Оптимизация социально-оздоровительных технологий в МДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Пережив инновационный бум и реформы конца ХХ века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы дошкольных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.

Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для маленьких норильчан. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашего детского сада по результатам аттестации 2004 года является – физическое развитие и оздоровление.

Безусловно, на состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия:

  • резко отрицательная экологическая обстановка нашего района;
  • интенсивно развитая промышленность НПР;
  • дискомфортные условия для проживания (быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры);
  • наследственность.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Если обратиться к показателям состояния здоровья воспитанников нашего детского сада, то количество детей практически здоровых (1 группа здоровья) с каждым годом уменьшается. Если в 2001-2002 учебном году их было 45- 21%, то в 2004-2005 учебном году их стало 22 - 10,5%. Вместе с тем, процент детей, относящихся к 3-й группе здоровья, увеличился за этот же период с 2% до 11%. На сегодняшний день 23 ребенка имеют хронические заболевания, каждый 3-й ребенок состоит на диспансерном учете. Особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др.), а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Лидируют болезни глаз, болезни нервной и костно-мышечной системы.

Как же справиться с обилием проблем?

Все это вызвало потребность у нашего коллектива углубленно заняться оздоровлением детей.

Проанализировав региональную программу физического воспитания детей дошкольного возраста “Север”, современные здоровьесохраняющие технологии: “Программа “Здоровье” В.Г.Алямовской, “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника” Л.П.Савиной, “Развивающая педагогика оздоровления” В.Т.Кудрявцева, “Здоровый дошкольник” Ю.Ф.Змановского, мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду, не учитывают специфику северного региона. Поэтому наше педагогическое сообщество предприняло попытку изменить условия, методы и технологии образовательного процесса и разработать собственный оптимальный дифференцированный оздоровительный режим.

Оздоровительный режим нашего детского сада построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, биоритмологического профиля, возрастных различий, сезонных ритмов.

Основу его составили здоровьесохраняющие технологии:

  • В.Г.Алямовской – обширное умывание, ходьба босиком, ходьба по мокрым дорожкам, натуропатия;
  • Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника”;
  • М.И.Чистяковой “Психогимнастика”.

В структуру оздоровительного режима вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:

  • физминутки;
  • динамические паузы;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • мимические разминки;
  • точечный массаж;
  • игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Все составные оздоровительного режима органически включены в режимы дня всех возрастных групп.

Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп, специалисты по своему усмотрению могут останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических оздоровительных мероприятиях.

Успешно реализуется у нас одна из оздоровительных технологий – натуропатия. Ее главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма нашим детям помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей, страдающих хроническими заболеваниями. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно-луковых закусок, гренок (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой) и бутербродов перед обедом, ношение чесночных бус. “Секреты” натуропатии понятны детям и любимы ими.

Очень легко осваивают взрослые и дети приемы точечного массажа “9 волшебных точек” по методике А.А.Уманской, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхов. Чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, педагогами создается соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, предложив детям игры “Заводим машину”, “Буратино”, “Солнечные зайчики” и т.д. Приемы точечного массажа включаются в комплексы утренних и вечерних гимнастик, двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима МДОУ являются дыхательные гимнастики, способствующие развитию и укреплению грудной клетки. Эти упражнения включаются в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна (не менее двух раз в день). Дети учатся технике дыхания – дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох. Дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме “Упрямый ослик”, “Плакса”, “Веселая пчелка”, “Часики”… Детям, имеющим заболевания органов дыхания, воспитатели предлагают надувать по два воздушных шарика ежедневно.

Особой популярностью пользуются у детей мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой, которые стимулируют развитие мелких мышц лица и мимики. Все упражнения сначала осваиваются воспитателями, а уж потом разучиваются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Это могут быть: “Лошадки”, “Спать хочется”, “Вкусное варенье”, “Слоники”, “Облака” и др. Основная область их применения - занятия музыкально-театрального цикла, по ознакомлению с художественной литературой, свободная деятельность.

Особое место в режиме дня детей младшего и старшего дошкольного возраста занимает гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова, способствующая снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Проводятся эти комплексы по нескольку раз в день перед серьезной зрительной работой и после нее.

Эффективность реализации задач и содержания оздоровительной работы обеспечивается наличием в детском саду современных комплектов физкультурного оборудования и инвентаря, спортивно-игровых комплексов:

  • традиционные пособия: гимнастическая стенка, канаты, веревочные лестницы, мячи, гимнастические палки, обручи, велосипеды, самокаты и т.д.;
  • тренажеры: “Кузнечик”, диски “Здоровье”, детские эспандеры, детские гантели;
  • спортивно-игровое оборудование: “Песочный дворик”, “Детские игровые комплексы”, “Карусель”, мягкие модули, гимнастические батуты, надувной батут;
  • физкультурно-оздоровительное оборудование: сухие бассейны с цветными шариками, мячи – прыгуны, массажные мячи, гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;
  • инвентарь и оборудование по обучению детей плаванию: доски плавательные, игрушки надувные, спасательные круги, разделительная дорожка;
  • нестандартное физкультурное и спортивно-игровое оборудование: синтетические трубы разных диаметров, ребристые доски, массажные дорожки (со следами, пуговицами) и т.д.

В детском саду созданы все условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей:

  • физкультурный зал – функциональное помещение для проведения физкультурных занятий, спортивных секций и кружков, развлечений;
  • помещение бассейна – для обучения детей плаванию, проведения закаливающих процедур, спортивных праздников и развлечений на воде;
  • прогулочные веранды – для организации прогулок в неблагоприятные дни, динамических часов, двигательной активности;
  • спортивная площадка на участке детского сада.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям техники безопасности, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Вопросы охраны здоровья и реализации здоровьесохраняющих технологий постоянно находятся в поле зрения администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала детского сада (врача-педиатра, старшей медицинской сестры, медицинской сестры бассейна, диетической сестры).

Для проведения лечебно – оздоровительной и профилактической работы с детьми имеются медицинские помещения, оснащенные современным оборудованием: бактерицидными облучателями для очищения воздуха (стационарным, переносным), ростомером, плантографом, тонометром и т.д.

Внедрение в педагогическую практику прогрессивных оздоровительных технологий невозможно без повышения квалификации и переподготовки педагогического и медицинского персонала. С этой целью организовано заочное обучение 4-х педагогов на курсах повышения квалификации при МГУ им. М.В.Ломоносова по программе “Современные подходы к оздоровлению детей в детском саду” В.Г.Алямовской; предусмотрен ряд мероприятий в годовом плане - педагогический совет, тренинги, практикумы, реферирование и т.д.

Все названные оздоровительные технологии и мероприятия позитивно сказались на улучшении здоровья детей МДОУ.

Наиболее информативным показателем эффективности предложенных методов является:

  • повышение сопротивляемости организма детей, что подтверждается значительным уменьшением детей ЧДБ (с 4 до 2);
  • отсутствие зафиксированных случаев гриппа в 2003-2004 учебном году;
  • нет тенденции к росту случаев острой респираторной инфекции;
  • в результате проводимых комплексных оздоровительных, реабилитационных мероприятий в 2003-2004 учебном году 14 детей сняты с диспансерного учета;
  • индекс здоровья увеличился с 31% до 31,5 %, что говорит о росте числа детей, ни разу не болевших в году (с 56 - в 2001-2002 учебном году до 64 - в 2003-2004 учебном году).

Анализ заболеваемости и уровня физического развития детей показывает продуктивность работы МДОУ в данном направлении.

Надеемся, что наш опыт оздоровительной работы с детьми заинтересует педагогов.

Мы на практике отработали собственную модель оптимального дифференцированного оздоровительного режима, что позволило структурировать процесс оздоровительной деятельности и обеспечить ее управляемость.