Лингвострановедческий подход как условие развития коммуникативной компетенции учащихся на II и III ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


Ведущая роль обучения иностранным языкам – овладение иноязычным общением.
Проблема слова, речи, искусство воздействия говорящего на слушателей имеет, как известно довольно большую историю, где основными коммуникативными задачами говорящего стали; ''что сказать, где сказать, как сказать''.
Речевое общение широко исследуется во всем мире, создаются специальные центры изучения общения, при этом, до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия ''общения'', его форм, механизмов. С разных точек зрения интерпретируется процесс во множестве моделей и подходов к его изучению.
Одним из таких подходов является лингвострановедческий подход, который включает культуроведческие, страноведческие материалы при формировании способности к общению на изучаемом языке. Давно известно, что особое познание мира, обычаи нашедшие отражения в культуре, передаются в языке и могут стать препятствием при общении представителями разных народов. Поэтому сформировалось множество мнений о необходимости обучения не непосредственно языку, а формирования иностранного мышления.
Так же можно говорить о большой роли элементов лингвострановедения на уроках иностранного языка т.к. это способствует поддержанию мотивов к изучению иностранного языка. Школьники с интересом относятся к культуре, обычаям, традициям стран изучаемого языка. Уроки с элементами страноведения вызывают у учащихся потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом.
Для детей II и III ступени обучения (от 10 до 15лет) ведущую роль играет общение, которая может поступать по средствам СМИ, Internet, туризма, телефонной связи и т.д. Общение с использованием вышеуказанных средств в различных жизненных ситуациях и является осуществлением коммуникативной компетенции.

Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку,
обеспечивающий коммуникативную компетенцию.

Учащиеся средней школы должны получить знания:
а) по основным темам национальной культуры стран изучаемого языка (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию и др.)
б) о социокультурных особенностях народов – носителей языка

  • научиться понимать устные и письменные сообщения по темам, определенной данной программой;
  • уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
  • уметь критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
  • научить использовать справочную литературу и словари;
  • научить писать рефераты и выполнять проектные работы;
  • развивать способность работать самостоятельно в коллективе.

Исходя из поставленных целей и задач, и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:

а) лингвострановедческий компонент:

  • знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры);
  • знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англо-говорящих странах, общественными и социальными отношениями в этих странах, политической системой, обычаями и традициями, экономикой, средствами массовой информации;

б) общеучебный компонент:

  • учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;
  • учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, то есть слушать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.

В хрестоматии, предложенной нами для обучения страноведению в 8-11 классах, предложены тексты различной степени сложности, коммуникативные задания, дотекстовые, послетекстовые упражнения.
Основные положения, на которых строится процесс обучения страноведению в данном пособии:
1. В центре внимания находится учащийся – с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
2. Дифференцированный подход, предполагающий учет уровня обученности учащихся, реализуется в данном курсе через:

  • использование материала разного уровня сложности;
  • использование опор различной степени развернутости (план, ключевые слова, выражения), предлагаемые учащимся для построения устного высказывания;
  • разный объем знаний учащихся по темам;
  • разные способы контроля.

Все это способствует вовлечению учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками, умениями.

Технологический подход в
процессе обучения лингвострановедению.

В методике преподавания иностранного языка ярко просматривается современная тенденция - обучать ему не только как средству приобщения к культуре. В результате, в процессе преподавания большое место уделяется показу современной культуры, современного быта народа, знакомству с его традициями и обычаями.
В соответствии с требованиями программы, учащиеся на выходе из 11 класса, должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее простых ситуациях.
Для этого необходимы условия, обеспечивающие коммуникативную компетенцию.
Каковы же они?

  1. Соответствие содержательной и процессуальной стороны учебного материала уровню языковой подготовки учащихся.
  2. Разнообразие учебного материала, методов и приемов обучения.
  3. Создание проблемной ситуации , требующей решения.
  4. Активная мыслительная и поисковая деятельность.
  5. Сознание учащимися необходимости и важности изучаемого материала.
  6. Эмоциональность учебного материала (использование "оживляющих " учебный процесс средств, живое слово учителя ).
  7. Новизна материала.
  8. Системность изложения учебного материала, использование ранее усвоенных знаний.
  9. Самостоятельный поиск дополнительных, новых сведений. В основе технологии обучения лингвострановедению – вовлечение учащихся в активную учебную деятельностью.

Методы и приемы, которые включает эта технология, следующие:

Методы: Приемы:
1. Ознакомление с
- новым вокабуляром;
- новой темой и проблемами,
с ней связанными
- объяснение;
- самостоятельное чтение материала
и его изучение;
- работа с вокабуляром;
- диктант.

2.

Тренировка - ответы на вопросы;
- поиск ответов на вопросы в тексте;
- чтение и перевод текстов;
- работа с карточками в парах.

3. 

Практика - ролевые игры;.
- обсуждение изучаемой темы (проблемы) в парах, группе;
- устная презентация;
- доклад;
- реферат.

В практике преподавания иностранного языка все более ощущается необходимость обучить не только языковым структурам, но и тому, что "лежит за языком", то есть культуры страны языка.
В культуре, как правило, выделяют:

  • информационную, или фактологическую, культуру;
  • поведенческую культуру;
  • культуру достижений, свершений.

Последняя включает в себя артистические и культурные достижения, традиционно относящиеся к культуре с " большой буквы ". При обучении иноязычной культуре можно выделить наиболее важные задачи:
1. определить минимальный объем культурологического материала;
2. выявить, какого рода культура соответствует целям изучения иностранного языка в конкретной учебной ситуации;
3. отобрать и предъявить соответствующий этим целям материал;
4. формировать у обучающихся " навыки культурного сознания ";
5. формировать у обучающихся понятие о том, что ни одна культура не является статичной;
6. вовлекать их в " культурную деятельность ". Для того чтобы решить указанные задачи, учителю, прежде всего, следует ознакомиться с соответствующими словарями, справочниками, пособиями.
Лингвострановедческий материал содержит тексты страноведческого содержания, фотодокументы, аутентичные тексты. Диалоги дают образцы речевого этикета, примеры использования фоновой и безэквивалентной лексики. В процессе преподавания учитель помогает учащимся открывать для себя реалии иноязычной культуры.
Как приобщить учащихся к страноведческой информации? Практика показывает, что здесь нужно активное вовлечение учащихся в парную и групповую работу, работу над проектами и т.д.
Задача учителя - находить наиболее эффективные приемы работы со страноведческим материалом.
С самого начала целесообразно предлагать учащимся различные опросники, кроссворды, лото. Это вызывает у учащихся наибольший интерес. Интерес у обучающихся вызывает работа с географическими картами. Можно попросить учащихся рассказать, какие ассоциации у них вызывает упоминание того или иного географического названия.
Задание, требующее использование географической карты, а также туристических брошюр: представьте, что Вы едете в Англию, но только на 3-4 дня. Какие достопримечательности Вы посетите и почему?
Большой интерес вызывает работа с пословицами и поговорками. Дается задание: приведите 5 английских пословиц, поговорок и найдите соответствующие им русские пословицы и поговорки. При этом не исключается работа со словарями идиоматических выражений, фразеологизмов. Здесь мы обращаемся к известному положению о том, что все познается в сравнении. Действительно, сравнивая, мы больше узнаем не только о других, но и о себе.
При выполнении речевых упражнений видеоматериал, печатные материалы служат смысловой опорой или стимулом для высказывания учащихся. Задания сопровождаются:

  • установкой на выражение определенного отношения к увиденному;
  • фразами-клише, помогающими выразить свою точку зрения в той или иной ситуации.

Любой учебный материал легче усваивается, если он эмоционально окрашен и вызывает положительные эмоции у учащихся. В доброжелательной, творческой атмосфере на занятиях снимаются коммуникативные барьеры, и стимулируется как устойчивое, сильно развитое стремление к общению, к личному контакту с людьми, выражающемуся в легкости вступления в социальный контакт.
Наиболее эффективны в реализации этих целей упражнения-диалоги, дискуссии, драматизации, коллективный исследовательский поиск, ролевые игры, проектная деятельность.
Все описанные материалы и приемы работы при условии их творческого применения помогают преподавателю использовать на занятиях лингвострановедческий потенциал английского языка.

Характеристика умений,
обеспечивающих речевую деятельность.

Совершенствование речевой деятельности предполагает оттачивание всего комплекса речевых действий. Плодотворным этот процесс не будет, если не уделить должного внимания каждому из умений.
Умения, обеспечивающие речевую деятельность: создание и восприятие высказываний
1. Умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма).

  • Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создаётся.
  • Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микро темы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.
  • Умение реализовать намеченные планы, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечить развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения.
  • Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи, этическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание.

2. Умение, необходимое для восприятия высказываний (для слушания и чтения).

  • Умение осознавать свою коммуникативную задачу.
  • Умение по заголовку, по началу, а так же по другим внешним признакам предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение.
  • Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкции, интонаций; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микро темы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и т.п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения..
  • Умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения.

24.11.2004