Экологическое воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год для дошкольников 4-7 лет. Рекомендую использовать данный материал с учетом природных особенностей вашей местности.

Средняя группа.

Осень.

Экологическая беседа “Откуда дождь берется?”. Рассматривание картины “Дождливый день”.

Рисование “Дождливый день” (гуашь).

Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.

Экскурсия к огороду в детском саду.

Аппликация “Поможем зайчихе убрать урожай” (тележка для морковки).

Беседа о бережливом отношении к хлебу.

Рисование “Бараночки” (гуашь).

Лепка “Огурец и свекла”.

Экологическая беседа “Почему нельзя засорять водоемы”.

Экскурсия к пруду в поселке.

Рисование “Пруд в нашем поселке осенью” (восковые мелки).

Аппликация коллективная “Березка у пруда” (осенние листочки для березки).

Рисование “Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся” (гуашь).

Зима.

Беседа “Зимние фрукты”. (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)

Рисование “Ваза с апельсинами”.

Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.

Рисование “Мой котик” (нетрадиционная техника рисования “тычком”, гуашь).

Лепка коллективная “Птицеферма” (уточки).

Раскрашивание вылепленных птичек.

Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.

Рисование “Яички простые и золотые”.

Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Лепка “Колбаски на тарелочке для собачки”.

Экологическая беседа “Нелегко птицам зимой”.

Лепка “Кормушка для птиц” (глина, пшено).

Рисование “Сильный ветер спугнул птичек” (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).

Беседа “Кого можно встретить в лесу зимой?”.

Лепка “Белкины запасы” (орехи, грибы).

Аппликация “Пополним белкины запасы” (грибы).

Рисование “Орехи для маленьких бельчат”.

Экологическая беседа “Кому от снега тепло?” (Как растения зимуют).

Рисование “На дворе белым-бело” или “Снегопад”.

Аппликация “Снег-снежок” (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).

Лепка “Снеговик” (соленое тесто).

Рисование “Зимнее дерево”.

Весна.

Беседа “Отчего снег тает?”

Рисование “Веселый ручеек”.

Аппликация “Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!”

Рисование восковой свечой “Веселые зайчата”.

Рисование “Травка для маленьких зайчат”.

Аппликация “Знакомая березка у пруда” (зеленые листочки для березки).

Лепка “Мишка”.

Экологическая беседа “С чем к нам весна пришла?”.

Рисование акварелью “Светлый май”.

Аппликация “Бабочка – красавица”. Украшение силуэта.

Аппликация коллективная “Корзиночка с цветами”.

Рисование пальчиками и кистью “Веселые цыплята”.

Рисование “тычком” жесткой кистью “Расцвели одуванчики”.

Старшая группа.

Осень.

Экологическая беседа “Сила нашего тела заключена в соках растений”.

Рисование “Фрукты, овощи и соки из них”. Натюрморт.

Аппликация “Вишенки”.

Лепка “Соберем урожай”.

Знакомство с творчеством И. Левитана.

Экскурсия в осенний парк. Беседа о чувствах детей по отношению к объектам природы.

Рисование “В осеннем парке”.

Аппликация коллективная “Осеннее дерево”.

Экологическая беседа “Чей дом водоем?”. Усвоение правил поведения у водоема, приобретение экологических навыков.

Рисование “Наш пруд осенью”. Пейзаж по памяти.

Беседа о хлебе, бережном отношении к нему.

Лепка из соленого теста “В булочной” (баранки, булки, крендели, пирожки, печенье для последующей игры в магазин).

Беседа о съедобных и несъедобных грибах.

Рисование “Мухоморы” с использованием канцелярского клея.

Зима.

Экологическая беседа “Лес – друг человека”.

Рисование “Зимний лес”.

Лепка коллективная “На лесной поляне зимой”. Использовать ветки, вату, пластилин, подручные средства.

Аппликация “Елочки – подружки на лесной опушке”.

Рисование восковой свечой и акварелью “Заиндевелое дерево”.

Беседа о зимующих птицах, помощи им зимой.

Лепка “Птички на кормушке”. Использовать картон или фанеру, пластилин, пшено, перышки.

Аппликация коллективная “Поможем птицам”.

Беседа о домашних животных, тесной связи их с человеком, взаимной пользе общения с домашними обитателями.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Аппликация коллективная “Наш аквариум”.

Рисование домашнего животного “Мой друг”.

Аппликация из ткани “Цыпленок”.

Лепка “Кто тебе ближе по характеру из домашних животных” (на кого, ты думаешь, ты похож?).

Весна.

Беседа “С чем весна к нам пришла?”.

Рисование акварелью “Бегут ручьи”.

Аппликация в нетрадиционной технике – на полиэтилене – “Птица на ветке”.

Беседа “Чем мы можем помочь природе весной?”.

Аппликация “Кокошник для Весны”.

Рисование с натуры “Ваза с ветками”.

Интегрированное занятие по лепке и конструированию “Корзиночка с цветами”.

Продолжение знакомства с пейзажем.

Рисование “Сирень”.

Рисование “Яблони в цвету”.

Рисование “Во поле березка стояла”.

Познавательный рассказ о круговороте воды в природе, появлении дождя, радуги, туч, испарении водоемов.

Аппликация “Радуга”. Закладка для книг.

Рисование “Радуга-дуга”.

Экологическая беседа “Насекомые – наши соседи в большом доме под названием “Природа”.

Аппликация “Бабочка – красавица”.

Рисование “Бабочки над лугом”.

Лепка “Жук”. Использовать пластилин или соленое тесто, проволоку и картон.

Итоговая работа в любой технике “Наш дом Природа”.

Подготовительная к школе группа.

Осень.

Экологическая беседа “Наш дом - Природа”. Подвести детей к пониманию огромного разнообразия мира природы, ее обитателей, пониманию тесной взаимосвязи деятельности человека и условий существования объектов природы.

Беседа “Животные рядом с нами”.

Домашнее сочинение (с помощью взрослого) о любимом домашнем животном.

Рисование “Мой друг” - иллюстрация к сочинению.

Создание книги “Ребята и зверята”.

Лепка коллективная из соленого теста “Свиноферма”.

Аппликация “Домашние животные”.

Лепка домашних животных “А у нас во дворе”.

Лепка барельефа с использованием семян растений “Рыбка”, “Птица”, “Ежи” и др.

Экологическая беседа “Природа осенью”.

Экскурсия к водоему, в осенний парк.

Рисование пейзажа по памяти “Наш пруд осенью”.

Аппликация коллективная “Рябины яркие огни”.

Лепка из соленого теста “Рябина”.

Аппликация коллективная “Осенний натюрморт”.

Аппликация “Осенние цветы”.

Экологическая беседа “Лес – друг человека”.

Лепка “У медведя во бору грибы – ягоды беру”.

Рисование “Осеннее дерево”.

Аппликация “Композиция из листьев на круге”.

Экологическая беседа “Сила твоего тела заключена в соках растений”.

Рисование натюрморта “Фрукты, овощи и соки из них”.

Рисование “Транспорт на уборке урожая”.

Аппликация в нетрадиционной технике с использованием апельсиновой кожуры “Ветка облепихи”.

Аппликация с натуры “Фрукты, овощи, грибы”.

Знакомство с творчеством И. Левитана.

Знакомство с творчеством И. Шишкина.

Зима.

Беседа о жизни растений в зимний период, о помощи человека своим меньшим братьям.

Рисование “Зимний лес”.

Лепка “На лесной поляне зимой”. Использовать в работе ветки, вату, пластилин, семена растений.

Аппликация “В еловом лесу”.

Рисование “Вырастала елка в лесу на горе”.

Лепка коллективная “Поможем птицам прокормиться зимой”.

Аппликация “Птица на кормушке”.

Беседа о трех состояниях воды, переходе ее из одного состояния в другое.

Аппликация коллективная “Волшебный снегопад”.

Лепка из соленого теста “Снежные фигуры у нас на участке”.

Рисование “Ледяная избушка”.

Рисование по замыслу “Воду надо беречь”.

Беседа “Откуда ветер берется?”.

Рисование “Как можно изобразить сильный ветер?”

Беседа об экологии личности, положительных и отрицательных чертах личности, словах и поступках людей.

Рисование “Твое настроение” с использованием зеркал.

Лепка “С каким животным ты себя ассоциируешь и почему?”.

Рисование “Мой друг”. Беседа о дружбе и друзьях.

Рассматривание комнатных растений. Беседа о красоте и пользе комнатных растений, уходе за ними.

Рисование с натуры “Комнатные растения”.

Аппликация коллективная “Зимний сад”.

Изучение растений, помещенных в красную книгу.

Рисование “Растения под нашей защитой”.

Весна.

Беседа “С чем весна к нам пришла?”.

Аппликация коллективная “Весна”.

Лепка коллективная “Заиграл пастух в рожок, кличет стадо на лужок”.

Лепка “Лесная поляна в мае”.

Рисование “Яблони в цвету”.

Рисование “Березовая роща”.

Рисование “Тюльпаны”.

Аппликация в нетрадиционной технике на полиэтилене “Птица на ветке”.

Рисование “Птицы нашего леса””.

Аппликация “Ветки в вазе”.

Рисование “Наш пруд весной”.

Аппликация коллективная “Сирень”.

Лепка из соленого теста “Букет”.

Рисование на природе “Этот светлый майский день”.

Аппликация рельефная “Красивый цветок”.

Рисование на асфальте “Мой дом – Природа”.

Беседа “Предприятие, на котором работают наши родители”.

Рисование “Как помочь земле, воздуху и воде быть чистыми?”.

Итоговая беседа “Наш дом – Природа”.

Итоговая творческая работа “Экологический плакат”.

Итоговое интегрированное занятие на природе по познавательному развитию, музыкальному образованию и изобразительной деятельности “Будь здоров, зеленый лес!”.

30.12.2004