Конспект открытого урока по теме: "Животный и растительный мир Севера. Природная зона тундра. Люди в тундре"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  • познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром. Установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.
  • развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
  • помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны. Формировать представление детей о единстве природы и человека.

Уметь: определять по основным признакам природную зону.

Знать: особенности природы Севера, её растительный и животный мир.

Оборудование: Карта природных зон. Атласы по природоведению. Гербарий растений Севера. Глобус. Модель самолета.

Таблички с названием птиц, растений, животных.

Животные Растения Птицы
Белый медведь Лишайники Белая куропатка
Песец Ягель Белая сова
Лемминг Водоросли Стерх
Олень Грибы Гусь

Таблички:

Положение зоны Климат Почва Растения Животные Условия жизни человека

Динамические картинки с изображением животных, птиц, растений.

Индивидуальные картинки “В Арктике”, “В тундре” с динамическими картинками растений и животных. Экологическая пирамида.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.

К концу урока вы должны будете: знать особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний, умений и навыков, мотивация, целеполагание.

На доске таблички с названиями природных зон:

Зона лесов Зона пустынь Зона тундры Ледяная зона Зона степей

- В правильной последовательности распределите природные зоны.

Индивидуальная деятельность учащихся по актуализации знаний.

Проверка. Самооценка Ледяная зона
  Зона тундры
  Зона лесов
  Зона степей
  Зона пустынь

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

/Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северный районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера./

3. Деятельность учащихся в группах по актуализации знаний.

Чтобы убедиться в этом мы отправляемся в путешествие на далекий Север на импровизированном самолете. Прежде чем отправиться, мы должны распределиться на группы:

1 группа - зоологи, 2 группа - ботаники, 3 группа - географы.

Зоология - наука о животных. Ботаника - наука о растениях. География - изучает поверхность земли, “гео” - земля, “графо” - описываю.

Работаем мы, как обычно, по памятке-плану характеристики природной зоны.

1. Расположение.
2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.д.
3. Почва.
4. Растения.
5. Животные.
6. Условия жизни человека

- Во время путешествия проверим, как каждая из групп знает природную зону, которую мы изучали на прошлом уроке. Итак, в путь - на Север! Приготовиться! Пять...Четыре...Три...Два...Один...Старт! Полетели...

- А скорость-то какая! Все внизу так и мелькает!

- Как вы думаете, что там под нами сейчас, белое-белое? /Океан./

- Но океан же синий. /Смотря какой океан. Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом./

- Почему здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает?

/Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет./

- Итак, что же это за зона? /Ледяная зона/

4. Работа с картой “Природные зоны” по группам.

- Покажите ее на карте и расскажите о её расположении.

Первым слово предоставляется географам. /Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами./

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

5. Организация поиска на проблемный вопрос.

-Какие живые существа могут приспособиться в условиях ледяной зоны?

/К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа./

Группа ботаников покажет на динамической таблице растения, которые приспособились к трудным условиям ледяной зоны. /Группы работают с индивидуальными таблицами “В Арктике”./

Группа ботаников выходит к доске и по очереди учащиеся выполняют задание - выбирают только те растения, которые приспособились к условиям ледяной зоны. /На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где встречаются мхи, полярный мак. Мхи растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней./

- Рассмотрите гербарии и выберите гербарий мха.

- Там, среди льдов, немало интересных животных.

- Зоологи: назовите животных и населите ледяную зону на динамической таблице.

- Группа зоологов работает с динамической таблицей. Весь класс выполняет тест по пройденной теме.

Тестовая проверка.

Вид теста 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Самооценка
т.с. 3 1 2 4             1

/т.с. - тест на усвоение содержания/

Взаимопроверка.

1. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден. 3. Морж
2. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. Имеет обильное пуховое оперение. 1. Кайра
3. Представитель ластоногих, прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. 2. Тюлень.
4. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками. 4. Кит.

А теперь, давайте проследим цепочки питания наших животных.

Составление цепочек питания.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Белые медведи Тюлени Рыбы Рачки Водоросли

- Какая связь между белыми медведями и водорослями? /Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него - ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху - и снова в воду, а зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лед головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя./

- Каких животных больше всего в ледяной зоне? /Птиц/

- Что они образуют? /Птичьи базары/

- Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

Составьте цепь питания птиц.

Птицы Рыбы Рачки Водоросли

Проверка - 1 ученик выставляет таблички на доске,

2 ученик выставляет картинки с изображениями.

/Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду - мелких рачков, рыбок - они добывают в море. Многие птицы - прекрасные пловцы. Например, Чистик. Он лапами подгребает, крыльями помогает./

- Как природа позаботилась о внешности животных? /Животные малозаметны и на фоне белесого неба, и на фоне снежного покрова. Внешность, как-бы маскирующая, затрудняет их обнаружение врагами./

- Но раз в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?

- Как так никто? Сейчас снизимся немного, и вы увидите среди скал несколько маленьких домиков, как вы думаете, кто в них живет? /Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Потому что из Арктики ветры разносят холод далеко вглубь нашей страны. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!

Приближаемся к следующей природной зоне...

- А как вы думаете, когда нам легче будет рассмотреть с воздуха эту природную зону - летом или зимой? /Летом, так как кое-где мы увидим зелень. Зимой, мы даже не заметили бы, где кончается

Северный Ледовитый океан и начинается следующая природная зона.../

6. Рефлексия по актуализации знаний.

7. Физкультминутка.

8. Формирование новых знаний и умений.

Мы продолжаем путешествие... Работа с картой.

- Покажите на карте остров, на котором находятся две природные зоны.

- Назовите его. /Остров Новая Земля/

- Как называется одна из природных зон? /На юге острова находится зона тундры/

Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”. В конце урока вы выскажете своё мнение по поводу этих слов.

- А теперь посмотрите внимательно, где она находится. Находится она южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей. Найдите на карте тундру и покажите её друг другу.

Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.

Самостоятельная индивидуальная работа по закреплению знаний с последующим согласованием в группе. Проверка.

Группа географов

- Где расположена тундра? /На севере России./

- Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./

- Изобразите поверхность тундры зимой, как вы её себе представляете?

/Ответы учащихся: снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров./

- Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура достигает 10-20 градусов тепла.

- Как вы думаете, как это отразится на почве?

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 52 и ответьте на вопрос: Почему в тундре много болот? /Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 20 до 50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот. И еще вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха./

- К концу урока мы с вами должны выстроить модель экологической пирамиды для тундры.

- Что будет в основании? /Почва, болота./

- Чему дает жизнь почва? /Растительности./

Группа ботаников

- Населите тундру динамическими моделями растений.

1 ученик у доски - остальные на индивидуальных картинках “В тундре”.

А сейчас мы поговорим о дереве, которое является символом России. Какое это дерево? /Береза./

- И вот эту красавицу березку, стройную и высокую попробуем поселить в тундре.

Но сначала выполним физминутку.

- Представьте себя березкой. /Дети встали и подняли руки, раскачиваясь, опускают руки/

Видеозапись:...Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце... Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, а на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. /Дети приседают опустив руки./

- Что с нашей березкой? /Да, наша красавица березка не устоит./

- Какая березка стала? /Она стала маленькой и стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках./ Демонстрация гербария карликовой березы, голубики, морошки, лишайников, мха.

- Проверьте, правильно ли вы населили растениями таблицу “В тундре”.

А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?

Группа зоологов

Шерсть животных севера - густая, длинная. Оперение - густое, много пуха. Окрас?

Летом - светло-коричневый под тон растительного покрова. Зимой - светло-серый под цвет снега.

- Населите таблицу “В тундре” динамическими моделями животных, обитающими здесь.

- Как связаны между собой обитатели тундры.

Давайте проследим цепочки питания животных, обитающих в тундре.

Составление цепочек питания.

Ягель Олень Волк

 

Ягода Лемминг - Белая сова Ягода Лемминг Песец

 

Ягода Белая куропатка Белая сова

- К чему приводит нарушение человеком цепей питания?

- Как не допустить этого?

Составим экологическую пирамиду, на которой мы установим зависимость живой природы от неживой.

 

- Пирамида заполнена, стрелками укажите и объясните, как происходит движение веществ в условиях тундры. Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом. Запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись на тундру вездеходы, а так как почва болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Поэтому движение в тундре во многих местах запрещено.

Интересно получается: вездеходы, тракторы калечат тундру, а бесчисленные оленьи стада пасутся и не причиняют ей никакого вреда - ягеля не убывает.

- Почему? Да, природа мудра: олени никогда не выедают ягель до конца - чуть-чуть пощиплют и дальше. Основное занятие местного населения - оленеводство. К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит вред природе.

9. Домашнее задание: подготовить свой проект освоения тундры, который не будет приносить вреда природе, вам жить в 21 веке. Дома прочитать все о тундре и попробовать решить проблемы, которые возникли на уроке.

10. Включение в систему знаний и повторение. Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию.

- А сейчас проверим, как каждая из групп знает природные зоны.

Каждая группа получает лист с тестовым заданием и три минуты на его выполнение.

Индивидуальная работа в группах по комплексному повторению материала с взаимным консультированием.

1 группа - географы. Задание: установи соответствие.

Положение зоны Природная зона Климат
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана Ледяная зона Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокий снег зимой и сильные метели.
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем Зона тундры Лето короткое, холодно. Зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

2 группа - ботаники.

Ледяная зона карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.
Зона тундры мхи, лишайники.

3 группа - зоологи

Животные Природная зона Птицы
Морж, тюлень, кит, белый медведь, касатка. Зона тундры Белая сова, гуси, белая куропатка, утки, лебеди.
Северный олень, песец, лемминг, волк. Ледяная зона Кайра, чайка, гагарка

Взаимопроверка по группам. Выполняем кроссворд.

  1. Чем занимаются люди в морях Арктики?
  2. Огромный морской зверь, который живет в просторах океана, питается маленькими рачками.
  3. Основная пища для северных оленей.
  4. Обитатель тундры.
  5. Ягода, которая растет в тундре.
  6. Хищник, который следует за оленями, охотится на больных животных.
  7. Животное, похожее на тюленя, но крупнее.
  8. Вторая природная зона в России.
  9. Основное занятие местного населения в тундре.
  10. Крупное, хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.
  11. Ластоногие животные, которые питаются в море, а живут на льдинах.

Проверка. Итоги тестирования.

Вывод детей по теме урока. Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

11. Рефлексия деятельности. /Итог урока/ Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что нового, необычного, интересного вы узнали?

-Каким способом? /С помощью научных групп мы провели исследование двух природных зон./

-Где используется ?

-Каковы результаты /класса, мои собственные, самооценка/? Что нужно сделать еще?

Путешествие закончилось. Урок окончен. Всем большое спасибо.

Приложение для детей

Приложение для учителей