Программный подход в системе "Детский сад – школа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Обоснование актуальности проблемы преемственности в системе «детский сад-школа».

Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)

Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

Также определены общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, что определяет решение следующих приоритетных задач:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего периода начального образования); специальная помощь по развитию не сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Вместе с тем, отсутствие утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно препятствует обеспечению преемственности в системе «детский сад - школа». Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. Однако многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка - сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании.

Особенно сложной для современного дошкольного образования является и проблема сохранения единого образовательного пространства. С одной стороны, это продиктовано необходимостью учета целей и содержания дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка. А с другой - потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе дошкольного образовательного учреждения и школы. Проблема заключается в том, что и в теории, и практике в недостаточной мере прослежены основания двусторонней преемственности детского сада и школы. В частности, важно получить ответ не только на вопрос: «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребенка с учетом того опыта, уровня развития и индивидуальных особенностей, которые явились результатом дошкольного детства?»

Таким образом, выявлены противоречия между:

- объективной необходимостью реализации двусторонней преемственности в системе «Детский сад-школа» и недостаточной теоретической разработанностью оснований такой преемственности;

- необходимостью оптимизировать деятельность педагогического коллектива по реализации преемственности и неразработанностью соответствующей программы управления.

Выявленные противоречия обосновывают актуальность проблемы двусторонней преемственности в системе «Детский сад - школа», решением которой педагогический коллективы детского сада №4 г. Норильска и средней общеобразовательной школы №20 г. Норильска занимаются почти пять лет.

Теоретические основы управления деятельностью коллектива по реализации преемственности в системе «Детский сад-школа».

В исследованиях проблем управления, базирующихся на теоретико-методологических основах социального управления (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.И. Свидерский, Э.Г. Юдин), наблюдается становление различных моделей управления, характеризующихся направленностью на личностное развитие субъектов педагогического процесса: рефлексивное управление (Т.М. Давиденко), мотивационное (П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, Л.А. Шипилина), человекоцентрическая концепция – внутришкольный менеджмент (Ю.А. Коноржевский, П.И. третьяков, Т.И. Шамова).

Управление на основе теории и технологии мотивационно-программно-целевого управления (И.К. Шалаев) представляет собой систему действий, включающих три взаимосвязанных этапа: построения дерева целей под планируемый результат; разработка адекватно дереву целей мотивационно-исполняющей программы, в которой определяется конкретная программа решения проблемы и план действия исполнителей; отработка мотивационно-управляющей программы как продукта интеграции традиционного управленческого цикла с социально-психологической стратегией и практикой управления.

Анализ литературы, посвященной моделям управления, приводит к выводу, что в условиях инновационной образовательной практики управление, построенное на основе устаревших механизмов, исчерпавших себя организационных структур, снижает его эффективность, тормозит нововведения.

Решение проблемы преемственности в системе «Детский сад-школа» и управление ею следует искать, на наш взгляд, в реализации программно-целевого подхода, качественно изменяющего не только планирование работы, но и обеспечивающего объединение всех аспектов деятельности в единое управленческое целое.

Сущность программо-целевого подхода состоит в четком определении целей и результатов работы, формировании реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности; концентрации усилий всех участников педагогического процесса в решении проблемы преемственности. Средством реализации программно-целевого подхода к управлению является комплексно-целевая программа, разработанная на пять лет:

 

1 этап – 2004-2005 гг. - выявление условий реализации преемственности;

2 этап – 2005–2006 гг. - организация нововведений по преемственности;

3 этап – 2007-2008 гг. - внедрение нововведений;

4 этап – 2009–2010 гг. - отслеживание результатов преемственности (проведение психолого-педагогического мониторинга как системы).

Такая поэтапная программа разработана.

 

Данная программа включает:

1-й раздел – информационно-аналитическое обеспечение преемственности;

во 2-й раздел входит организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами, детьми и родителями;

3-й раздел – система контроля, регулирования и оценки, предполагающий разработку критериев оценки эффективности программы и контроль за ее реализацией.

Мероприятия по реализации программы разработаны помесячно, а в целом она предполагает трансформацию управления в соуправление, гибкость, подвижность организационных структур управления, сетевой тип взаимодействия ее компонентов.

Нормативно - правовая база программы и использованная литература.

  1. Закон РФ «Об образовании» (1992г.)
  2. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Начальная школа – 2000. №2
  3. Федеральная программа развития образования в России (1996г.)
  4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. – 2000. №4
  5. Менеджмент в управлении школой / Науч. ред. Т.И. Шамова. М.: Магистр, 1992.
  6. Совещание по вопросам преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. – 2000. - №1
  7. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Педагогический поиск, 2001.

 

ПРИМЕР:

Планирование второго раздела программа на 2004-2005 учебный год.

Организационная работа по выполнению программы, в которой предусмотрена организационная работа с педагогическими кадрами, детьми и родителями.

  Мероприятия Время Ответственные
Совместная работа с воспитателями МДОУ №4 и учителями МОУ "СОШ №20" Взаимное посещение Посещение уроков воспитателями МДОУ №4

«Первые дни ребенка в школе»

Сентябрь Воспитатели
Посещение занятий в МДОУ №4 учителями МОУ «СОШ№20» Октябрь Группа «Жарки» Учителя
Круглый стол. Обмен впечатлениями Ноябрь (каникулы) Зам. директора и методист детского сада
>Педагогическая гостиная «Обмен опытом педагогов» Декабрь

МДОУ №4

Воспитатели
Проведение итогов за 1 полугодие «Успешность адаптации выпускников МДОУ №4 в школе» Январь  
Открытое педагогическое объединение учителей начальных классов МОУ «СОШ №20» с приглашением воспитателей МДОУ №4 Февраль Учителя и воспитатели
Взаимное посещение Посещение уроков воспитателями МДОУ №4 Март Воспитатели
Посещение занятий в МДОУ №4 учителями МОУ «СОШ№20» Апрель МДОУ №4
Работа с учениками 1 классов и воспитанникам выпускных групп МДОУ №4 ПДД «Наш друг светофор» Праздник в МДОУ №4 с участием 1 «а» класса Ноябрь (каникулы) Учителя и воспитатели
Соревнование «Веселые старты» группа «Жарки» и 1 классы Январь (каникулы) Учителя и воспитатели
Экскурсия по школе №20 детей МДОУ №4 Март Учителя 4 кл.
Выпускной балл «До свидания детский сад» с приглашением учителей Апрель Воспитатели
Праздник в МДОУ №4 с участием 1 «б» класса «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Май Учителя и воспитатели
Работа с родителями Родительское собрание Март Учителя 4 кл.
Родительский всеобуч.

«Готовим ребенка к школе»

Апрель Учителя 4кл.