Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Разделы: Математика


Учебные занятия.

  1. Выявление индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Дифференцированно-групповая форма учебной работы.
  3. Уроки-зачеты.
  4. Комплексно-творческие уроки.
  5. Уроки-конкурсы.
  6. Уроки с использованием рабочих тетрадей, составленных мною.
  7. Уроки-тесты.
  8. Уроки лабораторно-практические.
  9. Творческие домашние задания.
  10. Уроки с карточками-инструкторами.

Внеурочные занятия.

  1. Математические викторины.
  2. Олимпиада.
  3. Математический бой.
  4. КВН.

Тема моего доклада – “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики”. У определенной части учащихся профтехучилищ наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, индифферентное отношение к образованию, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. В течение многих лет работы преподавателем я стараюсь помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным для детей, построить его на основе развития их познавательных интересов. Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности.

Урок в училище – это значительная часть жизни наших учащихся, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями.

На I курсе каждый год я начинаю выявлять индивидуальные особенности учащихся и состояние их знаний. Изучив учащихся с помощью выделенных критериев, с помощью срезовых к/р я определяю их учебные возможности, пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Составляю таблицу, которая мне дает целостное представление об учебных возможностях всех учеников группы и помогает разделить их соответственно этим возможностям на группы.

Таблица № 1.

Учебные возможности учащихся гр. 19-20 дежурные по станции по математике.

Таблица

При определении учебных возможностей у учащихся стараюсь лучше завысить оценку их возможностей, рассчитывая на их рост. Также в своей работе помню, что учебные возможности учащихся изменяются в ходе учебной деятельности. Из этических соображений я стараюсь не сообщать ученикам о разделении их на группы, однако работаю строго в соответствии с их учебными возможностями.

Такая целенаправленная работа с учащимися позволяет мне значительно повысить их учебные возможности, создать условия для получения прочных знаний, развития и успешного формирования личности каждого ученика.

Возможности развития учащихся таятся в соответствующем образом отображениям содержании учебного материала и составленных на этой основе познавательных заданий. Для того, чтобы обучение на самом деле проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развивающий субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.

В своей работе я использую дифференцированно групповую форму учебной работы. Приведу пример. На уроке геометрии II курса я рассказываю учащимся “Цилиндр. Площадь поверхности и объем цилиндра”. Даю определение цилиндра, как тела вращения. Всей группой разбираем, что имеет цилиндр, даем еще одно определение, разбираем, что является осевым сечением цилиндра. Все это показываю на моделях, чертежах. Дальше разбираем понятие развертки, цилиндра и выводим формулу полной поверхности цилиндра. Вспоминаем понятие объема вообще, и вывожу формулу объема цилиндра. Все формулы выписаны отдельно в таблице и вешаются на доске. Затем, убедившись, что сильные ученики поняли материал, даю им карточки с заданиями на 4 варианта (I и II вариант для слабых, III и IV для более сильных) на формулы объема и площади цилиндра. С остальными учащимися я в ходе фронтальной беседы еще раз даю понятие цилиндра, основных формул площади и объема. Вторичный разбор с ними позволяет каждому из учащихся выяснить все непонятное, ответить на поставленные вопросы. А затем всем учащимся раздаю карточки-задания или предлагаю решать I и II вариант, а затем III и IV вариант. В это время сильным ученикам, которые справились с карточками, даю задачи. Таким образом, все учащиеся добиваются усвоения материала. В конце урока собираются тетради и каждый учащийся получает оценку в классе (Приложение № 1, 1a).

Несколько слов хочется сказать о лабораторно-практических работах “Вычисление объема и площади цилиндра, конуса по их разверткам”. Учебно-практическое занятие строится из этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний инструктажа, оформление практических работ, оформление результатов наблюдения. Оно преследует цель – на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы, вооружает разнообразными способами деятельности. В течение всей работы я внимательно слежу за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях прихожу к ним на помощь. Так как эти учащиеся с робостью берутся за выполнение заданий и у них нет полной уверенности в том, что они сумеют это сделать, постоянно подбадриваю и поддерживаю их.

Уроки-соревнования – это прием введения в учебные занятия по математике элементов игры. Они основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе. Я расскажу об одном из видов урока-соревнования, который я провожу.

В конце учебного года, когда учащиеся уже устали, провожу на I курсе уроки-конкурсы, посвященные рассказам об ученых. Они проходят очень интересно и надолго запоминаются учащимися. Класс разбиваю на две группы и объявляю, что через две недели будет занятие – урок-конкурс: будем соревноваться – какая группа больше и лучше знает о жизни и деятельности ученых-математиков, какая группа интереснее придумает кроссворд и выпустит математическую газету. Победители - вся группа без исключения -получают по “пятерке”. Указываю литературу, иногда называю примерный перечень фамилий ученых (Ковалевская, Ферма, Паскаль, Лейбниц, Ньютон, Архимед, Пифагор, Чебышев, Лобачевский, Эйлер).

Конкурс начинаю с рассказа и правилах его проведения. Вот они.

Желающие ответить должны поднимать руку. Тот, кто сделает первым, начинает рассказывать (например, про Рене Декарте), и другие его слушают. Рассказ можно дополнять: сначала это право дается учащимся из этой же группы, а потом из другой. За каждый ответ начисляются баллы. Все в классе всегда работают дружно, переживая за свою группу, а дома тщательно готовятся, ходят в библиотеку, ищут книги и статьи про ученых-математиков. По желанию групп оформляются доклады о каком-нибудь ученом и сдаются в кабинет математики. Так же смотрим изготовленные кроссворды, учитывая количество слов, качество изготовления и внешнее оформление. За интересные по мнению учащихся кроссворды, ставится отличная оценка. В заключении замечу, что так как все учащиеся группы получают по “пятерке”, то это является для слабых ее членов, мало участвующих в работе, большой радостью. Эта редкая для них и в общем незаслуженная удача превращается в стимул к занятиям. Уже на следующем уроке такие учащиеся стараются подтвердить свою оценку, например, подготовив еще какой-нибудь материал об ученом-математике.

Несколько слов хочется сказать о рабочей тетради, которую я часто использую в своей работе. Рабочие тетради составляю сама по каждой теме. В нее входит набор заданий для самостоятельной работы, а также основные понятия теории и основные формулы. А также может быть разобрано решение одной, двух задач. Такая тетрадь позволяет мне по усмотрению составлять рабочее руководство. Она оказывает мне методическую помощь в проведении самостоятельной работы на решение задач. Этот вид урока иногда называю “Охота за хорошей оценкой”. Это урок по закреплению умений решать разобранные выше темы.

Тема “Многогранники. Площадь поверхности и объемы многогранников”. После того как учащимся был показан алгоритм решения типовых задач, начинается отработка этих знаний. Группе предлагаю на последних страницах рабочей тетради для самостоятельного решения серию похожих задач: на доске написаны их номера на 2 варианта. Каждый начинает работу в своей тетради. Тот, кто решил задачу, по своему желанию, не спрашивая меня, молча выходит к одной из частей доски или к кадоскопу и пишет это решение в общем виде. Таким образом, могут предъявить мне свое решение 6 человек у доски и 3 человека у кадоскопа. Если работа сделана правильно, молча подаю знак, и учащийся получает оценку “5” или “4”. Если она выполнена на “3”, то оценка ставится по желанию учащегося, избегая психологических травм. Аналогичным образом учащиеся решают все другие задачи, “вынесенные” на урок. Поэтому в течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (в зависимости от его активности), а в конце, на основании учета всех отметок, в классный журнал выставляется итоговая. Такой прием освобождает учащегося от скованности, боязни доски и плохой оценки, порождает инициативу и активность. На таком уроке включаются в работу даже слабые, так как не справившись с одной задачей, они имеют возможность попробовать свои силы в решении второй, третьей, пока не добьются успеха (Приложение № 2).

Выполнение домашних заданий – составная часть самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемая по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Например по теме “Производная и ее применение” дается задание: составить 15 примеров всех видов на вычисление производных и решить их. Сложные, интересные примеры оцениваются по высокой системе. Для сильных учащихся дается карточка-задание исследовательского характера. Для выполнения этого задания даю неделю. По теме “Многогранники” дается задание “Изготовить призму, параллелепипед или пирамиду и вычислить V и S со всеми объяснениями” или тема “Тела вращения” задание “Изготовить цилиндр или конус и вычислить V и S. По теме “Перпендикулярность прямых и плоскостей” по задаче №7 даю задание “Изготовить модель к задаче и со всеми цифрами выполнить решение”.

Заключение

Целью моей работы чаще всего было повышение успеваемости, зачастую также улучшение отношения учащихся к данному предмету. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, лабораторно-практическая работа, тесты, зачеты). В своей работе также использую конференции, семинары, математические лекции. Чаще всего в своей работе использую комбинированные уроки, которые строятся на совокупности логических не обусловленных звеньев процесса обучения. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости (в особенности за счет уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших оценок). Такая работа нравится и мне и учащимся: сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию, слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к предмету. Каждый год 12-17 человек поступает в ВУЗ.