Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия учащихся и педагога при реализации собственных танцевальных замыслов.
Задачи:
- Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
- Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
- Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.
План занятия:
- Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.
- Разминка.
- Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.
- “Круговая кадриль”. Исполнение. Разучивание танца с гостями.
- “Угловая кадриль”. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога третьей фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.
- Итоговая беседа.
Ход занятия:
- Звучит мелодия русской народной песни “Утушка
луговая”. Дети входят в класс переменным шагом,
перестраиваются в линии по четыре человека,
образуя рисунок танца “коробочка”. Исполняется
русский праздничный поклон.
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие,
сегодня мы с ребятами проведём мастер- класс для
наших гостей, расскажем об одном из видов
русского танца – кадрили, научим танцевать вас и
попробуем себя в качестве балетмейстера.
- Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки - разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.
- Ученик : – Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Мы расскажем о кадрили. Кадриль - задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа. Кадрили по форме построения бывают круговыми и квадратными (угловыми). Круговые кадрили исполняются по кругу.
- Звучит мелодия русской народной песни “Подгорная”. Дети исполняют круговую кадриль, затем приглашают гостей, присутствующих на мастер-классе разучить и исполнить танец вместе. (Приложение 1 см. ниже).
- Ученик : - Мы с вами станцевали круговую кадриль, но есть кадрили с угловой формой построения, как правило, исполняются четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Кадриль делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: “Задорная”, “Проходочка”, “Девки нарасхват”, “Дробить” и др. Основные рисунки танца в кадрили: “Звездочка”, “Воротца”, “Прочёс”, “Уголки”. Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка и т.д.
Педагог: Мы исполним для вас первую, вторую и четвёртую фигуры угловой кадрили, а третью фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.(Приложение № 2 см. ниже).
– Звучит мелодия русской народной песни “На горе-то калина”. Исполняется первая фигура - “Знакомство”.
– Звучит мелодия русской народной песни “Ой, мамка, я Ваньку люблю”. Исполняется вторая фигура - “Прогулочка”.
– Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется четвёртая фигура - “Прощальная”.
Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить третью фигуру кадрили на мелодию “Барыня”. Фигура называется “Задорная”.
Дети и гости работают в группах. Звучит мелодия русской народной песни “Барыня”. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой. В заключении исполняется весь танец.
- Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов, поделились знаниями с нашими гостями. На этом наш мастер-класс закончен.
Приложение 1.
Круговая кадриль.
Пляска- кадриль исполняется под мелодию “Подгорной”. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется парами по кругу, с последующим переходом партнёрши к другому партнёру. Исходное положение: Пары стоят по кругу, лицом по ходу движения. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону и соединены
1-4 такты. Все участники движутся вперёд по кругу, исполняя два простых шага с каблука и тройной притоп, начиная справой ноги, затем то же самое с левой ноги.
5-8 такты. Возвращаются назад спиной на своё место, исполняя тот же шаг.
9-12 такты. Исполнители меняются местами, руки не рассоединяют, а лишь меняют их положение. Девочки шагают с левой ноги - два шага, тройной притоп, затем возвращаются с правой ноги на своё место. Мальчики одновременно исполняют движение с правой ноги.
13-16такты. Мальчики делают соскок по второй позиции, девочки обходят мальчиков простым шагом, держась левой рукой за правую руку партнёра.
17-24 такты. Исполнители разворачиваются друг к другу лицом, мальчики спиной в круг. Хлопают в ладоши.
25-32 такты. Исполнители вращаются в парах, и партнёрша переходит к другому партнёру, стоящему следующим по кругу.
Танец повторяется несколько раз.
Приложение 2.
Угловая кадриль.
- Фигура. “Знакомство”. Исполняется мелодия песни “На горе-то, калина”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя, девочки – с левой. Участвуют четыре пары.
Исполнители линией идут к центру класса, здороваются правыми руками мальчик с девочкой, затем вращаются в парах и парами расходятся по углам класса.
В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп
- Фигура. “Прогулочка”. Звучит мелодия “Ой мамка, я Ваньку люблю”.
Танцующие парами идут по кругу, исполняя четыре простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места.
- Фигура. “Прощальная”. Звучит мелодия песни “Ах, вы сени, мои сени”.
Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через “ручеёк” проходит четвёртая пара, и партнёры расходятся по разным сторонам – прощаются. Затем прощается третья, вторая пары. Последними уходят танцоры первой пары.