Цикл занятий для детей подготовительной к школе группы "Олимпиада знаек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении; пробуждать интерес к литературе, расширяющей кругозор, повышающей эрудицию.
  • Закреплять полученные знания из области литературы, языкознания, культуры речи.
  • Прививать стремление познавать новое.
  • Развивать смекалку, быстроту реакции.
  • Воспитывать чувство товарищества, дух соревнования.

Оборудование: эмблемы команд, набор букв, кроссворды, карандаши, мольберты, фишки для подсчета баллов, призы.

Ход занятия:

Дети заранее делятся на две команды, обсуждают и выбирают название, капитана, придумывают девиз.

Ведущая:

– Внимание! Внимание! Наши камеры установлены в детском саду “Земляничка”. Сегодня здесь состоится соревнование знатоков сказок. Нашу передачу смотрят во всех детских садах, а также в сказочных домиках и дворцах. Встречаются команды знатоков. Разрешите представить жюри в лице заведующей и методиста д/с. Они будут оценивать ответы команд знатоков и выставлять заработанные очки.

И так, начнем с разминки.

1. Разминка “Думай, голова”. Загадки не простые, а в рифму, да еще обманки. Почему, сейчас поймете.

Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый …

По горной круче проходил
Обросшей шерстью …

В теплой лужице своей
Громко квакал …

Под луною песни петь
Сел на веточку …

Кто в малине знает толк?-
Косолапый, бурый …

Хвост веером, на голове корона
Нет птицы краше, чем …

– Молодцы, раз вы так хорошо настроены на волну загадок по сказкам, то и первый наш конкурс будет загадочным. Только теперь вы будете набирать очки для своих команд, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

2. “Загадки по сказкам”. Сказки бывают авторские и народные.

Задание: ответить, как называется сказка, и кто ее автор?

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (“Колобок”, народная сказка)

А дорога далека, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (“Маша и медведь”, народная сказка)

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца. (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, народная сказка)

Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (“Снегурочка”, народная сказка)

Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко!
Не послушался кота, выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”, народная сказка)

По тропе шагает бодро, сами воду тащат ведра. (“По щучьему веленью”, народная сказка)

Отворили дверь козлята, и … пропали все куда-то. (“Волк и семеро козлят”, народная сказка)

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (“Теремок”, народная сказка)

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку, знает девочку малышку. (“Дюймовочка”, Г.Х. Андерсен)

Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. (“Сказка о рыбаке и рыбке”, А.С. Пушкин)

3. Игра “Слово рассыпалось”. Чья команда быстрее соберет “рассыпавшиеся” слова, получает 2 балла, а вторая – 1. Учитывается взаимопомощь и взаимовыручка (каждый ребенок собирает свое слово).

Слова: цветок, кукла, мишка, мышка, заяц, петух, лиса, репка, кошка, колобок.

4. Час для капитанов. Из какого мультфильма приведены высказывания и какому герою принадлежат? Если произведение литературное, назвать автора.

Я злодея погубил, я тебя освободил,
А сейчас, душа-девица, на тебе хочу жениться. (Комар, “Муха-цокотуха”, К.И. Чуковский)

Ребята, давайте жить дружно! (Леопольд, “Приключения кота Леопольда”, Э. Успенский)

5. Игра “Найди в слове другие слова”.

Снегурочка (снег, урок, норка, кора, сон, нос, гора…)

6. Конкурс скороговорок. Нужно произнести скороговорку три раза быстро, выразительно и четко.

Проворонила ворона вороненка.

От топота копыт пыль по полю летит.

Волки рыщут, пищу ищут.

Филипп к печке прилип.

7. Кроссворд по сказкам. Вспомнить полное имя сказочного героя или предмета и заполнить клетки.

Курочка - …
Баба - …
Жар - …
Иванушка - …
Царевна - …
Гуси - …
Ковер - …
Скатерть -…
Сапоги - …
Сивка - …

Жюри подводит итог. Объявляет победителей. Вручает призы.

Тема “В гостях у Снежной королевы”.

Цели:

  • Создать у детей эмоционально позитивный настрой.
  • Закрепить представление детей о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках.
  • Расширить и активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения.
  • Развивать мыслительную деятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование:

письмо, лепестки со словами, вырезанные из бумаги, сердцевины с символами, карточки со слогами, набор букв для ключевого слова, ребусы, таблица “Лесенка”, ворона Клара, кукла Разбойница, олень.

Ход занятия:

Воспитатель:

– Ребята, нам пришло письмо. Интересно, откуда оно и от кого. Давайте прочитаем.

Письмо:

“Дорогие ребята! Помогите расколдовать Кая.
Герда.”

– Из какой сказки эти герои? Как мы сможем помочь Герде расколдовать Кая.

– В письме приписка: нужно выполнить 7 заданий, за каждое задание вы будете получать по букве, в конце из собравшихся букв надо будет сложить ключевое слово, которое поможет расколдовать Кая.

– Вы хотите помочь Герде? Тогда в путь, в царство Снежной королевы.

(Звучит музыка)

– Волшебная тропинка привела нас в царство Цветов, но где же они? Их нет. Тогда мы сами вырастим цветы.

Игра “Вырастим ромашки”. По полу рассыпаны лепестки ромашек. На обратной стороне лепестков написаны слова-действия, -признаки, -предметы. На желтых сердцевинах изображены символы: одна вертикальная полоска обозначает слова-предметы, две полоски – слова-действия, три полоски – слова-признаки. Детям необходимо прочитать слово на лепестках, определить его принадлежность и собрать цветки. За выполненное задание дети получают букву.

– Ребята, продолжаем путь в царство Снежной королевы (встречаем ворону Клару). Ворона Клара любит, чтобы с ней говорили на вороньем языке.

Задание: называть слова, начиная со слога “кар” (картошка, картина, карниз, карапуз, карман, Каркуша…). За выполненное задание получили дети букву.

– Наш путь продолжается. Ребята, что написано на воротах этого королевства?

(Надпись: королевство Пополам)

– В этом королевстве все слова разделены пополам.

Задание: Нужно соединить половинки так, чтобы получились слова. Каждый ребенок берет карточку со слогом и ищет вторую половину слова. Должны образоваться пары из детей, которые вместе читают получившееся слово. За выполненное задание все дети получают очередную букву.

– Наш путь продолжается (детей встречает маленькая разбойница). Она с удовольствием показала бы дорогу дальше, но ей нужно помочь разгадать ребусы. Дети разгадывают ребусы.

Маленькая разбойница показала дорогу и дала букву.

На своем пути дети встречают Северного оленя. Он предлагает им поиграть в подвижную игру “У оленя дом большой”. За игру дети получают следующую букву.

– Вот мы и пришли в царство Снежной королевы. Но чтобы попасть внутрь, нам нужно подняться по лестнице.

Игра “Лестница”. Лестница состоит из пяти ступенек. Первая ступенька имеет 6 клеток. Вторая ступенька 5 клеток. Третья – 4, четвертая – 3. Пятая – 2. Задание выполняется с верхней ступеньки. Придумать слова, начинающиеся с одной и той же буквы. Например, ум, усы, урок, улица, умница. Слова вписываются в клеточки лестницы. За выполненное задание дети получают две буквы.

– Дети, мы получили все буквы ключевого слова, теперь его необходимо собрать.

Получается слово ВЕЧНОСТЬ.

Колдовство Снежной королевы теряет силу. Герда и Кай благодарят ребят и вручают сувениры.