Открытый урок "Литературное слушание в 1-м классе" (Начальная школа XXI века)

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • расширять круг чтения первоклассников;
  • выделять особенности народной сказки;
  • сравнивать сказки по темам;
  • учить правильно называть произведение;
  • учить определять тему и жанр прослушанного произведения.

Учебные умения:

  • называть 3-4 народные сказки;
  • выделять признаки (особенности) сказки;
  • правильно называть сказку, выразить своё отношение к сказке и к героям сказки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Физминутка (психонастрой — проводит ребенок).

Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай большак, вставай указка,
Вставай соседка, вставай сиротка,
И крошка-матрёшка.
Привет ладошка!

(Если это открытый урок – дети здороваются с гостями: Здравствуйте!)

3. Речевая разминка (у всех детей лежат на столе отпечатанные тексты):

1 ряд: Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

2 ряд: За-за-за – уходи домой, коза.
Ло-ло-ло – на улице тепло

3 ряд: Ща-ща-ща- мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

Определите жанр данного произведения (чистоговорки).

Какие жанры произведений вы ещё знаете (дети называют жанры произведений).

4. Работа с жанрами произведений.

Какой жанр обозначается данной фигурой (показываю и т.д., дети отвечают).

Узнай жанр произведения по отрывку, прочитанному учителем (дети по командам показывают условные обозначения, называют фамилию автора и заголовок произведения).

Учитель.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,

(Дети показывают , стих о Родине, автор С.Дрожжин “Привет”).

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. (Русский лес — И.Соколов-Микитов, рассказ ).

Утром родился в поле родничок. Летит пчелка и говорит родничку: — Родничок, ты откуда взялся? (“Родничок” В.Белов – сказка    ).

Учитель. Молодцы!

5. Знакомство с героями произведения.

Чтобы познакомиться с героями нашего произведения необходимо отдать загадки, ребус:

1 ряд: Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. (Петух).

2 ряд:  Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Все вместе — лиса).

3 ряд: – КТО
1 3 2 (КОТ).

6. Работа со сказкой “Кот, петух и лиса”: слушание, беседа.

(Во время слушания запомнить, кто сможет, незнакомые слова).

Определите жанр данного произведения.

Дети. Сказка.

Учитель. Докажите! Перечислите отличительные признаки сказки.

Дети. Добро побеждает зло, наличие своих сказочных героев, одинаковое начало и т.д.

Учитель. Подумайте, какой бы вы подобрали заголовок к этой сказке? (Выслушиваются ответы детей).

Учитель сообщает заголовок, дети сравнивают.

Учитель. Как вы думаете, кто написал эту сказку о животных (выслушиваются ответы детей, если дети не могут ответить – учитель сообщает, что это русская народная сказка). Назовите героев сказки. Кто из героев вам понравился? Почему?

Игра “истинно – ложно” (определите характер лисы, даю несколько высказываний, определить, какое из них истинно – какое ложно).

Лиса:
умная, спокойная;
хитрая, голодная;
доброжелательная.

7. Лексическая работа

Дети называют слова и пытаются объяснить.

  • Гусли – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
  • Гусляр – народный певец, играющий на гуслях.
  • Хоромы – в старину на Руси так называли большой жилой дом.

8. Пантомима – “Кто это?”

(Дети изображают походку лисы, кота, петуха).

9. Моделирование обложки (самостоятельно).

Самопроверка (на доске модели сказок, подбери к данной сказке и докажи).

 

Ответ покажи на пальцах.

10. Физминутка (проводит ребенок).

Раз, два – острова,
Три, четыре – мы приплыли.
Пять, шесть – ходим здесь.
Семь, восемь – сколько сосен.
Девять, десять – мы в пути.
Досчитай до десяти.

Учитель. Из 10 вычтите 8. Сколько получим? Покажите ответ на пальцах и столько раз прочтите задание №1 в тетради.

11. Работа в тетради.

Кто не умеет читать – подчеркивает буквы и слоги.

12. Индивидуальная работа со слабыми детьми.

  • Настольная магнитная доска – выложи слова кот, лиса или буквы;
  • Игра “Четвёртый лишний”: даются иллюстрации кота, медведя, лисы, петуха. Убери лишнее. Докажи!

13. Творческая работа.

  • Понравилось ли вам поведение кота?
  • Какой он (смелый и т.д.)?
  • Составим о нем двустишие (вспоминаем признаки стихов, подбираем рифму кот — поет).

Учитель. Какая это рифма?

Дети. Парная.

Учитель. Составляем:

Веселый смелый кот
Громко песенки поет.

Учитель. Прочитайте еще раз конец сказки (как кот спас петуха), подберите к нему пословицу.

Дети перечисляют пословицы.

  • Ленивцу всегда праздник (1).
  • Труд человека кормит, а лень портит (2).
  • Другу в беде помогай,
    Из беды выручай (3).

Выбирают третью пословицу, доказывают.

14. Итог урока.

С каким произведением познакомились? Кто написал? А где живем мы с вами?

(В России, мы тоже относимся к русскому народу, значит, тоже можем сочинить сказку русскую народную или изменить конец. Идет творческая работа, дети сочиняют свой конец сказки).

Итак, кто главные герои сказки? А сейчас каждый из вас раскрасит героев сказки (каждому ребенку раздается трафарет сказочного героя). Понравилась вам сказка? Кто написал?

Учитель. Давайте все вместе прочтем благодарность (запись на доске).

СПАСИБО ТЕБЕ, РУССКИЙ НАРОД,
ЗА ЧУДЕСНУЮ СКАЗКУ!!!

Учитель. И вам ребята спасибо за урок. А свои рисунки подарите нашим гостям.