Урок музыки — урок искусства

Разделы: Музыка


Тема: Музыкальный образ.

Х.П.И.:

Слова и звуки, звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье.

Е. Растопчина.

Музыкальный материал:

  • М.Глинка “Я помню чудное мгновенье”,
  • К.Кельми “Замыкая круг”.

Наглядный материал:

  • репродукции “пушкинианы” русских художников;
  • распечатки поэтического ряда стихов А.С. Пушкина;
  • портреты М.И. Глинки, А.П. и Е.Е. Керн.

– Вехами исторического времени служат сроки правления царей и династий, войны и политические события. Про Шота Руставели, человека, олицетворяющего культуру Грузии, говорят: “Он жил во времена царицы Тамары”, и это не коробит слух. Вильям Шекспир, этот полубог мирового театра, жил при королеве Елизавете. Его творчество часто называют “вершиной Елизаветинской поры”, и в этом не слышится диссонанса. Но кому из нас придёт в голову назвать А.С.Пушкина поэтом (пусть даже “вершиной”) эпохи государей Александра и Николая, декабристов, великих полководцев и реформаторов того славного времени? Трудно такое выговорить. Наоборот, это они жили в пушкинскую эпоху.

Я сегодня неспроста вспомнила о великом поэте, писателе, т.к. его творчество очень тесно связано с музыкой. Огромное количество пушкинских произведений превратились в оперы, балеты, романсы. Вспомните и назовите их. (Ответы детей.)

– Большой интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина проявляли и художники. Перед вами репродукции портретов поэта. Это лишь малая часть пушкинианы в изобразительном искусстве. Внимательно всмотритесь в них. (Пауза.)

– Прочитайте предлагаемые фрагменты стихотворений Пушкина:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль средь юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Итак, я счастлив был, итак я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня упрямой скуки тень!

Я пережил свои желанья,
Я пережил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

И ведаю, мне будут наслаждения
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье.
Как гений чистой красоты.

– Какие поэтические строки, с вашей точки зрения, наиболее созвучны состоянию души поэта, отразившемуся в том или другом изображении? Попытайтесь соотнести одно с другим. (Дети работают. Учитель ещё раз поясняет: “Не следует искать чисто внешних соответствий портрета и текста. Искать нужно созвучия главного настроения стихов и состояния души поэта, которое просвечивает в его облике”. Ответы детей.)

– А каким поэтическим строкам будет созвучен этот музыкальный фрагмент? (Учитель исполняет вступление к романсу “Я помню чудное мгновенье”. Приложение 1. Ответы детей.)

– Что это? Музыкальный образ “гения чистой красоты”? Может быть. А может быть, возвышенные, благородные чувства влюблённого.

Вот уже почти двести лет это стихотворение Пушкина неразрывно связано с музыкой Глинки. К кому же обращены чародейные слова поэта? Анонимный характер принятого заголовка сегодня уже не тайна. Пушкин посвятил эти строки Анне Петровне Керн. Глинка свой романс тоже посвятил Керн. Только Екатерине Ермолаевне. Мать уступила место дочери. Кто бы мог предположить, что эти женщины объединят музу поэта и композитора. Неисповедимы пути…

К этим “керновским” стихам неоднократно обращались русские музыканты. Но все их сочинения канули в Лету. Лишь глинкинское творение обрело вечность жизни. Почему? Это проблема нашего урока. Попробуем решить её вместе.

Запишите главный вопрос урока в тетрадь: что определяет вечность жизни вокальных произведений?

– А сейчас прочитайте, пожалуйста, стихотворение А.С.Пушкина и скажите, какие события лежат в основе сюжета этого поэтического творения? (Ответы детей.)

– Условно это можно обозначить так: встреча, разлука и новая встреча.

– Какие чувства переживает герой (а им является сам Пушкин) в каждый из этих моментов жизни?

(Ответы детей оформляются на доске в схему: лирика – драматизм – лирика.)

– Как же эти контрастные поэтические образы найдут своё отражение в музыке? (Учитель исполняет фрагмент романса. Приложение 1.)

– Какой интонацией наполнена музыка? (Ответы детей.)

– И в слове светлая лирика, и в музыке светлая лирика. Звук и слово в гармонии.

– Сейчас мы разучим этот фрагмент и попутно выясним, какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для создания лирического музыкального образа.

(Во время вокально-хоровой работы подчёркиваются элементы музыкального языка данного образа и оформляются в виде таблицы:

  • лирический образ
  • кантилена
  • мажор
  • консонансы
  • пластичность фактуры аккомпанемента.)

– Хочется обратить ваше внимание на художественную находку композитора. “Как мимолётное виденье”. Это реальный образ? Как же передать его? Образ видения Глинка создаёт через зыбкость, неустойчивость музыки благодаря синкопированному ритму.

– Передайте своим голосом образ возвышенной лирики. Ощутите сами внутренний радушный подъём, лёгкость, воздух, свободу дыхания. (Целостное исполнение фрагмента романса.)

– Теперь прослушаем романс полностью, получим истинное удовольствие, а также проследим за развитием, изменением музыкального образа вслед за поэтическим словом.

(Слушание. Ответы детей оформляются в виде таблицы:

  • драматический образ
  • декламационность
  • минор
  • диссонансы
  • пульсирующая аккордовая фактура аккомпанемента.)

– Музыкальный материал первой и третьей частей романса совершенно одинаковый за исключением одного момента. На смену пластичной фактуре аккомпанемента приходят вот такие ритмические фигурации. (Учитель играет. Приложение 2.) Чем вызвано это изменение? (Ответы детей.)

– Трепетное движение аккомпанемента словно передаёт взволнованное биение сердца и оттеняет страстность и возбуждённость темы любви:

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

– А теперь вернёмся к нашему главному вопросу. Подумайте и ответьте на него. У вас есть целых две минуты. (Ответы детей.)

– Да, в романсе удивительно гармонично соединяются поэзия и музыка.

Слова и звуки, звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье.
Е.Растопчина.

Гармония слова и звука позволяет выразить художественную идею и передать непосредственность чувств, вызывая душевный отклик в сердце слушателя. Именно гармония слова и звука определяет вечность жизни произведений вокальной музыки.

– Скажите, а что в жизни человека должно быть, на ваш взгляд, гармоничным?

  • Душа и тело,
  • мысли и поступки,
  • внутренний мир человека и окружающий его мир.

– Вот тогда-то на земле будет рай, о котором люди издавна мечтали и мечтают сейчас. К сожалению, мы ещё так далеки от этого идеала, но я знаю точно, что искусство, пусть ненадолго, способно окунуть человека в гармонию мира.

Дети исполняют песню К.Кельми “Замыкая круг”. Приложение 3а, Приложение 3б, Приложение 3в.

– Прислушайтесь к своим сердцам. Они сейчас на волне красоты и доброты. Несите это в наш мир, и он станет лучше.