Возможности совместной продуктивной деятельности в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Играя, занимаясь, общаясь друг с другом, взрослыми, дети учатся жить рядом с другими, учитывать правила и нормы поведения в социуме. Развитию эмоциональной сферы ребенка и в детском саду, и в школе не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным для педагогов зачастую остается интеллектуальное развитие. В связи с этим часто наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.

С возрастом у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, идет активный процесс усвоения способов общения с детьми и взрослыми. Однако без специального обучения не формируются в должной степени способы общения, и дети нынче стали больше проводить времени у компьютера и телевизора, стали меньше общаться друг с другом в детском саду, в школе, и даже в семье. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственно-эмоциональную сферу развития их личности. Специально проведенное исследование показало, что родители первоклассников практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало “достается” теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папе.

Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей открытому проявлению говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Рис. 1

Большое внимание в работе с детьми уделяется созданию эмоционально благополучного микроклимата. Дети по “Картине настроения” – панно с различными функциональными зонами красивого дома, (Рисунок1), – определяют свое состояние и закрепляют соответствующую пиктограмму в то место, где сейчас им хочется побыть, исходя из своего настроения. Также были разработаны материалы к конспектам занятий по развитию эмоционально-нравственной атмосферы детей в виде ознакомления с разными эмоциональными состояниями: радости, любви, злости, гнева, зависти, которые представлены ниже.

В основу данной работы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.”, М., 1999, автор – Минаева В.М., и собственное диссертационное исследование “Формирование положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности”, М., 1994.

Приведенные ниже занятия рекомендуем проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями.

Цель данных занятий:

  • знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;
  • учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);
  • учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом;
  • учить детей активно воспринимать предложения “инициатора”: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;
  • формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);
  • формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение;
  • развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость.

Дети! Вам бывает грустно или весело? А как узнать – плохо или хорошо вашему другу? Да, у человека может быть хорошее или плохое настроение, и это видно по выражению лица человека.

Сегодня на занятии мы попробуем разобраться в том, что ощущаем мы сами, и что чувствуют ваши друзья.

Разное настроение можно отразить и в музыке. Русский композитор П.И.Чайковский написал несколько произведений о кукле. В каждом из этих произведений он рассказал о разных чувствах. Сейчас мы послушаем одно из них. Я пока не скажу, как оно называется. А вас попрошу не просто слушать, а попробовать понять, о каких чувствах хотел рассказать композитор звуками, что хочется делать под эту музыку, что вы ощущаете. Если хотите, можете закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на музыке – (звучит пьеса П.И.Чайковского “Новая кукла”).

После прослушивания пьесы детей просят вспомнить, о чем они думали, когда слушали музыку, что чувствовали. Да, композитор хотел рассказать о радости, которую испытывала девочка, когда ей подарили новую куклу. Пьеса так и называется: “Новая кукла”. Дети! Представьте себе, что каждому из вас подарили новую игрушку: девочкам куклу, а мальчикам машину или робота. Наверное, это очень приятно – получить новую игрушку. Обращаюсь к нескольким детям: что вы испытываете, получив в подарок игрушку? Да, это радость.

Чувство радости можно показать не только музыкальными звуками, но и движением, а также выражением лица.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Им предлагается сказать друг другу какие-то хорошие, добрые слова. Психолог обращается к рядом стоящему ребенку и говорит: “Я рада тебя видеть!”, а затем каждый ребенок говорит рядом стоящему какой-либо комплимент.

А теперь давайте ваше чувство радости покажем в танце. Попробуйте сочинить свой танец. Сначала девочки исполнят свой танец, а мальчики будут внимательно наблюдать, какие лица у девочек, что они выражают. А потом мальчики станцуют свой танец ощущения радости, а девочки по их лицам будут судить, радостно ли мальчикам.

Психолог делает акцент на то, что каждый ребенок во время танца выражал свою радость по-своему. Как вы думаете, отчего зависит, как человек выражает свою радость? Объясняю, что степень радости зависит и от события, и от других особенностей.

Подумайте, когда нам бывает радостно? (Приблизительные ответы детей: “Когда приходит мама”, “Когда праздник”, “Когда получаешь подарок”).

Затем дети встают в круг. Психолог обращает внимание детей на мягкий, из ярких ниток, мячик, и предлагает детям дать свое определение радости, а затем передать мячик своему соседу. (Например: радость – это пение птиц и шум моря, и т.д.).

Как вы думаете, какое чувство противоположно чувству радости? Да, это горе, – давайте вспомним сказки, где герои испытывают горе (“Волк и семеро козлят”, “Лиса и заяц” и др.).

Когда герои этих сказок переживали горе? (Когда с ними происходило что-то страшное. Зайчика из собственной избушки выгнала лиса, и он остался без дома. К козлятам залез волк и съел их. Мама-Коза испытала горе, когда узнала, что произошло).

Как герои этих сказок боролись, справляясь со своим горем? (Зайчик попросил помощи у зверей, Мама-Коза пошла спасать своих деток).

Дети! Как звери узнали, что у зайчика горе? (Он плакал). Предлагаю детям показать на своем лице то чувство горя, которое испытал зайчик. (Вызываю 2–3-х детей).

Ребята! Послушайте отрывок произведения К. И. Чуковского “Федорино горе”. (Читается отрывок произведения, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – отрывок, где описывается радость Федоры). Вопрос к детям: “Какие эмоции испытывает Федора, когда от нее уходит посуда, и когда посуда к ней возвращается?” (Приблизительные ответы детей: “Когда посуда уходит, Федора испытывает горе, а когда возвращается – радость”).

На доску вывешиваются два панно с изображением детских лиц с разным эмоциональным состоянием: горя, радости, удивления, любознательности и рисунки гномов с пустыми кружочками вместо лиц.

Детям предлагается внимательно рассмотреть лица в кружочках. “Что чувствует каждый герой, что с ним происходит? Помогите гномам понять, что случилось, подставив в кружочек лицо так, чтобы совпало настроение, изображенное на лице, с настроением гномов”.

“Здесь кто-то смеется, а там кто-то плачет. Попробуйте выяснить, что это значит” (Л. Стрелкова.)

Дети выполняют задание.

Ребята! Мы говорили о том, что люди испытывают разные эмоции: радости, горя. Получая подарки, мы испытываем радость. И когда человек дарит подарок другому, он тоже испытывает удовольствие, радость. Дети! А наша речь, слова могут вызывать чувство радости или горя?

Занятие 2. Радость (рисование красками).

Ребята! У меня на столе горит свеча. Мы сядем вокруг свечи и будем смотреть на горящее пламя, затем мы закроем глаза и внутренним взором будем удерживать огонь. Как только огонь свечи рассеется и мы не сможем его удержать внутри себя, то откроем глаза и вновь посмотрим на огонь (8-10 секунд). Когда вы откроете, глаза, я предложу рассказать, какие образы вы увидели в пламени свечи, что вы почувствовали. Дети выполняют упражнение, а затем рассказывают.

А теперь послушайте фрагмент музыкального произведения Л.-В. Бетховена “Ода радости” и скажите, какие чувства, какое настроение передал композитор?

Да, композитор выразил в этой мелодии чувство радости!

А вы можете вспомнить случаи, когда вы сами испытывали радость? (Дети рассказывают).

Я предлагаю рассказы об испытанном вами чувстве радости превратить в образ, и втроем нарисовать картину своей радости так, чтобы можно было подумать, что это рисовал один ребенок. И обязательно надо учесть образ, увиденный каждым из вас.

Что значит “превратить радость в образ”? Это значит, что надо вспомнить свою радость и тот предмет или образ, которые приходят в этот момент вам в голову. Например, когда я думаю о своей радости, я вижу большую и красивую клумбу роз, освещенную ярким солнцем. А что видишь ты? (Каждый из детей дает свой ответ).

А теперь нам надо образы радости поместить в картину так, чтобы получилась композиция, и прорисовать ее втроем на одном листе. Но сначала надо выяснить мнение каждого.

Анжелика! Спроси, какую композицию предлагают мальчики, и скажи, что хочешь нарисовать ты сама. (Если возникнет спор, психолог помогает, привлекая детей. В том случае, когда не удается принять общее решение, можно предложить использовать считалочку, которую дети воспринимают как инструмент разрешения коллизий. Также можно предложить кому-либо проявить великодушие, уступив другому, и так далее).

Сюжет выбран.

Теперь важно договориться, кто что и где нарисует.

Для этого надо спросить мнение каждого (“Анжелика, что ты умеешь и хочешь нарисовать в нашей картине?”). Затем дети учатся договариваться, где именно на листе бумаги будет расположен тот или иной предмет или образ. (Формат листа – А2 (42х60 см).

Рисование проходит под звучание приятной, спокойной музыки.

Дети! В процессе работы каждый должен стараться, так как от этого зависит общий конечный результат. Важно не только стараться самому, но и наблюдать, как рисует друг – может быть, ему будут нужны твой совет или помощь?

В конце занятия все дети любуются картиной, анализируют ее. Психолог хвалит всех детей, подчеркивая значимость совместной работы: “Каждый постарался, и получилось очень красиво. Да так быстро! Что значит работать вместе!”.

Затем психолог просит детей объяснить, как им удалось нарисовать на одном листе так, как будто это рисовал один художник, побуждая выразить мысль: чтобы успешно рисовать вместе, надо спросить мнение каждого.

Психолог использует предвосхищающую оценку: “Замечательно! Вы хорошие друзья и мне очень приятно с вами работать!”.

Занятие 3. Любовь.

Дети! На прошлых занятиях мы с вами говорили о радости. А сегодня рассмотрим приятное для всех людей чувство – чувство любви.

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Пирамида любви”. Мы построим пирамиду любви из наших рук.

Дети сидят в кругу. Психолог говорит им: “Мы с самого рождения знаем и ощущаем любовь. Но выражаем любовь по-разному. Сейчас я расскажу вам о своей любви, а потом – вы. Например, я люблю кошек. А теперь вы расскажите, кого и что вы любите”. (Дети рассказывают).

А сейчас я предлагаю вам построить “пирамиду любви” из наших с вами рук. Помните, мы говорили о своей радости и передавали мячик стоящему рядом? А теперь я называю что-то любимое для себя и кладу свою руку ладошкой вверх, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку сверху. (Дети выстраивают пирамидку из ладоней).

Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Что вы ощущаете?

У нас получилась высокая пирамида любви.

Дети! А теперь давайте закроем глаза и мысленно пошлем друг другу любовь. Любовь воспевали художники, поэты, композиторы.

Дети! Вы сегодня рассказали, кого и что вы любите. А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и, вспоминая свои ощущения любви, попробуйте увидеть, ощутить, почувствовать, где именно в теле находится любовь. Посмотрите, какого она цвета, какой формы. (Дети выполняют задание)

Ребята! Мы уже умеем свои чувства и ощущения превращать в образы. Кто напомнит, как это делать? Психолог обращается к каждому ребенку и выясняет его образ любви.

У Димы образ любви – сказочная, необычная птица, а у Ани – черепаха. Анечка очень любит черепах, это ее любимый питомец. А у Маши образ любви – красивый дом и дуб.

Дети! Вы уже умеете рисовать втроем на одном листе, придумав сюжет общей картины с учетом образа любви каждого из вас. Кто скажет, что для этого нужно? Правильно, – надо договориться! О чем будем договариваться? Если дети затрудняются – помогаю:

1. Выбрать наиболее интересное предложение по сюжету.
2. Для этого надо спросить мнение всех участников.
3. Затем договориться, кто, что и где расположит на полотне.

В процессе работы помните, что вы работаете втроем и, если возникнет идея еще что-то дорисовать, надо спросить мнение своих товарищей. Вы втроем отвечаете за качество и красоту вашей картины. Будьте внимательны друг к другу, и, если кто-то что-нибудь не так сделал, вместе можно подумать, как исправить, посоветовать, помочь. Если принимаешь совет, надо обязательно поблагодарить за подсказку или, напротив, убедить друга в своей правоте. Например, Дима рисует птицу с красными крыльями, а Маша говорит: “Не бывает таких птиц, ты все испортил!”. А Дима отвечает Маше: “Образ моей любви – именно такая волшебная птица”. Дима! Ты сумел отстоять свое мнение, я рада за тебя! А Маша проявила внимание. Приятно работать с дружными детьми!

В конце занятия дети рассматривают свою картину. Психолог просит рассказать, как им удалось нарисовать такую красоту.

Занятие 4. Злость.

Раньше мы с вами говорили о радости, о дружбе, а сегодня поговорим о злости.

На доске вы видите пиктограммы. Попробуйте определить эмоциональное состояние на каждой карточке (показываю пиктограммы “Радость”, “Гнев”, “Грусть”.)

Радость, гнев, ярость – это все состояние человека, которое мы называем эмоцией. Эмоциональное состояние и проявляется через выражение лица, мимику и жесты человека. При взгляде на человека мы можем определить его эмоциональное состояние.

Любое эмоциональное состояние можно выражать по-разному – через литературные произведения – например, сказки, через музыку, через изобразительное искусство.

Я сейчас зачитаю вам отрывок из произведения Корнея Ивановича Чуковского “Мойдодыр”, который вы наверняка знаете, где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает Умывальник,
И качает головой.

А теперь посмотрите на доску и скажите, какое эмоциональное состояние изображено на этих иллюстрациях. Как вы узнали? Опишите. (На доске – иллюстрации: портреты людей, отражающие разные эмоциональные состояния).

Дети! Эмоции можно выражать еще и в музыке. Послушайте, как композитор передал через музыку состояние гнева, ярости, злости (предлагаю закрыть глаза и послушать фрагмент музыкального произведения (Э. Григ, Р. Вагнер).

А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, когда вы испытали злость. Закройте на мгновение глаза и ощутите злость в своем теле. Где именно она находится? Какого цвета злость?

Что вы делаете, когда ощущаете злость в животе (руке, и т.д.)?

Попробуйте представить образы своей злости, которые мы прорисуем.

Когда человек в состоянии злости, у него в организме выделяется вещество адреналин. Любое животное в подобной ситуации мгновенно начинает действовать: угрожает, нападает, убегает, если противник сильнее, благодаря чему нормализуется уровень адреналина в крови.

Ярость, злость, гнев – совершенно нормальные чувства, каждый так или иначе их испытывал. Проблема не в них самих, а то, как мы с ними справляемся. Можно в таком состоянии ударить одноклассника и прослыть драчуном, и с тобой никто не будет дружить, можно мучить кошку и причинять страдания живому существу, которое заведомо слабее тебя и не в силах дать отпор. Но можно избавиться от злости, проделав легкое упражнение и прорисовав свои чувства.

Я сейчас предлагаю вам проделать упражнение, которое поможет нам избавиться от бесконтрольной злости. (Прошу детей встать).

“Мы вместе глубоко вдыхаем и запасаемся доброй, новой энергией, бодростью, а при выдохе выпускаем из себя весь яд злости, при этом делая руками движения прочь от себя”.

Для полноты жизни надо прожить все эмоциональные состояния без исключения. Рано или поздно мы кроме положительных эмоций – радости, любви, хорошего настроения, – испытываем и гнев, злость, ненависть. Их надо пережить и поскорее с ними расстаться, так как находится в таких эмоциях долго нежелательно – это приводит к утрате здравомыслия.

Дети! А сейчас каждый из вас вспомнит ситуацию, когда вы испытывали злость, и те чувства, что вы пережили когда-то, превратите в образы. А затем втроем на одном листе вы прорисуете их так, чтобы получилась картина, будто ее рисовал один художник. Что для этого надо? (Психолог способствует активизации детей и помогает им, по необходимости напоминая, что когда люди что-то делают вместе, они помогают друг другу, советуют, думают все вместе, как исправить, если случилась неудача).

В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я в ярости, то не должен ей подчиняться. Не надо и сдерживать ее, как не надо слепо выплескивать ее на окружающих. Можно выразить свою ярость голосом, движением. Надо самим управлять своими эмоциями”.

Занятие 5. Зависть.

Предварительная работа:

  1. Чтение “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина.
  2. Ознакомление с пословицами и поговорками о зависти.

Дети! Раньше мы с вами говорили о радости, любви, дружбе, о гневе и злости. Сегодня поговорим о новом для вас чувстве, которое испытывают и взрослые люди, и дети – это зависть.

Радость, гнев, злость, зависть – это состояния человека, которое мы называем эмоциями.

Любое эмоциональное состояние можно выразить по-разному – через литературное произведение – например, сказку, через музыку, изобразительное искусство.

Мы читали с вами “Сказку о царе Салтане” А.С.Пушкина. Сейчас я напомню некоторые моменты этой чудесной сказки в стихах, а вы внимательно слушайте, и попробуйте затем сказать – хорошее это чувство – зависть, или плохое.

Читается фрагмент сказки.

Как вы помните, когда у царевны родился сын, она послала к царю гонца с радостной вестью.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой…

Отправляют царю другой текст:

“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.

Царь наказал ждать его возвращения, а завистницы снова подменили гонцу бумагу.

Дети! Кто помнит, что написали ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?

Да, они придумали, как извести царевну с сыном, посадив их в бочку, и бросили в океан.

Кто хочет сказать, какое это чувство – хорошее или плохое? А кто из вас знает пословицы или поговорки о зависти? (Если дети затрудняются, то я говорю две-три пословицы).

  • Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
  • Завистью ничего не сделаешь.
  • В зависти нет ни проку, ни радости.

Да, зависть – плохое чувство.

Но человек для полноты жизни должен прожить все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций – любви, радости, просто хорошего настроения, – мы испытываем и отрицательные – злость, гнев, зависть. Проблематично не само их существование, а то, как мы умеем с ними справляться. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья – можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить.

Зависть – не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в “Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал завистливые речи бабы Бабарихи, и наказал её, больно нажалив своим шмелиным жалом.

Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что сразу можно понять, что шмель кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими укусами.

(Звучит фрагмент оперы “Сказка о Царе Салтане” под названием “Полет шмеля”).

А вам когда-нибудь приходилось испытывать самим зависть? Или, может быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал?

Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится. (Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы?

А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то.

Дети! Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти.

1. Это упражнение. Оно называется “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показываю упражнение).

Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме).

Второй способ избавления от зависти – превращение её в образы и прорисовывание.

Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как вы нарисуете. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы получилась одна картина. Что для этого надо?

1. Спросить мнение каждого, кто и что хочет нарисовать. 2. Договориться, кто и где расположит свой образ.

В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за то, как старается ваш друг – советуйте, помогайте.

В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций. Можно заключить, что через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив. Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть – сердитыми, злыми. Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста.