Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить со свойством умножения числа на произведение.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Способствовать развитию математической речи, внимания, познавательного интереса к предмету.
  • Расширять представления детей о здоровом образе жизни, занятиях спортом.

Оборудование: карточки со словами стайер и здоровье, алгоритм с блок-схемой к игре “Найди ключ к разгадке”, перфокарты для индивидуальной работы по рядам, памятка “Умножение числа на произведение”, карточки для самостоятельной работы, сигнальные значки с настроением, доп. литература Г. Остер Задачник.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало.

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

У. Как вы понимаете выражение “ломать голову”?

У. Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

1) В соревнованиях участвовало 16 семей, в каждой папа, мама и трое детей. Сколько человек участвовало в соревнованиях?

2) Стайер - спортсмен, состязающийся в беге на длинные дистанции, на тренировке пробежал 2 км, что составило 1/5 от намеченной дистанции. Какова длина дистанции, которую нужно преодолеть стайеру на тренировке?

3) В спортивной школе 72 мяча. У двух волейбольных команд по 19 мячей, остальные у баскетболистов. Сколько мячей у баскетболистов?

4) В лыжных гонках выступили 15 второклассников, а третьеклассников – в 3 раза больше. Сколько всего учащихся приняли участие в лыжных гонках?

5) Пара конькобежцев пробежала по стадиону 10 кругов. Сколько кругов пробежал каждый?

6) Четверо играли в домино по 20 минут. Сколько минут играл каждый?

Игра “Найди ключ к разгадке”.

У. Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке убывания.

Рисунок 1

 

а 10 20 30 40 5 15 25 35
х                
  Ь Р О З Е О В Д
                 

Д. Здоровье.

У. Как вы понимаете значение этого слова? Что такое здоровый образ жизни? Что нужно делать для того, чтобы всегда быть здоровым?

Индивидуальное задание (по рядам на перфокартах)

У. Найдите значение выражений:

1 ряд: 5 • (4 • 2) = ...
2 ряд: (5 • 4) • 2 = ...
3 ряд: (5 • 2) • 4 = ...

У. А теперь по одному представителю от каждого ряда запишут свое выражение и его значение на доске. Что интересного вы заметили?

Д. Записи разные, а значения выражений, числа и действия одинаковые.

III. Постановка темы урока.

У. Какова же будет тема урока? Какой вопрос будем исследовать?

Д. Будем выяснять, как умножить число на произведение.

IV. Открытие нового.

1. Различные способы умножения числа на произведение.

На доске выполнены записи:

20 • (4 • 2) = 20 •8 =
20 • (4 • 2) = (20 • 4) • 2 = 80 • 2 =
20 • (4 • 2) = (20 • 2) • 4 = 40 • 4 =

У. Прочитайте выражение в первой строке, объясните, как находили его значение, и вычислите значение.

Д. Надо умножить 20 на произведение чисел 4 и 2. Сначала вычислили произведение чисел 4 и 2, получили 8. Умножили 20 на 8, получили значение выражения – 80.

У. Объясните, как по-другому умножили число 20 на произведение чисел 4 и 2, и скажите, можно ли так умножить 20 на произведение чисел 4 и 2.

Д. Умножили первый множитель на 4, результат 80 умножили на второй множитель, на 2,получили значение выражения - 80. Получилось столько же, сколько при умножении числа 20 на 8, значит, можно и так умножить 20 на произведение чисел 4 и 2.

У. По третьей строке объясните еще один способ умножения числа на произведение.

2. У. Объясните разные способы умножения числа на произведение.

7 • (2 • 5) = 7 • 10 =
7 • (2• 5) = (7 • 2) • 5 =
7 • (2 • 5) = (7 •5) • 2 =
ССС 4 • (5 • 3) = 4 • 15 =
4 • (5 • 3) = (4 • 5) • 3 =
4 • (5 • 3) = (4 • 3) •5 =

3. У. Поработайте в парах и сформулируйте три способа умножения числа на произведение:

  1. можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
  2. можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
  3. можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.

V. Физкультминутка.

У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

VI. Первичное закрепление.

У. Вычислите результат удобным способом. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

12 • (5 • 7)ССС
9 • (4 • 25)
35 • (2 • 7)ССС
11• (10 • 30)
29 • (2 • 5)ССС
15 • (4 • 9)
17 • (4 • 10)ССС
10 • (29 • 2)

VII. Повторение ранее изученного.

1. Решение задачи.

Гимнаст, готовясь к соревнованиям, в среднем отрабатывает по15 упражнений ежедневно. Сколько упражнений выполнят 10 спортсменов за 7 дней?

Составьте план решения и решите задачу разными способами.

1 гимнаст – 15 упражнений в день.
10 гимнастов - ? упражнений за 7 дней.

2. Занимательные задачи. Дополнительный материал.

1. 2а класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2б класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унес домой?
2. В аптечке было 27 разных лекарств. 2 мальчика открыли аптечку и стали эти лекарства пробовать. Один мальчик попробовал 5 лекарств и молча упал на пол. Второй попробовал 3 лекарства и с громким криком убежал. Сколько лекарств осталось непопробованными?
3. Сколько кусков сахара растворяются в папином чае, если сам папа бросил туда 3 куска, а Маша, как только папа зазевался, положила еще 12 кусков?

VIII. Подведение итогов урока.

У. Какие новые знания сегодня получили? Какой инструмент позволил вам ответить на поставленный вопрос? В чем вы видите применение полученного знания? У кого из вас вызывает затруднение выполнение операции умножения числа на произведение? Сможете дома сами составить такие выражения? Покажите сигнальными карточками, какое теперь у вас настроение.

IX. Домашнее задание.

Составить выражение: число умножить на произведение двух чисел. Найти значение этого произведения разными способами.