Сценарий литературно-музыкального вечера "В. Высоцкий – поэт, певец и гражданин"

Разделы: Внеклассная работа


“Соплеменники, окажите честь -

Зачеркните “был”. Напишите - есть”!

П. Вегин

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю,
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я против также выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненье, почести иглу
Или - когда все время против шерсти,
Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, что слово “честь” забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены -
Я это никогда не полюблю.
(1969 г)

Это одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого, в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда.

Задача сегодняшней встречи - познакомиться с творчеством Высоцкого, с разнообразными гранями его таланта, вы узнаете сейчас о Высоцком-актере, Высоцком-поэте, Высоцком-певце.

Р.Рождественский писал:

Так кем же он был все-таки - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю… Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается”.

Сам В.Высоцкий на вопрос, что главное в его жизни, отвечал, что он никогда не уйдет из театра в кино или на эстраду. “Считаю, что артист должен работать в театре, чтобы всегда быть в форме”.

Первая самостоятельная роль Высоцкого в Московском театре драмы и комедии на Таганке - драгунский капитан в спектакле: “Герой нашего времени”, спектакле, просуществовавшем недолго, и о котором он позже вспоминал с иронией. На сцене этого театра Высоцкий играл в спектаклях по произведениям А.Вознесенского: “Антимиры”, “Берегите ваши лица”, Джона Рида: “Десять дней, которые потрясли весь мир”, В.Маяковского: “Послушайте!”. Им были сыграны такие роли, как Галилей в спектакле по пьесе Б.Брехта “Жизнь Галилея”, беглый каторжник Хлопуша в спектакле “Пугачев”. Последней премьерой Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле “Преступление и наказание” Ф.Достоевского. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 г. спектакль “Гамлет” получил I премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 г. во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю.

В.Высоцкий написал песни ко многим спектаклям, поставленным в театре на Таганке, а также в “Театре сатиры”, “Современнике” и театре им. М.Н.Ермоловой. С 1959 года Высоцкий, параллельно с работой в театре, начинает сниматься в кино.

Дебют состоялся в фильме “Сверстницы”. Известны его актерские работы в картинах “Хозяин тайги” (1968 г.), “Плохой хороший человек” (1973 г.), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976 г.). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесли 2 роли в телефильмах - Жеглова в “Место встречи изменить нельзя” и Дона Гуана в “Маленьких Трагедиях” (1980г.). Каскадерам в кино не приходилось его дублировать. Но, по общему признанию, судьбу Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Судьба двух любимых им ролей сложилась драматично. Фильм “Короткие встречи” вышел на широкий экран в 1987 г., спустя 20 лет после его создания, “Интервенция” появилась на экране после его смерти, пролежав “на полке” 19 лет. Ему не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного фестиваля в Тернини (Италия) и Специальный приз 9 Всесоюзного Фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”. В 1987 г. Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за цикл военных песен, за достижения в кино и театре.

Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством Высоцкого, есть “свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. Но, прежде всего, песни Высоцкого наполнены правдой. Правдой крутых характеров, правдой жизненных ситуаций, правдой извечных человеческих проблем, правдой своего времени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.

Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 г. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке (Б.Хмельницким, А.Васильевым, В.Смеховым, В.Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни “Восток” в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами, которым непременно пел “Чужую колею”.

Запись песни “Чужая колея”.

Были фильмы, были спектакли (прослушивается запись), которые озвучивал Высоцкий. И очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. У этих песен начиналась своя, отдельная (и очень интересная!) жизни. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену. И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне. Песня “Он не вернулся из боя” - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос, почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать.

Прослушивается запись песни “Он не вернулся из боя”.

Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину.

Прослушивается запись песни “Черные бушлаты”.

У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли, роли из никем не поставленных, и более того - не написанных пьес. Он же хотел играть эти роли немедленно, он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и говорить. Он импровизировал, увлекался, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Вот что что пишет Марина Влади в своих воспоминаниях: “Если прочесть все, что ты писал, хочется думать, что ты прожил сотню жизней. Ты мастерски пародируешь песни уголовников, и все эти люди уверены, что ты не раз отбывал срок. Некоторые из твоих песен, написанные в 50-60 годах, стали лагерным фольклором, старики утверждают, что помнят их с давних времен, что они написаны еще до революции. Тебе смешно, и в то же время ты горд.

Нет ни одного моряка, ни одного летчика, который не знал бы наизусть твои песни о море, страшную “Спасите наши души”, или ошеломляющий диалог двух истребителей в небе...”

Запись песни “Як-истребитель”.

Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. А он пел, он дышал!

Запись песни “На судне бунт”.

А если вспомнить его сказочные песни, которые он писал для “Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-Марья” и просто так, для себя…

Запись песни “Нечисть”.

Зато последующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого еще больше западала в душу.

Запись песни “Лирическая”.

Но он умел быть не только добрым. Когда некоторые зарубежные доброхоты пробовали его на излом, то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою он в обиду не давал никому.

Последнее выступление Высоцкого состоялось 16 июня 1980 г. в Калининграде.

Им было написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сценах театров, 30 ролей в кинофильмах.

Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание, вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

“Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг - а так…”.

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов Ковалёнка и Иванченкова.

И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и исполнение.

Этой песней хочется завершить встречу с творчеством В.Высоцкого.

Запись песни “Песня о друге”.

16.02.2005