Опыт работы довузовской подготовки как фактор непрерывного образовательного процесса в системе физкультурного образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Шелеховская муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3 – это инновационное учебное заведение, решением ГлавУОПО от 10 августа 1997 г. № 383 занесена в областной реестр инновационных учебных заведений. Двадцать лет педагогический коллектив во главе с директором , заслуженным учителем РФ Шорниковым Валерием Семеновичем, работает в режиме дифференциального обучения учащихся. Организовано модульное обучение в среднем звене и профильное обучение в старшем по предметам гуманитарного и физико-математического циклов. Это не дань моде, а одно из востребованных направлений личностно-ориентированного образования и воспитания детей на современном этапе развития нашего общества. То, что педагогический коллектив на верном пути, подтверждают ежегодные социологические исследования. Согласно этим исследованиям более 96% родителей учащихся нашей школы, имея высшее и среднее образование, проявляют прямую заинтересованность в том, чтобы их дети получили такую подготовку. Она смогла бы помочь преодолеть сложный барьер вступительных экзаменов в высшие и средне-специальные учебные заведения и получить профессиональную подготовку, в том числе в Иркутском техникуме физической культуры, как одном из авторитетных учебных заведениях.

Шелехов - город с богатой спортивной историей. Достаточно вспомнить, что здесь на Всесоюзной ударной комсомольской стройке родилось физическое движение - “1+2”, суть которого - привлечение к занятиям спортом как можно большего количества молодежи. Небольшой город внес немало в копилку спортивных достижений не только областного, республиканского, но и мирового масштаба. Чемпион России Вячеслав Першин, который включен в сборную страны для участия в Чемпионате Европы и Мира армреслингу.

1992-1996 годы Сергей Ходаков – заслуженный мастер спорта, чемпион паралимпийских игр по легкой атлетике.

Дмитрий Черкашин – мастер спорта международного класса по велоспорту. На первенстве Мира среди профессионалов один из первых получил международную лицензию.

Евгений Митков – в составе сборной России стал чемпионом Европы и Мира по волейболу.

Анатолий Сетянов – рекордсмен Мира по тяжелой атлетике.

Эти примеры говорят о том, что вопросам спортивной жизни в городе уделялось и уделяется достаточно серьезное внимание. Вот почему в 1993 году, когда обозначилась проблема недостатка специалистов особенно по игровым видам спорта, которая могла бы возместить через несколько лет, Яхонов Никола Николаевич, бывший тогда руководитель отдела городской администрации по делам спорта и молодежной политики, поставил перед школами вопрос о создании спортивных классов. Задача заключалась не только в том, чтобы создать возможности для развития детей, имеющих склонности к занятиям спортом, но и профессионально ориентировать их на поступление в учебные заведения спортивного профиля, на подготовку их к работе в качестве тренеров и учителей физической культуры в нашем городе. Такая предыстория создания спортивно-гуманитарного класса в нашей школе. В 1993 году такой класс был скомплектован. Это был 5 “А” класс в количестве 35 человек. В соответствии с учебным планом общеобразовательной программы, где было предусмотрено два урока в неделю, дополнительно к этому за счет вариативной части учебного плана был предусмотрен один час занятий плаванием в школьном бассейне и ежедневный, так называемый спорт час – игры, конкурсы, эстафеты на свежем воздухе: на школьной площадке, в парке неподалеку от школы, на корте в зимнее время. Ежедневно с детьми работали два тренера, которые проводили тренировки по волейболу. Безусловно, не все ребята выдерживали такую физическую нагрузку, этим и объясняется тот факт, что часто ребята переходили в параллельные классы. В 8-9 классах учащиеся имели два урока физкультуры. Но девочки и мальчики работали в отдельных группах, под руководством двух учителей (обычно такое разделение происходит на старшем этапе обучения).

Введены два спецкурса: гидроаэробика для девочек и занятия баскетболом для мальчиков, и по-прежнему проводились ежедневные тренировки, один раз в неделю ребята посещали тренажерный зал профилактория “Заря”, с которым мы имели договор о взаимной работе по укреплению здоровья учащихся нашей школы. Наряду с общеобразовательной программой, более интенсивной физической подготовкой и тренировками класс находился в центре внимания муниципальных работников и психологов школы. Еленой Владимировной Зуевой отрабатывалось умение группового взаимодействия. Елена Владимировна строила занятия интересно, используя такие психотерапевтические технологии как: танцевальная терапия, групповое тактильное переживание образов, использование холодинамики с целью построения взаимных действий для достижения группового коллективного успеха, проводила практические занятия на развитие концентрации внимания и скорости протекания мыслительных операций.

В плане работы школы выделена программа “Здоровье”. Ребята спортивного класса не были исключением, они сдавали анализы, проходили обследования, лечили зубы. Из 18 человек – 17 имели основную группу, 1 – подготовительную группу, развитие в/с – 7 человек, а остальные - средне-гармоническое. Спортивный класс принимал активное участие, как в жизни школы вообще, так и в спортивной в частности. Ребята были постоянными победителями городских спартакиад школьников в таких видах, как легкая атлетика, кросс, эстафета, волейбол, баскетбол. В 1995 году они представляли наш город на Сибириаде школьников в Абакане. В 1997 году – в городе Аченск выступали на товарищеской встрече по волейболу. В летнее время ребята отдыхали, набирались сил, тренировались в спортивном лагере в живописном месте у реки Иркут недалеко от деревни Моты. Такая насыщенная жизнь ребят не могла не сказаться на их спортивных результатах. К концу 9-го класса ребята имели неплохие результаты по общефизической подготовке.

В 1997 году перед нами открылась перспектива совместной работы с техникумом по физической культуры по подготовке спортивного класса к итоговой аттестации. Это, как всегда, было несколько неожиданно.

Как-то в школу приехали гости, это были преподаватель легкой атлетики Ильина Любовь Ивановна, со своей коллегой. Цель их посещения состояла в том, чтобы рассказать о техникуме физической культуры учащимся 9-11-х классов. Я рассказала им, что в школе есть спортивно-гуманитарный класс, но это учащиеся 8-го класса и попросила организовать встречу с учащимися, такая встреча состоялась. Ребята узнали, какие специальности можно получить в техникуме, что на базе техникума начинает работать очная академия физической культуры, где можно получить высшее образование. Мы были приглашены на “День открытых дверей”. Ребята с нетерпением ждали, и вот этот день настал. Нам показали базу техникума, все еще раз подробно рассказали. Одним словом, ребята загорелись моей мечтой – сотрудничать с техникумом физической культуры. Убедив администрацию школы в необходимости своей идеи, мы едем с руководителем по научно-методической работе Крупицкой Натальей Ивановной в техникум, где встречаемся с завучем по учебной работе Лин-Бей Натальей Петровной, обсуждаем все вопросы, подписываем договор о совместной работе школы и техникума по подготовке спортивно-гуманитарного класса. Согласно подписанных обязательств, на базе техникума начал работу спецкурс “Волейбол”, а в конце учебного года предстояло провести совмещенные выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в техникуме. Школа брала на себя обязанность финансировать необходимые затраты, а также предоставить спортивную базу для прохождения практики студентам. С первого октября 1998 года мы начали ездить на занятия к Сигаеву Александру Васильевичу, который умело смог заинтересовать ребят, привлекая к занятиям преподавателей и студентов техникума. В конце учебного года ребята сдавали совмещенный экзамен: из 11 человек поступило 9. Сегодня – это студенты третьего курса. Мы оцениваем положительно наш опыт создания споривно-гуманитарного класса, так как в скором времени наш город может получить прекрасно подготовленных специалистов в области физической культуры и спорта, выпускников только нашей школы. И это плод, детище нашей современной работы с техникумом физической культуры. Мы надеемся, что ребята не остановятся на достигнутом. А школа готова к сотрудничеству и далее. Тем более, что на это нацеливают те готовящиеся правительством реформы образования, которые имеют ввиду построение единых общеобразовательных цепочек, включающих и школу, и техникум, и ВУЗ.

Из 9 человек, которые поступили в техникум физической культуры, окончили 8 человек: Соловьева Ольга, Васильевская Юлия, Волошина Наталья, Вязьмин Артем, Пантелеев Артем, Насурдинов Роман, Чугунов Александр, Пученков Евгений. Семенова Евгения прекратила занятия после шести месяцев. По окончанию техникума, продолжили учебу: в “Российском Государственном университете физической культуры, спорта и туризма” города Иркутска на очном отделении: Насурдин Роман – проучился 2 курса и ушел работать на Иркутский Алюминивый Завод, Васильева Юлия и Чугунов Александр – студенты 5-го курса; на заочном отделении Соловьева Ольга – учитель физической культуры городского лицея г. Шелехова, студентка 3-го курса. На сегодняшней день Вяземский Артем проходит службу в рядах вооруженных сил России, Пученков Евгений – закончил службу и сейчас работает на Иркутском Алюминиевом заводе, Пантелеев Артем – продолжает учебу в “Высшей школе милиции”, Волошина Наталья – уже окончила “Высшую школу милиции” и работает в Шелеховской пожарной охране.

До сегодняшнего дня я продолжаю поддерживать хорошие отношения с семьями своих подопечных и общаться с самими ребятами, радоваться за их удачи и переживать за их промахи неудачи.

Спортивно-гуманитарный класс перед техникумом

На занятиях в ТФК

На занятиях в тренажерном зале ТФК