Методическое сопровождение в условиях внедрения региональной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики "Наш дом — Южный Урал"

Разделы: Работа с дошкольниками


Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы”, утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Дошкольное образовательное учреждение ставит перед собой цель: формировать у ребенка этническое мировоззрение как выражение национального характера. От этноса ответвляются национальная культура, гражданское образование, социум. Как объясняет словарь, этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный народностью, нацией. Формирование этнического мировоззрения надо начинать с самого маленького возраста, чтобы ребенок с молоком матери впитывал любовь к своему народу, гордость за свою Родину.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В связи с этим от педагога требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

В свою очередь, задача заместителя заведующего по УВР – мобилизовать воспитателей на решение задач, поставленных концепцией дошкольного воспитания перед дошкольным учреждением, привлекать к их решению родителей и общественность. Именно он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми. А комплекс задач данной работы решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д.

Методическая работа с кадрами в современных условиях должна строиться на диагностической основе, дифференцированно, с учетом запросов каждого педагога, что позволит развить творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в исследовательскую деятельность.

В связи с этим актуальным является методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

При этом методическое сопровождение нами понимается как метод взаимодействия методической службы и педагогов детского дошкольного учреждения, направленный на разрешение проблем образовательного процесса, что выражается в определении педагогами методов эффективной деятельности.

Проблему нравственно-патриотического воспитания многие дошкольные учреждения пытаются решить с помощью различных программ (“Наследие”, “Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры”, “Открой себя” и т.д.)

Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу.

МДОУ Д/с № 15 “Семицветик” осуществляет образовательный процесс по программам:

  • Комплексная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста “Детство” (группы № 1, 4, 5, 7, 8)
  • Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой (группы № 2, 3, 6, 9, 10)
  • Парциальная программа нравственно-полового воспитания Пермского государственного педагогического университета, автор Л.Пименова (группы № 1,7,8)
  • Парциальная программа поло-ролевой социализации старших дошкольников “Мальчики и девочки” (группы № 6, 9, 10)

Данные программы предусматривают решение тех или иных задач нравственно-патриотического воспитания. Каждая из них дополняет и не противоречит друг другу. Для повышения нравственно-патриотического воспитания коллективом детского сада № 15 была принята задача на 2004-2005 учебный год внедрить в образовательный процесс региональную программу воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики “Наш дом – Южный Урал”.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий.
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей.
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека.
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Нашим дошкольным учреждением была поставлена цель: обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

Важнейшей задачей при реализации цели является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального “я”, расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости и подвигнул нас к изучению и внедрению программы воспитания и развития детей на идеях народной педагогики “Наш дом – Южный Урал”, разработанной авторами Магнитогорского государственного педагогического университета.

Данная программа раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленной на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях изучения и апробации программы “Наш дом – Южный Урал” представляет собой взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение актуальных для педагога проблем.

Оно осуществляется в процессах:

  • Актуализации и диагностики существа проблемы.
  • Информационного поиска возможного пути решения проблемы.
  • Консультаций на этапе выбора пути, консультирования плана действий и первичной реализации плана.

При проектировании процесса сопровождения, наиболее значимым является учет индивидуальных особенностей стиля деятельности каждого педагога и целесообразность использования разных форм методической работы.

Если представить этапы внедрения программы “Наш дом – Южный Урал” в виде таблицы, то, таким образом, можно проследить механизм сопровождения.

С учетом обозначенных позиций в нашем ДОУ была создана творческая группа, в которую вошли ряд педагогов и специалистов, обладающих достаточно высоким уровнем профессионального мастерства.

Педагогам был предложен следующий механизм сопровождения:

1. Планирование и подготовка. На этом этапе изучили конкретную литературу по данной работе, составили план деятельности на год, а также разработали план работы сформированной творческой группы.
2. Собственно сопровождение. На этом этапе было спланировано и проведено изучение содержания программы воспитателями в рамках научно-практического семинара “Изучаем программу “Наш дом – Южный Урал”. Предметом рассмотрения на занятиях семинара были вопросы:

  • Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
  • Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Использование семейных традиций в социализации дошкольников.
  • Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ.
  • Педагогический аспект просветительной работы с детской аудиторией при постоянно действующей музейной экспозиции “Родной край – Урал”.

Проведен педагогический совет по теме “Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры”. Во второй половине 2004-2005 учебного года запланирован день ДРК по проблеме воспитания и развития детей на идеях народной педагогики. В группах пройдут родительские собрания на тему “Семейные традиции и досуг в семье”. В течение всего учебного года организуются и проводятся традиционные праздники, развлечения, ярмарки, акции совместно с родителями и жителями микрорайона, выставки детского творчества, созданы условия для самообразования педагогов и родителей. В конце года планируется организация и проведение такого мероприятия, как Фестиваль народного творчества.

Формы проведения данных мероприятий предполагают активное включение педагогов в процесс осмысления информации, демонстрации взаимодействия с детьми, проведения мастер-классов, созданию постоянно действующей музейной экспозиции в дошкольном учреждении.

3. Использование результатов работы. На этом этапе предполагается использование таких форм работы, как методическое объединение воспитателей (МО), педагогические чтения, проведение педсовета, открытых просмотров. Педагоги, углубленно работающие по той или иной теме, оформляют результаты своего труда в творческих отчетах, в описании опыта работы.
4. Мероприятия поддержки. На этом этапе становится возможной реализация авторского потенциала педагогов, выстраивание совместных проектов деятельности между специалистами ДОУ, сотрудничество с центральной детской городской библиотекой. Деятельность на этом этапе может строиться в направлении организации взаимодействия между ДОУ и кафедрами педагогического университета, а также на тесном взаимодействии с семьей.
5. Итоговый анализ. На этом этапе проводится диагностика, в ходе которой определяется эффективность деятельности по программе.

В ходе методического сопровождения нами используется ряд форм:

  • Создание единой системы самодиагностики,
  • Проведение научно-методического консультирования,
  • Проведение проблемных семинаров,
  • Организация творческой группы и т.д.

Наряду с этим, диагностика позволила выделить ряд проблем и противоречий в обеспечении методического сопровождения в условиях реализации программы:

1. Необходимость обеспечения личностно-ориентированного сопровождения с учетом индивидуального стиля деятельности педагога, учет кадрового потенциала.
2. Недостаточность развития аналитических механизмов профессиональной деятельности педагога.
3. Затрудненность выбора и использования технологического инструментария в практической деятельности.

Таким образом, в ходе осуществления методического сопровождения образовательного процесса ДОУ можно сделать следующие выводы:

1. Методическая служба ДОУ является значимым компонентом образовательной системы, если ее деятельность сосредоточена на обеспечении процессов развития и саморазвития педагогов.
2. Процесс внедрения программы “Наш дом – Южный Урал” носит циклический, целенаправленный и преимущественно управляемый характер и нуждается в научно-методическом сопровождении.
3. Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работниками ДОУ целей.

Таблица 1

Таблица 2