Коллективная работа "Новогодний хоровод"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи: Оформление школьного праздника, содействие воспитанию у детей интереса к совместной деятельности и к результатам коллективного творчества, любви к русскому народному искусству, развитию фантазии и графических навыков в изображении элементов геометрического орнамента праздничного костюма сказочных животных-героев русских народных сказок, создание новогоднего настроения.

Материал к уроку: празднично оформленная доска с новогодней ёлочкой — коллективной работой прошлого года, орнаменты в круге, выставка изделий и фото русской народной игрушки и русской народной вышивки, фотоальбом “Народные промыслы России”, таблица “Контрастная цветовая гамма”, шаблоны сказочных зверей, детские книги с иллюстрациями известных художников-сказочников.

Детям: альбом, простой карандаш, фломастеры.

План первого урока:

  1. Совместное обсуждение оформления школьного праздника.
  2. Рассматриваем фотовыставку “Русская народная игрушка” и изделия народных промыслов России
  3. Вспоминаем приёмы и последовательность орнаментирования в технике фломастера.
  4. Показ варианта составления орнамента для украшения костюма сказочного зверя.
  5. Самостоятельная работа детей над орнаментированием народной одежды.

На втором уроке:

  1. Завершение работы над рисунком и вырезание фигурки сказочного зверя.
  2. Из индивидуально выполненных изображений составляем композицию “ Новогодний хоровод”.

Ход урока:

Приближается самый радостный и весёлый, самый сказочный праздник — Новый Год. Мы с вами выполнили коллективную работу “Новогодняя елочка” (показ на доске). А если на наш праздник пригласить необычных зверей – героев русских народных сказок?

(Дети дружно называют хорошо знакомых сказочных животных: лисичка-сесричка, медведь-лежебока, коза-дереза).

Как и наши известные художники-сказочники — Т. Маврина, Ю. Васнецов, Е. Рачев (показ на доске) — мы можем использовать прием одевания животных для большей выразительности их образа. Вместе с детьми рассматриваем выставку народного творчества и называем хорошо известные игрушечные промыслы России – Дымково, Филимоново, Каргополь. Показываю фото владимирской вышивки. Обращаю внимание детей на орнаменты в круге (показ на доске), которые украшают новогодние игрушки, и мы вместе вспоминаем последовательность выполнения такого орнамента на поверхности шарика, колокольчика, звезды.

Делаем вывод: украшать можно любые формы. Показываю на доске варианты украшения народного костюма — сарафана, шубки, рубашки, головного убора — с использованием геометрических элементов (кругов, треугольников, ромбов) и различных линий (прямых, ломанных, волнистых):

  1. весь подготовительный рисунок для графической работы выполняется карандашом; линия должна быть лёгкой, замкнутой; из нескольких неверных линий оставляется одна правильная, остальные стираются резинкой.
  2. выбираем два фломастера разного цвета, которыми будем орнаментировать костюм;
  3. можно взять разные оттенки выбранного цвета; самым тёмным обводим весь карандашный рисунок и, следя за равновесием цвета, украшаем орнаментом праздничные наряды.

Предлагаю детям воспользоваться шаблонами или самим нарисовать фигурки сказочных животных: лису, волка, козу, кота, зайца. Сначала в карандаше, а затем фломастером дети составляют орнаментальное украшение народного костюма по мотивам декора народной игрушки и русской вышивки. Не забываем о главных участниках новогоднего праздника. В холодной цветовой гамме орнаментируем костюм Снегурочки. Используя разные оттенки красного цвета, составляем узор для шубы деда Мороза.

Детям очень понравилось украшать орнаментом наряды сказочных животных. И те, кто завершил работу первым, по желанию, украшают одежду Деда Мороза и Снегурочки.

Фигурки животных в ярких костюмах нарисованы крупно на альбомном листе, вырезаем их и размещаем вокруг новогодних елочек.

Как и в прошлом году, выставка-конкурс коллективных работ классов “Новогодний хоровод” вызвала большой интерес не только самих детей, но и гостей праздника.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

28.01.2005