся интерес к чтению детской литературы.

Оборудование. Учебник «Азбука»; предметные картинки, гномики Дон и Дин; схемы слов, корзинки, грибы с буквами.

Тип урока. Урок решения учебно-практической задачи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Начинаем урок с логопедических упражнений.

ба/бу ба/аба па/пу/па паба

бу/ба бу/убу ба/бу/ба бапа

паба-баба апа-па пубу

Четко произносим скороговорку.

Дом у дуба, дуб у дома.

II. Работа над пройденным материалом.

На доске схемы слов.

У. Из каждого столбика убрать лишнее слово, т.е. то, которое не подходит к схеме.

мел
мял
мыл

нора
кино
коса

Лана
Лена
Мила

У. Почему не подходит это слово?

Д. В первом столбике м твердый, во втором столбике к мягкий, в третьем столбике л твердый.

У. Какую работу выполняют гласные буквы?

Д. Первое, гласные звуки обозначают гласные буквы. Второе, гласные звуки помогают согласным звукам стать твердыми и мягкими. Третье, буквы я, е, ю дают два звука.

У. Ребята, а как вы считаете, надо ли нам еще знакомиться с новыми звуками и буквами?

III. Работа над новым материалом.

У. Сегодня к нам на урок пришел из лесной школы кто-то. Про него говорят: косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках. Кто же это, дети?

Д. Это заяц.

Вывешивается картинка зайца.

У. Заяц принес вам задание: составить схемы слов.

Вывешивается картинка с изображением гусей.

Дети печатают в тетради схему этого слова.

У. Сколько слогов в слове гуси? Какой слог ударный? Произнесите поочередно все звуки. Выделите первый звук.

Расскажите о звуке [г] . Какой это звук?

Д. Это согласный звук г. Он твердый, звонкий.

У. А теперь, давайте, обозначим каждый звук буквами. Вы умеете печатать эту букву? На что похожа буква?

Д. Буква г похожа на кочергу.

Аналогичная работа со схемой слова гири.

Рисунок с изображением гирь вывешивается на доску.

У. И так, сегодня главными на нашем уроке станут какие звуки?

Д. Звуки [г] и [г'] .

У. Что можете рассказать об этих звуках?

Д. Звук [г] парный.

У. Какую схему сделаете о звуке г?

Д. W (звонкий).  [г] [г'] г-к.

У. Как проверяем звонкий согласный в конце слова?

Д. Ставим после согласного гласную букву.

IV. Физкультминутка.

У. Кто к нам пришел на урок?

Д. Гномик Дон.

У. Прочитайте стихотворение.

Стихотворение написано на доске.

У. Понравилось стихотворение?

Д. Да.

У. Что интересного заметили в нем?

Д. Предложения начинаются с буквы г.

У. Кто такой гном?

Д. Маленький человек, который живет в лесу.

У. А теперь сами придумайте движения к этому стихотворению.

Гном гулял,
Гном играл.
Грянул гром.
-А-у, гном!

У. Дон позвал своего друга Дина. Вот стали Дон и Дин перекликаться, слоги составлять, чтобы потом с ними слова делать.

У. Гномик Дон скажет а.

Д. Га.

У. Гномик Дин скажет я.

Д. Гя.

Аналогичная работа с буквами о, у, и, ы, е, ю.

У. Подберите слова, в которых есть слоги га, го, гу, ги, ге.

Д. Гараж, горы, город, гуси, гири, генерал.

У. Подберите слова, со слогами гя, ге, гю.

Д. Нет таких слов.

У. Не огорчайтесь, вы еще маленькие и не знаете, что в русском языке нет слов с такими слогами.

Д. Тогда зачем же их читать?

У. Да за тем, что очень часто в русский язык приходят слова из других языков, в которых могут быть такие слова. Например, есть имя девочки –Гюльнара, есть город – Гянджа, есть в горах прекрасное озеро- Гек-Гель. Так что слоги все нужны, слоги все важны, и все их надо уметь читать.

У. Ребята Дон и Дин научили нас читать слоги. Сейчас мы прочитаем какие же грибы они собирали в лесу осенью. Вот их корзинки, а здесь название грибов.

Названия грибов написано на доске.

Дети читают слова.

У. А эти грибы все съедобные? Какие несъедобные?

Д. Мухомор, поганки – несъедобные.

У. Съедобные грибы положите в корзинках Дона и Дина.

У. Дон и Дин предлагают открыть страницу 98.

Рассмотрите картинку.

Куда и зачем пришли дети?

Д. Дети пришли в лесу за грибами.

У. Оказывается, не только Дон и Дин любят грибы собирать, но и дети тоже. А как их зовут? Найдите под картинкой их имена.

Д. Галя и Гена.

У. Какие грибы собирала Галя?

Д. Маслята.

У. А какие грибы хочет сорвать Гена?

Д. Поганки.

У. Как вы думаете, что ему говорит Галя?

Д. Поганки – ядовитые.

У. А можно ли уничтожать все ядовитые грибы?

Д. Нельзя. Они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося.

У. В природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать.

Прочитайте текст на странице 99.

А теперь прочитайте отрывок стихотворения Елены Трутиной, которым заканчивается рассказ.

  1. Определяем интонацию.
  2. Как надо читать первое предложение? Где ударное слово?

Д. Читаем, как будто рассказываем. Ударное слово грибов.

Аналогичная работа над вторым и третьим предложениями.

У. А как читаем первую строчку стихотворения?

Какое слово выделяем голосом?

Д. Читаем восторженно. Выделяем голосом слово боровик.

У. А как читаем вторую строчку? Какое слово ударное?

Д. Читаем тоже восторженно. Ударное слово велик.

У. Вам понравился стишок?

Д. Да.

У. Найдите в тексте и стихотворении однокоренные слова.

Д. Грибов – гриб. Боровики – боровик.

У. А еще какие слова с корнем гриб вы знаете?

Д. Грибок, грибник.

У. Вот Дин и Дон нашли слова с корнем гриб.

На доске вывешивается карточка со словами грибные, грибники.

V. Дополнительное чтение произведений детской литературы.

У. Дети, мы учим буквы, читаем слоги, составляем слова и предложения для того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые сказки. Сегодня на уроке новые писатели-сказочники Якоб и Вильгельм Гримм. Это братья писатели. Они жили в Германии. 4 января исполнилось Якобу 220 лет, а брату 219 будет – 24 февраля. Они жили очень давно, но, оставили для нас очень хорошие таинственные сказки. Я сегодня вам прочитаю сказку «Маленькие человечки». А на выходные вы возьмете в библиотеке сказки братьев Гримм («Горшок каши», «Заяц и еж», «Госпожа Метелица»).

VI. Итог урока.

У. С какими звуками и буквами познакомились на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы узнали новые звуки e гu и e г? u , буквами Г, г.

У. Вы запомнили буквы?

Д. Да.

Дети повторяют основные моменты урока.

У. Спасибо ребята за урок. Вы сегодня хорошо работали.