Роль и влияние физической культуры в деле укрепления здоровья учащихся в условиях экологически неблагоприятной ситуации города Шелехова

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Шелехов – один из самых молодых городов Восточной Сибири. С того далекого январского дня 1962 года, когда Шелехову был присвоен статус города, прошли годы.

Сегодня Шелехов – город строителей и монтажников, учителей и врачей, кабельщиков и металлургов. Всем вместе нам предстоит пережить трудные времена, дать городу не только благополучие и материальный достаток, но и вернуть чистоту и славу самого зеленого среди юных городов России. Люди Шелехова – главное достояние и богатство нашего города, а если еще здоровы, то богаты вдвойне.

По многочисленным наблюдениям за состоянием объектов окружающей среды город в течение ряда лет входит в приоритетный список наиболее загрязненных городов России.

Согласно анализа материалов исследований контролирующих служб, научно-исследовательских и других организаций, экологическая ситуация в г. Шелехове и районе его размещения характеризуется:

  • высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна, почв, растительности и поверхности вод вредными примесями антропогенной природы;
  • выраженным ущербом состоянию лесных массивов в окрестностях города, связанным с загрязнением окружающей среды;
  • существенным ущербом здоровья населения в виде повышенного и высокого риска детской и взрослой заболеваемости.

Основная роль в определении экологического состояния принадлежит наличию:

  • фтористого водорода и других соединений фтора;
  • бензапирена – индикатора полициклических ароматических углеродов и опасности канцерогенного эффекта.

Загрязнение окружающей среды и другие неблагоприятные факторы существенно ухудшают состояние здоровья населения в городе.

По уровню общей заболеваемости детей и обращаемости по отдельным классам болезней в период 1988-1994 гг. город занимал 2-ое место среди городов и промышленных районов области, а в 1995 г. – первое место.

Безусловно, отмеченные выше обстоятельства диктуют необходимость в ходе учебно-воспитательного процесса особое внимание уделять укреплению здоровья учащихся. Значимость и актуальность проблемы подчеркивается тем, что в плане работы школы специально выделена программа “Здоровье”, включающая мероприятия по улучшению учебно-материальной базы школы, санитарно-просвитительной работе, обследованию здоровья детей, выявлению групп риска и их оздоровлению на базе медицинских учреждений, таких как профилакторий “Заря”, с которым у школы сложились тесное сотрудничество, на пришкольной площадке и в загородным летнем лагере “Интеллектуал”, являющегося собственностью школы. Третий год под руководством школьного врача В.А. Савинкиной осуществляется фитотерапия курильским и седативным витаминным чаями, бактерицидными сборами, а также полифепаном (как адсорбентом тяжелых металлов), аевитом и поливитаминами.

Одно из ведущих мест в деле укрепления здоровья детей отводится физической культуре и спорту. Для этого имеется необходимая материальная база: два спортивных зала, бассейн с двумя чашами, пришкольное спортивное ядро. Кроме этого учащиеся пользуют услугами лыжной базы и катка “Металлург”.

Летом и в течении учебного года учащиеся имеют возможность проводить время на свежем воздухе в живописном месте на берегу реки Иркут, где расположен наш лагерь.

Школа № 3, где я трудилась в течении 16 лет, недавно отметила свое 40-летие. Более тридцати из них она работала в режиме продленного дня, то есть для большинства детей 1-9-х классов пребывание в школе не ограничивалось только уроками, а продолжалось до 17-18 часов. Поэтому перед коллективом ставился вопрос разумной организации режима дня, недопущения умственной и физической перегрузки, переутомления детей. На помощь приходила физкультура. К обязательным в базисном плане урокам был добавлен третий – спортивный час, который проводился в виде подвижных игр на улице весной, катания на коньках и лыжах, плаванья – зимой, занятий волейболом и баскетболом – осенью. У учащихся 1-3-х классов дополнительно был введен урок ритмики, ценность которого заключающаяся в выработке правильной осанки, легкости и красоте движений, правильной работе дыхательного аппарата, безусловно, неоспорима.

Более 10 лет школа работает над теперь уже совершенствованием системы развивающего обучения в условиях модульных классов с углубленным изучением предметов математического и гуманитарного циклов. И здесь велика роль физкультуры и учителей физического воспитания в сохранении здоровья детей, недопущения переутомления, связанного с умственной деятельностью, поскольку кроме обязательных уроков ребята занимаются в спецкурсах и факультативах. Как и во всех школах, уроки физкультуры, участие в различных соревнованиях, туристические слеты – это обязательный арсенал наших средств. Но мы несколько пересмотрели программу по физической культуре, более полно использовав наши материальные возможности, а также изучив интересы и потребности учащихся и их родителей. Начиная с 8-го класса и далее, мы ввели такие разделы, как

  • художественная гимнастика (упражнения с мечем и без предмета);
  • аэробика и гидроаэробика (для девушек);
  • более подробное изучение игр волейбол и баскетбол (для юношей).

Наличие бассейна позволило вести весь год обучение плаванию, начиная с 1-го класса. На базе школьного бассейна проводятся занятия с ослабленными детьми, переведенными по медицинским показаниям из основной группы в специальную. Надо отметить, что по итогам прошедшего учебного года из 681 учащегося школы в такую группу входило 62 ребенка, в специальную медицинскую группу – 12 детей, полностью были освобождены от занятий физкультурой 9 учащихся школы. В профилактории “Заря” на тренажерах под руководством опытных специалистов ежегодно занимаются дети с нарушением осанки.

Кроме обязательных занятий физической культурой и ЛФК, учителями проводится большая внеклассная работа по привитию интереса к предмету и спорту вообще. С удовольствием участвуют ребята в таких проводимых нами мероприятиях как “Молодецкие забавы”, “День Нептуна”, “Зоологический забег”, “Игровой фольклор” и другие. Зачастую к таким мероприятиям привлекаются родители, а учителя физкультуры становятся еще и артистами. Для ребят спортивные праздники – в радость. А значит, и наш труд не напрасен.

Пять лет назад нами начат эксперимент по организации спортивных классов. Так получилось, что из всех школ Шелехова только в школе № 3 он был доведен до, мы считаем, ожидаемого положительного результата. И в этом большое спасибо руководству техникума физкультуры в лице директора Альфрита Амировича Сахиулина, заместителя директора Линь-Бей Натальи Петровны, преподавателя техникума Сигаева А.В. Весь прошлый учебный год ребята ездили в техникум, занимались с удовольствием. Итогом явились совмещенные выпускные экзамены в школе и вступительные в техникум.

Из 11 желающих – 9 учащихся стали студентами и избрали для себя профессию, связанную с физкультурой и спортом. Мы надеемся, что они обязательно получат высшее специальное образование, станут первоклассными специалистами и придут работать к нам в город. Очень жаль, что финансовое состояние не позволяет нам в этом году проводить подобную работу, в правильности и полезности которой для обеих сторон мы не сомневаемся. Эксперимент это доказал.

Наша совместная работа по укреплению здоровья детей приносит ожидаемые результаты. Как-то, заглянув в медицинский кабинет, я увидела, что Валентина Александровна, наш врач, делает сравнительную таблицу по заболеваемости учащихся 3 “А” и 3 “Б” классов. Я веду в этих классах уроки с первого года их обучения. У одного класса пропуски по болезням за год 160 дней, а у другого –203 дня. Оказывается, один класс получал в течение года фитотерапию, а другой, учитывая желание родителей, - нет. Вот и результаты. Поэтому мы, учителя физкультуры, работая с родителями, стараемся помочь врачам в медико-санитарном просвещении. Врачи же – самые главные наши помощники. Вместе мы выполняем очень важную миссию – стремимся укрепить здоровье учащихся, максимально ослабив неблагоприятное воздействие на детский организм экологически неблагополучной внешней среды г. Шелехова.