Проблемный рефлексивно ориентированный анализ итогов учебно-методической работы

Разделы: Администрирование школы


Цели анализа:

  • выявить степень реализации поставленных перед коллективом задач;
  • осуществить рефлексию проблемных моментов в деятельности начальной школы и ее сильных сторон;
  • построить “зону ближайшего развития” педагогического коллектива.

Предмет анализа: учебная и методическая работа коллектива учителей начальных классов.

Целевая ориентация педагогического коллектива: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления – модернизации образования в направлении повышения качества и роста его эффективности.

Предполагаемый результат: повышение эффективности и качества учебно-методической работы.

Методическая тема: “Реализация познавательных способностей учащихся через использование современных педагогических технологий”.

Поставленные задачи:

на ученика на учителя
1. Создать условия, в которых учащиеся могут максимально проявить себя, повысить мотивацию к познавательному процессу. 1. Сорганизовать работу проблемных групп для достижения поставленной цели.
2. Развивать воспитательный потенциал семьи путем педагогического просвещения родителей. 2. Глубоко изучить и осознать особенности обучения по предметам гуманитарного цикла, творчески применять изученное при подготовке и проведении уроков.
3. Сохранить и укрепить здоровье учащихся средствами образовательного процесса. 3. Развивать стремление к творчеству и повышению квалификационного разряда на основе обмена опытом, самообразования и курсовой переподготовки.

Структура анализа:

А. Управленческий аспект
Б. Методический потенциал
В. Организация воспитательного процесса
Г. Здоровьесберегающая среда
Д. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

В данной статье мы сможем рассмотреть лишь, как решались на практике задачи, поставленные педагогическим коллективом в связи с методической темой с точки зрения:

А. Управленческого аспекта
Б. Методического потенциала

А. Управленческий аспект

Цель: организация целенаправленной и эффективной работы педагогов 1 ступени образования.

Задачи:

  • Обеспечить учителя объективной информацией о степени обученности учащихся.
  • Разработать меры для реализации комплексного подхода в развитии познавательных способностей учащихся.
  • Организовать контроль над эффективностью образовательного процесса.

Для достижения главной цели - повышения качества содержания образования - были созданы следующие условия:

1. Достаточное кадровое обеспечение

Образовательный процесс в начальной школе осуществляют:

17 учителей начальных классов 1 логопед-дефектолог
6 учителей-предметников 1 практический психолог
2 воспитателя 1 организатор воспитательной работы

Среди учителей начальной школы:

  • По стажу работы от 10 лет и выше – 20 человек.
  • Средний возраст педагогов – 38 лет.
  • Категории имеют 91,3% учителей.

Несомненно, кадровый состав педагогического коллектива играет положительную роль в сохранении контингента учащихся.

Выводы:

  • в начальной школе имеется сложившийся коллектив опытных педагогов, способных успешно реализовать поставленные задачи;
  • сохраняются стабильные показатели численности детского населения, что говорит о конкурентоспособности школы.

2. Составлен учебный план, позволяющий обеспечить развитие познавательных процессов и мотивационно-потребностной сферы личности.

Сохранены концептуальные основы учебного плана:

  • Идея непрерывности и преемственности образования.
  • Учет психолого-педагогической специфики данной ступени.
  • Динамика личностного и познавательного развития ученика (увеличение возможностей выбора от класса к классу).
  • Уровневая дифференциация и индивидуализация.
  • Обеспечение целостности образа мира через реализацию синтезированных курсов.
  • Гуманитарная ориентированность.
  • Реализация воспитывающего потенциала.

Таким образом, учебный план создавал возможность реализовывать повышенное качество образования по отдельным образовательным областям и был направлен на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Для реализации комплексного подхода в развитии познавательных способностей учащихся в вариативную часть учебного плана были введены 11 видов факультативных курсов различной направленности и целевой установки, что составляет 18% от общего количества часов в учебном плане, охват учащихся составил 67%. Необходимо при этом отметить, что количество часов по выбору сократилось в 2 раза, количество часов вариативной части на 54 часа.

Проблемы:

  • Социальный заказ родителей и учащихся на свободный выбор групповых занятий выполнен не в полной мере, т.к. произошло сокращение часов учебного плана при его согласовании.
  • Из учебного плана исключены часы индивидуальных занятий, что представлялось нами как попытка оптимального уклада жизни ребенка в школе.
  • Возросла наполняемость групп, что затрудняло реализацию индивидуального подхода.

3. Создана структура школьной методической службы педагогов 1 ступени образования:

Вывод: в начальной школе существует система взаимодействия педагогов, используются методы делегирования обязанностей, взаимоконтроля и самоконтроля.

4. Обновление содержания образования путем введения в учебный процесс новых педагогических технологий.

Выводы:

  • начальное образование реализуется по модели 1-4 и четырем образовательным программам:
    1. УМК “Школа России”
    2. Система Занкова Л.В.
    3. ОП “Школа 2100”.
    4. УМК “Гармония” (апробируется).
  • преодолена опасность потери качества образования в результате стихийной вариативности при отсутствии государственного стандарта;
  • обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых;

5. Разнообразие форм и оперативность ВШК как одно из условий эффективной работы.

Организация и управление интеллектуальным сотрудничеством участников образовательного процесса осуществляется на основе системного подхода. Ведется текущий анализ (мониторинг) качества и результатов образования.

На основании информационно-аналитических диаграмм можно сделать следующие выводы:

1. Качество знаний учащихся в последние три года имеет тенденцию роста.
2. Обученность и качество знаний учащихся достигли среднестатистических результатов по городу (98,5%/53,7%).
3. В течение 2003/2004 учебного года показатели обученности и качества знаний стабильны, что говорит об овладении учителями методами прогнозирования учебных возможностей учащихся.

4. Отмечается небольшое (5%-6%) падение успеваемости учащихся от класса к классу, что считается допустимым значением, обусловленным рядом объективных обстоятельств.
5. Лучших показателей в работе достигли:

2а – 78% (учитель Емельяненко М.В., ОП “Школа 2000…-2100”)
2б – 65% (учитель Пензова Т.В., ОП “Школа 2000…-2100”)
2в -63% (учитель Богданова Л.М., ОП “Школа 2000…-2100”)
3в – 63% (учитель Черепанова Е.Н., СРО Занкова Л.В.)
3б – 62% (учитель Тюленева Н.В., ОП “Школа 2000…-2100”)
4а – 61% (учитель Бартенева З.Г., ОП “Школа 2000…-2100”)
3а – 59% (учитель Лепехина Л.В., СРО Занкова Л.В.)

Получению положительной динамики способствовали следующие факторы:

  • переход на 4-х летнее обучение;
  • вариативное образование;
  • уровневневая дифференциация;
  • использование технологии проблемного обучения;
  • актуализация вопроса оценочной деятельности учителя.

Проблемы:

  • Отмечается резкое снижение результатов обучения учащихся 3г класса (на 16%) – 43% (учитель Сороковикова О.А., традиционная система обучения).
  • Самые низкие результаты качества знаний по начальным классам у учащихся 2г класса – 37% (учитель Гулевич И.С., традиционная система обучения).

Рекомендации: индивидуальная методическая помощь, персональный контроль.

6. Наблюдается положительная динамика качества знаний учащихся по учебным предметам, причем все показатели впервые выше среднестатистических по общеобразовательным школам города.

Проблемы:

  • Следует заметить, что результаты в выпускных классах ниже среднегородских показателей на 1,4%.
  • По-прежнему наибольшие трудности возникают у школьников при овладении русским языком и математикой.

Результаты данной диаграммы убеждают нас в том, что использование технологии внешней дифференциации и удовлетворение родительского спроса на вариативные программы положительно влияют на учебный процесс.

Вывод: в школе создана комфортная образовательная среда.

Рекомендации:

  • Администрации ОУ вынести благодарность педагогическому коллективу начальных классов за плодотворный труд и в дальнейшем стимулировать положительные результаты труда.
  • Продолжить традицию стабилизации показателей успеваемости учащихся.

Ежегодно учащиеся начальной школы принимают участие в предметных муниципальных олимпиадах. Для подготовки к интеллектуальным соревнованиям для учащихся созданы ТОППы (творческие объединения по предметам). Предварительное тестирование учащихся на выявление их склонностей к тем или иным областям знаний, анализ и обобщение результатов школьных олимпиад помогают правильно определить группы для работы с детьми продвинутого уровня.

Результаты работы учителей подтверждаются призовыми местами, завоеванными нашими детьми на муниципальных соревнованиях:

Главные достижения 2003/2004 уч. года:

Математика – 2-е командное место (учитель Бартенева З.Г.)
Интеллектуальный марафон – 3-е командное место (учитель Литау С.В.)
Русский язык – 1-е командное место (учитель Данченкова Л.А.)
Природоведение – 4-е командное место (учитель Петрушина Л.В.)

В 2003/2004 учебном году учащиеся смогли впервые принять участие во всероссийском конкурсе “Русский медвежонок”. Победителем школьного и регионального тура конкурса стал Козлов Александр.

Вывод: работа с мотивированными на учебную деятельность и одаренными детьми осуществляется целенаправленно.

Рекомендации:

  • Использовать возможности школьного тура олимпиад, начиная с 1 класса.
  • Расширить круг учебных предметов для проведения школьной олимпиады (технология, история, география, английский язык, ОБЖ)
  • Разработать план проведения интеллектуального школьного марафона.

6. Работа по организации УВП для решения задач начальной школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

Диагностика особенностей ученического и учительского коллектива была продолжена по направлениям:

  • динамика уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • динамика развития познавательных способностей учащихся и их познавательной активности.

По данным диагностики отмечается стабильный рост показателей профессиональной деятельности педагогов по позициям:

  • владение содержанием учебных программ;
  • знание методик и методов работы.

Продолжена положительная динамика по позициям:

  • знания в области педагогических технологий;
  • прогнозирование развития учащихся;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

В 2003/2004 учебном году посещено 78 уроков. При этом отмечается:

  • владение педагогами организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями их образовательных программ (86%)
  • умение создать на уроке атмосферу творчества (91%)
  • владение программным материалом (100%)
  • использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами (82%)
  • умение создать комфортный климат на уроке (91%)

Вместе с тем, отмечаются и определенные недостатки:

  • в формировании ОУУН.
  • в организации самостоятельной работы различных категорий учащихся.

Прослеживается также следующая тенденция в работе учителей:

  • 31,5% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
  • у 86% учителей домашние задания не носят дифференцированный характер;
  • не используются в полном объеме наглядные средства обучения;
  • валеологическое сопровождение урока носит формальный характер.

Рекомендации:

  • При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем.
  • Руководителю МО использовать в работе диагностические карты профессионального мастерства учителя.
  • Собрать данные по динамике развития познавательных способностей учащихся и их познавательной активности по классам.

Б. Методический потенциал

Цель: поиск новых эффективных педагогических технологий реализации познавательных способностей учащихся.

Задачи:

  • Сорганизовать работу проблемных групп для достижения поставленной цели.
  • Глубоко изучить и осознать особенности обучения по предметам гуманитарного цикла, грамотно применять изученное при подготовке и проведении уроков.
  • Развивать стремление к творчеству и повышению квалификационного разряда.

В связи с поставленными целями и задачами, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности.
  • Работа проблемных групп над созданием новых дидактических материалов, методических разработок школьных проектов и программ.
  • Изучение концептуальных позиций 4-х образовательных программ в системе муниципальной методической службы.

В 2003/2004 учебном году окончили различные курсы повышения квалификации 12 учителей (50 % от общего числа), что на 6 человек больше запланированного. Для сравнения в 2002/2003 учебном году 7 человек.

Рекомендация: направить для прохождения курсовой переподготовки учителей Лагорову М.Г., Данченкову Л.А.,Якимову В.П.

Учителя, обученные обновленному программному содержанию и современным методикам преподавания, активно взялись за применение полученных теоретических знаний в своей практической деятельности.

Было дано 10 открытых уроков, показавших владение учителями начальных классов современными методиками и технологиями обучения, такими как:

  • Нетрадиционные формы уроков.
  • Уровневая дифференциация.
  • Деятельностный подход.
  • Работа с алгоритмами.
  • Активизация познавательных способностей

На высоком уровне дано – 5 уроков;
на достаточно высоком – 3 урока;
на среднем уровне дано – 2 урока.

Хочется обратить внимание на учителей, находящихся в творческом поиске:

  • Каунова О.Н. – проблемно-поисковые уроки;
  • Колчанова И. В. – освоение деятельностного метода обучения;
  • Пензова Т.В. – уроки, развивающие творческое воображение;
  • Литау С.В. –уроки с элементами игровой технологии и занимательности.

При определении уровня профессиональной компетенции учителей начальной школы видно, что 89% – это учителя, свободно владеющие содержанием программы, методикой преподавания и осваивающие современные технологии, используют их в работе. Это подтверждается данными диаграмм.

Для решения задач в 2003/2004 учебном году спланировано и проведено 3 заседания методического объединения, на которых рассматривались следующие вопросы:

  1. Особенности обучения грамоте в технологии развивающего обучения.
  2. Технология работы с текстом на уроках литературного чтения
  3. Дидактические возможности учебников русского языка. Сравнительный анализ 4-х образовательных программ.

На заседаниях глубоко и подробно рассматривалась структура урока проблемного обучения, использовались активные формы работы: “круглый стол”, групповая работа, деловая игра.

В течение учебного года в начальной школе работало 7 проблемных групп и 4 творческие группы:

      Проблемные группы Творческие группы
      1. “Здоровье” 1. ММО ОС “Школа 2000…– 2100”
      2. “Интеллект” 2. ММО СРО Занкова Л.В.
      3. “Семья” 3. ММО ОП “Гармония”
      4. “Россиянин” 4. “Мастер-класс”
      5. “Преемственность”
      6. “Приготовишка”
      7. “Диагностика”

Все проблемные группы продолжали работу по созданию комплексной образовательной программы начальной школы. Задача этого года – сбор практических материалов для эффективной и качественной работы по реализации основных направлений программы.

Главные достижения:

  1. “Семья” – составлены и проведены лекции для родителей учащихся 1-4 классов по актуальным вопросам воспитания; разработан и проведен День открытых дверей для родителей.
  2. “Интеллект” – собраны задания для работы с одаренными детьми по предметам, классам, разделам программы;
  3. “Здоровье” – собраны материалы для валеологического сопровождения урока.
  4. “Диагностика” – собран пакет документов для психологического сопровождения учебного процесса; начата работа по разработке индивидуальной карты развития ребенка, документов для безотметочного обучения учащихся.
  5. “Приготовишка” – составлена и апробирована школьная образовательная программа по подготовке дошкольников к школе.
  6. “Преемственность” – разработаны материалы для КОК в выпускных классах, материалы для проведения педагогического консилиума (переход в 5 класс).
  7. “Россиянин” – составлен тематический план по гражданскому воспитанию учащихся 1-4 классов, собраны сценарии праздников, бесед, классных часов.

Проблемы и рекомендации:

  1. Тяжело идет процесс педагогического просвещения родителей в форме лекций, необходимо использовать активные формы работы.
  2. Пакет документов для психологического сопровождения учебного процесса при отъезде психолога утерян; работу нужно начинать с нуля.
  3. Создать проблемную группу для разработки программы “Мониторинг”.
  4. Несмотря на положительные отзывы родителей и эффективность программы “Приготовишка”, материалы не нашли должного внимания у руководителей Управления образования; необходимо попытаться опубликовать разработки в профильных газетах и журналах.
  5. Программа “Преемственность” не работает на уровне школы; не проведено совещание по адаптации учащихся в 5 классе; кроме этого, необходимо активнее выходить с планами в дошкольные учреждения.
  6. “Здоровье” – программа по-прежнему не дает мониторинговых исследований показателей здоровья учащихся; необходимо уделять больше внимания оздоровительной работе с педагогами.
  7. Провести “круглый стол” с защитой работы проблемных групп и демонстрацией материалов с целью их дальнейшего широкого использования педагогами школы.
  8. Утвердить программы на МО учителей начальных классов.

Вывод: работа проблемных групп достаточно продуктивна; все вместе мы делаем большое и нужное дело и добиваемся хороших результатов (см. диаграммы).

Инновационная деятельность учителей в этом учебном году выходила за рамки школы:

  • Руководство “Мастер-классом №2” – Емельяненко М.В.
  • Руководство ММО “Пеликан” – Каунова О.Н.
  • Проведение “Мастер-класса” – ПензоваТ.В.
  • Проведение муниципальной олимпиады по русскому языку.

С 2001 года школа стала базовой площадкой для методической учебы учителей города, осваивающих образовательную программу “Школа 2000…– 2100”.

По рейтингу среди муниципальных методических объединений творческая группа учителей начальной школы занимает ведущее место. Заседания посещают около 50 человек – это педагоги из 26 школ города.

В феврале 2004 года в школе были организованы выездные авторские курсы И.Г. Липатниковой (г. Москва) по проблеме “Реализация дидактической системы деятельностного метода”.

Опыт работы начальной школы обобщался:

  • по безотметочному обучению в 1 классе (на семинаре заместителей директоров 1 ступени образования) – Емельяненко М.В.
  • по работе с одаренными детьми и детьми, мотивированными на учебу (на заседании ММО СРО Занкова Л.В.) – Черепанова Е.Н.
  • по практическому освоению программы “Технология” – Якимова В.П.

Результатом роста профессионального мастерства является участие учителя начальных классов Ерохиной А.А. в конкурсе “Учитель года”. Молодой учитель смог одержать победу в школьном туре конкурса и пройти два тура городского конкурса.

В этом году началась работа над созданием сайта начальной школы, презентация первых наработок успешно прошла на заседании школьного методического совета.

Результативная работа отдельных учителей отмечена грамотами:

  1. Каунова О.Н. – за методическую активность
  2. Фасенко Г.К. – за методическую активность
  3. ПензоваТ.В. – за удачный дебют при проведении “Мастер-класса”
  4. Бартенева З.Г. – за многолетний и добросовестный труд, высокие результаты работы.

Выводы:

1. Очевидна закономерная связь между повышением квалификации учителей и ростом их профессионального мастерства.
2. Поставленные задачи выполнены, чему способствовали:

  • Спланированная деятельность руководителя МО Пензовой Т.В.
  • Готовность учителей довести работу над школьной комплексной целевой программой до конечного результата.
  • Рост числа учителей, выступающих с методическими материалами в рамках работы муниципальной методической службы.

Проблема: не сформированы умения учителей теоретически обосновать изучаемые и внедряемые ими новшества, инновации.

Предложения:

  • Доведение методических материалов учителей до методических разработок, которые можно публиковать в профильных журналах, газетах.
  • Формирование устойчивых потребностей учителей в изучении теоретической литературы.

Следующие структурные блоки:

В. Организация воспитательного процесса,
Г. Здоровьесберегающая среда,
Д. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

в данной статье раскрыть невозможно из-за ограничений объема материала, присланного на конкурс.

Таким образом, показателями успешной работы педагогического коллектива учителей начальной школы можно считать:

  1. Увеличение числа учащихся – победителей муниципальных олимпиад.
  2. Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся.
  3. Развитие познавательной сферы учащихся выпускных классов.
  4. Сохранение положительной мотивации учащихся.
  5. Результаты инновационной деятельности педагогов.
  6. Системный подход к анализу и планированию деятельности начальной школы.
  7. Формирование позитивного образа школы через создание комфортных условий обучения и воспитания детей.

Наиболее характерные затруднения педагогического коллектива 1-й ступени, выявленные в процессе итогового педагогического анализа:

  • Проблема активного включения учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность на базе школы.
  • Проблема сформированности ОУУН учащихся выпускных классов.
  • Проблема индивидуализации учебного процесса.
  • Проблема преемственности в воспитании, развитии, обучении детей.
  • Проблема совершенствования аналитических умений учителя.
  • Проблема непрерывной активности учителя в методической работе.
  • Проблема управления качеством образования, организованного и направленного на достижение определенных и заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования.

Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.

Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет:

  1. Целенаправленной методической работы и ВШК в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.
  2. Организации усилий администрации ОУ, целевого изучения педагогической деятельности и принятия на этой основе управленческих решений.